« ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
Оценка 4.6

« ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
11.12.2020
« ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ   В  УСЛОВИЯХ  ФГОС  ДО»
В настоящее время дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Родители не играют вместе с ребёнком.
ОРГАНИЗАЦИЯ-ИГРОВОЙ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-ДОШКОЛЬНИКОВ-В-УСЛОВИЯХ-ФГОС-ДО.docx

«ОРГАНИЗАЦИЯ  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 

 В  УСЛОВИЯХ  ФГОС  ДО»

       В настоящее время дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Родители  не играют вместе с ребёнком.

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля  происходит   прежде всего в игре».

 

         Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Ребёнок живет в игре.

        Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен  В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.

Каково же значение игровой деятельности для дошкольника?

- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

- В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

- В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

- В игре ребенок развивается духовно.

 

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

       И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей.

Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

 

      Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статистическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

    Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО освещена в «Требованиях  к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 

 2. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);  

3. Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. 

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка

      ФГОС ДО  указывает  на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

- младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

- раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

- дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Дети должны чётко понимать правила игры. Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.                  

Можно выделить следующие типы игр:

1.      Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры).

2.      Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.

3.      Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности.

 

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

·         сюжетно - отобразительная;

·         сюжетно-ролевая игра;

·         режиссёрская постановка;

·         театрализованная импровизация.

 

 

  Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.  Игры с ярко выраженным обучающим характером:

·         дидактические игры с сюжетным рисунком;

·         игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

·         подвижные разного уровня интенсивности;

·         дидактические игры с музыкальным сопровождением.

 

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

·         развлекающие игры;

·         интеллектуальные головоломки и состязания;

·         календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные;

·         народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

 

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Роль воспитателя: воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности,  воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

 

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Педагогу необходимо решать  следующие задачи руководства игровой деятельностью детей:

·         стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения;

·         помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры;

·         обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек  в процессе  игры;

·         побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни;

·         придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами;

·         формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения;

·         пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами;

·         развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры;

·         прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков;

·         стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников;

·         учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими;

·         поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок;

·         обучать умению договариваться.

 

Основные требования к эффективной организации и проведению игры

(Две модели поведения взрослого)

·         взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;

·         взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

      Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. С  помощью игры он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого  она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим,  неумелого - умельцем.


 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статистическая поза, чрезмерная подвижность)

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статистическая поза, чрезмерная подвижность)

Можно выделить следующие типы игр: 1

Можно выделить следующие типы игр: 1

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои…

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои…
Скачать файл