- Искажённое произношение ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р (РЬ) -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р.docx

 

 

 

- Искажённое произношение ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р (РЬ) -

 

При правильном произношении звука р органы артикуляционного аппарата имеют следующее положение: рот открыт до такой степени, чтобы можно было четко произнести следующий гласный звук; передняя часть языка поднята кверху и касается альвеол; боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам.

 

Остальная часть языка опущена. Под напором сильной воздушной струи кончик языка приходит в движение: он то касается верхних альвеол, то оттягивается внутрь рта. Таким образом происходит вибрация кончика языка.

 

При мягком р передний край языка касается шеек верхних резцов, а спинка языка несколько приподнята.

 

Недостатки произношения звука р (рь) у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто.

 

Существует множество вариантов неправильного произношения этого звука. В одних случаях ребенок может совсем не произносить этот звук («ыба» вместо рыба), в других — заменять его звуками, более легкими по артикуляции. Чаще всего звук р (рь) заменяется звуком л (ль) или й («лука», «люка», «юка», вместо рука); реже — звуками ы, н, в, у, г (с призвуком х). Иногда звук р может заменяться звуком рь. Звук р (рь) произносится искаженно, когда вместо вибрации кончика языка вибрирует мягкое нёбо или только язычок мягкого нёба. На слух такое произношение приближается к нормальному. Иногда звук р (рь) может произноситься недостаточно раскатисто, реже вместо вибрации кончика языка он образуется от дрожания губ.

 

При устранении недостатков произношения звука р сначала следует попытаться получить его путем подражания. В случае отсутствия или замены звука предложите ребенку вслед за вами изобразить рычание собаки (ррр), карканье вороны (каррр); шум мотора автомашины при его запуске (т-ттт-тррр).

 

Предварительно покажите ребенку, где должен находиться кончик языка (работа проводится перед зеркалом, чтобы он мог сравнить положение органов речи у себя и у вас).

 

Однако вызвать звук только по подражанию у детей пяти-шести лет удается не всегда. В большинстве случаев постановке звука предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка, воспитанию умения отличать правильный звук от неправильного.

 

Если ребенок затрудняется придать языку нужное положение, проведите с ним следующие упражнения:

 

высовывать язык, а потом убирать его (сначала это упражнение выполняется медленно, затем в быстром темпе);

высунуть язык и делать им движения налево и направо (как двигается маятник часов);

высунуть язык и загнутый кончик языка поднимать кверху, а затем опускать вниз к подбородку;

пощелкать языком (кончик языка присасывается к твердому нёбу, а затем опускается). При выполнении этого упражнения не допускайте, чтобы ребенок вместе с кончиком языка поднимал вверх нижнюю челюсть;

кончик языка поднимать кверху и, удерживая его в таком положении, касаться альвеол.

 

Данные упражнения надо выполнять не более 5 мин 2 — 3 раза ежедневно. Переход к каждому предыдущему упражнению осуществляется только после четкого усвоения предыдущего.

 

Иногда отсутствие звука р бывает обусловлено слабостью выдоха и недостаточной вследствие этого вибрацией кончика языка. В таком случае проделайте с ребенком дыхательную гимнастику. Например, предложите ему дуть на ватку, на подвешенные полоски бумажек. Силу выдоха тренируют надувание шаров, резиновых игрушек, игры на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксафоне, свиреле, свистульке.

 

Если ребенок заменяет звук р звуком л или смешивает их в речи, следует потренировать его в различении данных звуков на слух.

 

После подготовительных упражнений можно переходить к вызову звука. Предложите ребенку при открытом рте и поднятом кончике языка вверх к альвеолам произносить звук д в постоянно ускоряющемся темпе: дддд..., затем нроизносить звук д в сочетании с гласными: ддд-ы, ддд-а, ддд-у, ддд-о. Произнесение звукосочетаний осуществляется на одном выдохе. Одновременно под кончиком языка производятся специальной лопаточкой или ручкой чайной ложки быстрые колебательные движения (в горизонтальном направлении). Кончик языка то смыкается с твердым нёбом, то отрывается. Таким образом достигается вибрация кончика языка. Когда ребенок с помощью взрослого станет произносить звук р достаточно четко, нужно добиваться от него самостоятельной артикуляции. Получив четкий звук, переходят к его закреплению в слогах, словах, фразах.