" Игры для развития речевого дыхания"
Оценка 4.8

" Игры для развития речевого дыхания"

Оценка 4.8
Игры
docx
преподавание
5 кл—11 кл +1
02.04.2020
" Игры для развития речевого дыхания"
В данной статье можно узнать, как научить в игровой манере правильно дышать ребенку.
статья на весну.docx

Игры для развития речевого дыхания.

 Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую точную диагностику и работать по самой лучшей методике, но если ребенок не старается, ваши усилия напрасны.

Насколько ребенок увлечен, настолько и эффективны занятия.

Мы знаем, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому мы взяли основные методики, по которым вы работаете с детьми, и переложили упражнения в формат интерактивных игр. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием делает то, что вам нужно.
Почему это работает?

Если вы проводите физ минутку и просите ребенка бегать по кругу, то ему это быстро надоест. Но если вы дадите мяч, поставите ворота и позовете друзей — он будет бегать до ужина.

Если вы работаете над речевым дыханием и просите ребенка дуть на ватку — ему это быстро надоест. Но если вы посадите на поле дракона, который выдувает пламя и сжигает сорняки, когда ребенок дует в микрофон, то он будет дуть в него столько, сколько вам нужно.Развитие правильной речи ребѐнка невозможно без тренировки дыхания. Чтобы ребѐнок научился правильно дышать и получал от этого удовольствие, играйте вместе с ним. Начните с простейших игровых приѐмов, постепенно усложняя их. Используйте коротенькие стихотворения. Следите, чтобы дети не поднимали плечи, а выдох был плавным, постепенным, длительным.

Дыхательное упражнение «Волк»

 Волк зимой холодной

В лесу воет злой, голодный: (Голову поднять вверх, вдох.)

 «У-у-у-у-у…» (Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на выдохе, напрягая мышцы шеи.)

Дыхательное упражнение «Одуванчик» 

Как воздушный шар на ножке,

Одуванчик у дорожки.

 Одуванчик – шарик белый.

 Дунул я. И улетел он! (Дети делают спокойный вдох, не поднимая плеч, затем задерживают дыхание и делают продолжительный выдох: «ф- ф-ф-ф-ф…»)

Памятка для родителей:

 ЧТОБЫ РЕЧЬ ТРЕНИРОВАТЬ, НАДО ГОЛОС РАЗВИВАТЬ!

Памятка родителям от ребѐнка: МАМЫ И ПАПЫ! Хотите ли Вы, чтобы я научился правильно говорить? Тогда наберитесь терпения и помогите мне развивать силу голоса. Я очень люблю игры со звукоподражаниями. Они развивают силу голоса, ритм, выразительность речи, навык правильного дыхания. Играйте вместе со мной!

 Упражнение «Ку-ку!»

 Где она? Никто не знает, на каком сидит суку

 В прятки с солнышком играет и кричит ему… (Глубокий вдох.)

 «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» (Три продолжительных выдоха с паузой после каждого из них.).

Можно произносить громко и тихо.

 Упражнение «Ворона»

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)

 «Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.). Можно изображать сердитую и радостную ворону.

 Упражнение «Жук».

 «Ж-ж-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу: ж- ж -ж». (Зубы стиснуть, губы вытянуть чашечкой, произносить длительно и громко).

Памятка для родителей:

 ИГРАЕМ И ОДНОВРЕМЕННО ДЫШИМ. МАМЫ И ПАПЫ!

 ПОМНИТЕ, что положительную роль в коррекции различных речевых нарушений играет психоэмоциональное состояние. Играйте вместе с ребѐнком в игры на развитие речевого дыхания! Непринуждѐнная весѐлая атмосфера позволит Вам проявить к нему больше внимания и увеличит совместное общение.

«БУЛЬКАНЬЕ» (восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха)

 Приготовьте бутылочки с водой и соломинки. Расскажите ребѐнку, что сейчас в воде будут появляться волшебные пузырьки. Покажите, как дуть через соломинку: чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Тот, кто «пробулькает» дольше всех, получает приз.

«ВОДОЛАЗ» (дыхательное упражнение)

 Три, два, раз! Входит в море водолаз.

Трубку проверяет, в трубку выдыхает: (Вдох – пауза.)

 «Фу-фу-фу…» (Короткие выдохи в кулак.)

Картотека игр на развитие дыхания.

 «Листья шелестят».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: Детям раздаются полоски тонкой зелѐной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох)

«Воздушный футбол».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

«Мой воздушный шарик».

 Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

       Вариант 1.

 Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

 Носом я вдыхаю, не спешу,

 За своим дыханием слежу.

     Вариант 2.

 Каждый день я в шарик дую,

 Над дыханием колдую.

 Шарик я надуть стремлюсь

 И сильнее становлюсь.

.« Яблоня».

 Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками. Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

 Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

 Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

 Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

 А эта яблоня, какая? Да, да, красивая, большая,

 И много у нее ветвей, совсем как руки у детей. (Дети встают в круг, тесно прижавшись, друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

 Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших. (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся. (Дети покачивают руками из стороны в сторону). Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

 Носом воздух набираем, через ротик выпускаем. (Дети дуют все вместе).

 Сразу яблоки упали и о землю застучали,

Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают. (Топают ногами).

Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.

 Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет. (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).

«Дует ветерок».

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

 Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

 С утра улыбается

-А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на

правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

 Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук)..

 «Дразнилка» или «Изобрази животное».

 Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

 Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

 «Жуки».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 Оборудование: предметная картинка "жук". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж"). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо- влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

 Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

 Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим .

«Варим кашу».

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

 Горшочек, вари! ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек"). Каша варится. Дети, выпячивая живот, и набирая воздуха в грудь, делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш". Огонь прибавляют. Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).

Раз, два, три, Горшочек, не вари!

 «Веселые движения».

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

 Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

 Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

 «Дирижер».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

 Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

 Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.

  «Эхо».

 Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов. Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

«Осенние листья».

 Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

«Полет на шарике».

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения " стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

 Оборудование: разноцветные мячи. Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

 Все дети во сне летают. (Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

 К звездам полететь мечтают.

 Мы подрастаем, пока летаем. (Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем. (Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя).

  «Потягушеньки».

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями. Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями: Потягушеньки моей душеньке.

 Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).

 Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).

 Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка).

 «Вертушка».

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее, самостоятельно :

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

«Летите, птички!»

 Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз) - Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери больше воздуха. Полетела птичка! В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

 «Ветерок»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 Оборудование: бумажные султанчики (метѐлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метѐлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метѐлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

 - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и -зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

 Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метѐлочки одновременно.

 «Весѐлые шарики»

 Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

 Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. - Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

 «Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

 «Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».

 «Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

«Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
 Сели бегемотики, потрогали животики.

 То животик поднимается (вдох),

 То животик опускается (выдох).

Вдох и выдох производится через нос.        

«Чей паровоз громче гудит»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Оборудование: маленькие пузырьки с маленьким горлышком из-под лекарств или духов.

Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

 «Погреем руки»

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О»

 «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Вдох и выдох производится через нос.

 «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

 «Дыхание»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

Вдохи всем телом после каждой строчки.

 «Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.

 «Кораблик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

 «Лети, перышко!»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

  «Лесная азбука»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку.

«У-У-У» - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

«А-У-У» - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

«Ы-Ы-Ы» - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

 «Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.


 

Скачано с www.znanio.ru

Игры для развития речевого дыхания

Игры для развития речевого дыхания

Памятка для родителей: ЧТОБЫ

Памятка для родителей: ЧТОБЫ

Листья шелестят». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох

Листья шелестят». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо

Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо

Затем предложите подуть на нее, самостоятельно : -

Затем предложите подуть на нее, самостоятельно : -

Рычалка» Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох

Рычалка» Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020