« ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»

  • Семинары
  • docx
  • 11.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Родители не играют вместе с ребёнком.
Иконка файла материала ОРГАНИЗАЦИЯ-ИГРОВОЙ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-ДОШКОЛЬНИКОВ-В-УСЛОВИЯХ-ФГОС-ДО.docx

«ОРГАНИЗАЦИЯ  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 

 В  УСЛОВИЯХ  ФГОС  ДО»

       В настоящее время дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Родители  не играют вместе с ребёнком.

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля  происходит   прежде всего в игре».

 

         Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Ребёнок живет в игре.

        Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен  В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.

Каково же значение игровой деятельности для дошкольника?

- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

- В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

- В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

- В игре ребенок развивается духовно.

 

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

       И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей.

Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

 

      Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статистическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

    Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО освещена в «Требованиях  к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 

 2. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);  

3. Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. 

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка

      ФГОС ДО  указывает  на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

- младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

- раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

- дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Дети должны чётко понимать правила игры. Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.                  

Можно выделить следующие типы игр:

1.      Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры).

2.      Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.

3.      Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности.

 

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

·         сюжетно - отобразительная;

·         сюжетно-ролевая игра;

·         режиссёрская постановка;

·         театрализованная импровизация.

 

 

  Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.  Игры с ярко выраженным обучающим характером:

·         дидактические игры с сюжетным рисунком;

·         игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

·         подвижные разного уровня интенсивности;

·         дидактические игры с музыкальным сопровождением.

 

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

·         развлекающие игры;

·         интеллектуальные головоломки и состязания;

·         календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные;

·         народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

 

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Роль воспитателя: воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности,  воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

 

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Педагогу необходимо решать  следующие задачи руководства игровой деятельностью детей:

·         стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения;

·         помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры;

·         обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек  в процессе  игры;

·         побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни;

·         придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами;

·         формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения;

·         пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами;

·         развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры;

·         прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков;

·         стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников;

·         учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими;

·         поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок;

·         обучать умению договариваться.

 

Основные требования к эффективной организации и проведению игры

(Две модели поведения взрослого)

·         взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;

·         взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

      Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. С  помощью игры он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого  она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим,  неумелого - умельцем.