« Использование краеведческого материала на уроках истории, посвященных Великой Отечественной войне»
Оценка 4.6

« Использование краеведческого материала на уроках истории, посвященных Великой Отечественной войне»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
история
8 кл—10 кл
15.06.2020
« Использование краеведческого материала на уроках истории, посвященных Великой Отечественной войне»
В этой работе я использовала архивные данные, воспоминания Курян и односельчан - свидетелей тех далёких событий, фотоматериалы, материалы периодической печати. Собранный материал находится в связке с учебником «История России» под редакцией А. А. Данилова и Л. С. Косулиной.
Исследовательский проект.doc

Курская область Курский район МБОУ «Верхнемедведицкая СОШ»

 

Из опыта работы:

 

 « Использование краеведческого материала на уроках истории, посвященных Великой Отечественной войне»

 

75-летию Победы посвящается

 

 

 

Выполнила:

ученица 10 класса

Шавырина Екатерина.

Руководитель:

Щепина Наталья Юрьевна.

 

 

 

 

 

 

Курск 2020


Пояснительная записка

 

Данная методическая разработка предлагается для учителей обществоведческих дисциплин, классных руководителей, и других участников учебно- воспитательного процесса в школе. Тема патриотизма, тема объективного изложения исторических фактов- веление времени.

 В этой работе я использовала архивные данные, воспоминания Курян и односельчан - свидетелей тех далёких событий, фотоматериалы, материалы периодической печати.

Собранный материал находится в связке с учебником «История России» под редакцией А. А. Данилова и Л. С. Косулиной.

Гипотеза:

 Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, детей шестидесятых и сегодняшней молодежи. Считаю, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и  трудиться, создавая  что-то новое и необходимое не только себе, но и всем людям. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха .

  Цель:

1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстанавливать связь между поколениями, содействуя  передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

Вот поэтому я и хочу поговорить о   детях войны, и не только. Хочу провести  параллель между детством, опаленным войной и сегодняшним  детством,  детством моих сверстников.

  Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу  периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов  по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей в оккупационный период;

4. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.

Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

Проблема исследования:

   Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

  О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно.  К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась 4 долгих и нескончаемых года. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам  утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет.

Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря… Некоторым повезло, они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою родину.

Детей,  оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.           

О Великой Отечественной войне написано очень много: это и  воспоминания фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидела, встретившись с нашими ветеранами. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.

СССР накануне Великой Отечественной войны

   Накануне Великой Отечественной войны Советскому Союзу пришлось решать много внешнеполитических задач. Одна из них - укрепление обороны нашей северной столицы Ленинграда. Без урегулирования отношений между СССР и Финляндией сделать этого было нельзя. Переговоры с нашим соседом к положительному результату не привели. Началась советско- финская война(1939-1940гг). Воины - куряне стали её активными участниками.

Один из них Фролов Василий Михайлович - командир разведывательной роты 679-го стрелкового полка 113-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, младший лейтенант.
Родился 17 мая 1910 года в деревне Конопляновка ныне Рыльского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов.
В Красной Армии с 1932 года. Окончил военное пехотное училище. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов.
Командир разведывательной роты 679-го стрелкового полка (113-я стрелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт) кандидат в члены ВКП(б) младший лейтенант Василий Фролов отличился 9 февраля 1940 года в районе высоты «Груша». Оперативная группа под его командованием овладела высотой, блокировала огневые точки врага, чем способствовала занятию важного рубежа стрелковыми подразделениями.
В этом бою отважный офицер-разведчик лично взорвал дзот противника. Был тяжело ранен. Скончался в госпитале от ран 13 февраля 1940 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему лейтенанту Фролову Василию Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина.

 

Начало Великой Отечественной войны

 

Интервью с очевидцем событий Великой отечественной войны Марковчиной Анной Ивановной, жительницей села Верхняя Медведица.

Здравствуйте, Анна Ивановна. Вы долго проработали в школьной библиотеке, вы коренной житель деревни Верхняя Медведица и многое помните об истории родного края. Зная Вас как прекрасного рассказчика,  мы обращаемся к вам с просьбой вспомнить и рассказать ребятам о событиях Великой Отечественной войны

-Вы помните, как узнали о начале войны?

- Я хорошо помню, как началась Великая Отечественная война. В тот день была хорошая погода. Ярко светило солнце, всех нас собрали у здания сельсовета. А потом мы пошли в школу. Там и просидели до конца дня, почему-то боялись идти домой.

- Когда село было занято немцами?

- Немцы вошли в наше село в сентябре. Сначала прилетели самолеты и бомбили нас. Во время бомбежки сгорел дом нашего директора Серафимы Сергеевны. Потом приехали вооруженные мотоциклисты. Сразу установили свои порядки. Устроили комендатуру в здании школы. Туда приводили пленных и задержанных. А потом жителей сгоняли для показательной казни. Так за школой был расстрелян комсомолец и партизан Шура Алымов. А на том месте, где сегодня здание стоянки и рядом расстреливали пленных русских солдат. Вся земля на том участке полита их кровью. В первый год после войны там пышно распустились травы.

-А чем занимались вы во время оккупации?

- Все трудоспособное население гоняли на работы. Молодежь, не успевшую уйти, угоняли в Германию. Молодая учительница начальных классов Пашина Анна Дмитриевна пряталась в погребе у своих родных в соседней деревне. В нашем доме поселили какого-то немецкого командира. Я была еще девчонкой и меня часто не брали в поле или на очистку заграждений, а оставляли смотреть скотину или убирать дом.

- Трудно было переносить лишения оккупации?

- Конечно, не легко. Но самое трудное было не в голоде, не в тяжелой работе, а в состоянии, которое мы тогда испытывали. Всех собак на деревне почему-то постреляли, их фашисты за что-то не любили. Мне на всю жизнь запомнился день, когда наш постоялец – немец получил из дома письмо от своей девушки. Она написала, что уходит от него, и  фриц решил повеситься. Я тогда была дома одна и увидела, как он надел петлю на шею. От отчаяния я бросилась к нему и плакала, держала его за ноги, пока немец не решил освободиться от петли. Потом он долго благодарил меня за то, что спасла ему жизнь. Но он не мог понять, что я это сделала не для него. А ради спасения своих родных. Ведь за найденного убитым немца могли расстрелять всю семью. А к тяжелой работе с утра и до самой ночи я быстро привыкла, наверное, потому что маленькая еще была.

- Наверное, вы считали дни в ожидании освобождения.

- Не то слово, деточки. Но мне посчастливилось первой узнать о возвращении наших войск. Мы уже ожидали наступления, так как слышали приближающийся фронт. А однажды февральской ночью к нам постучались. Сначала мама очень испугалась и не решалась открыть, вдруг это немцы. А потом один из мужчин освободил от белого капюшона звездочку на шапке.  Лыжников впустили в дом, бросились обнимать, доставать из печки картошку, больше и угостить дорогих гостей нечем  было. Но солдаты не могли долго задерживаться. Это была наша  разведка. Быстро расспросив о расположении фашистов в селе, они попросили помочь им похоронить их друга, смертельно раненого в пути. Так мы его и прикопали в конце сада, присыпав снегом, чтобы немцы не заметили. Уже после войны, когда решили собрать и перезахоронить всех погибших в бою за наше село, мы перенесли останки нашего разведчика в общую могилу.

А бой за село вы видели?

Сам бой, конечно, не видела. Мы сидели с мамой в погребе. Слышали разрывы снарядов. Крики, стрельбу. Вышли, когда все затихло. Бурной встречи не было. Наши стразу пошли дальше. Оставались только убитые да раненые. Все, кто мог, пошли собирать их вокруг деревни.

На том месте, где сейчас памятник стоит, была большая воронка от взрыва авиабомбы. Вот в нее и решено было снести всех убитых солдат. И долго еще на селе стояла тишина. А потом, когда люди осознали, что фашистов прогнали, стали выходить из домов, собирались в сельсовете, пошли мыть и чистить школу, восстанавливать классы. Уже в марте начались занятия. Но если бы вы видели, ребята, как вернулись в школу после войны наши фронтовики-комсомольцы. В гимнастерках, с наградами они сели опять за парты, чтобы закончить десятилетку. И какой это был выпуск! Все поступили в институты. Они стали врачами, инженерами, некоторые вернулись учителями в родную школу.

 

Из воспоминаний Апальковой Екатерины Павловны (1914 г.р.,участница Великой Отечественной войны, награждена медалью за самоотверженный труд в годы войны, мать героиня).

В нашей семье на фронт ушли сразу три брата: Иван, Афанасий, Егор.

Егор был артиллеристом, прошел войну и остался жив, работал в Щиграх на железной дороге.

Афанасий был летчиком и погиб в бою.

Дедушка Апальков Иван Алексеевич служил в пулеметном расчете. В 1942 немцы рвались к Москве, шли жестокие бои. В одном из таких боев дедушка был ранен и оглушен взрывом. Так он попал в плен. Но в 1943 во время наступления Красной Армии его освободили, и дедушка воевал уже до конца в пехотных войсках.

О войне дедушка Ваня не любил рассказывать и никогда не ходил на парад, не надевал награды, хотя они у него были. Свою медаль и орден дедушка отдал сыновьям. А о фронтовой судьбе Апалькова Ивана Алексеевича внуки узнавали от бабушки, Екатерины Павловны. Только с ней и делился он пережитым.

Бабушка в войну сохранила двух сыновей и дочь. Ее часто посылали рыть окопы. Затем в деревню пришли немцы. Бабушка и дети прятались на печке, боялись выйти за самым необходимым, питались мерзлой картошкой.

Когда дедушка вернулся и увидел, что они живы и здоровы, да еще корову завели, он просто поклонился бабушке до земли.

После освобождения деревни от фашистов бабушка вместе с другими женщинами работала на колхозном поле, чтобы вырастить хлеб для фронта. С поля она видела, что по дороге движется копна сена. А кто ее тянет, не заметно. Потом одна из женщин сказала: «Да это же твои ребята, Катерина!» Дедушка Ваня (так звали и сына) и Гаврил накладывали сено на тележку и толкали ее снизу. Они готовили сено для коровы-кормилицы. Без нее вся семья могла бы умереть с голоду. Так рассказывала нам прабабушка Катя, которую мне удалось еще застать в живых.

Иван Алексеевич и Екатерина Павловна вырастили вместе девятерых детей своих и воспитали еще четверых соседских, у которых отец погиб на фронте , а мать умерла от голода.

В труде и заботах они прожили большую и трудную жизнь и заслужили уважение. Память о них хранят наши родители и передают нам, внукам, а мы передадим все, что запомнили, своим детям.

Записала Хмелевская Виктория.

 

«Дети и война»

  Детство и война, война и дети. Трудно найти слова более  несовместимые, чем эти. Но это было. Было в истории нашей страны.

   Брестская крепость первой встала на пути врага, а детям Бреста одним из первых было суждено пережить все ужасы войны.

В 1941 году Константином Симоновым было написано стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете», которое  нашло живой отклик в сердцах людей. Солдаты давали клятву отомстить за горе ребёнка.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней…

    Многим детям войны выпала горькая доля сиротства. Они спаслись от голода и бомбёжек, выжили вовремя оккупации и артобстрелов, избежали угона в Германию на принудительные работы, но потеряли самых родных и близких, лишились домашнего тепла и уюта, заботы и ласки.

 

Каково это, в один миг лишиться самых дорогих и близких людей, как никто другой знал Евгений Алексеевич Шанин, ученый-психолог, педагог, бывший декан историко-педагогического  факультета Курского государственного университета, заслуженный работник культуры, поэт, автор поэтических сборников: «Разговор с сыном»,  «Голос из прошлого», «Мир постигая». 

Евгений Иванович Шанин родился  в селе ХотеновоЯрцевского района  Смоленской области.  Война лишила его семьи, обрекла на тяжёлую долю сиротства. На глазах ребёнка рухнул привычный мир вещей, всё переменилось,  исчезло под железной пятой войны.

В их доме  жили жена, сын и брат начальника, партизанского отряда. При подрыве железной дороги на станции Свищёво  ушедшие на задание  партизаны погибли, по найденным у них документам немцы пришли в дом Шаниных, забрали мать и старшего брата Володю, больше Евгений Алексеевич их никогда не видел.

После страшных событий 1942 года дети остались одни, Евгению Алексеевичу было восемь лет, его брату и сестре – 11. Что было потом? Детский дом в Оптиной пустыни, ФЗУ при хлебопекарне, учёба в Калининградском педагогическом институте, работа в школе, переезд в Курск.

Боль от пережитой в детстве трагедии не отпускала на протяжении всей жизни. Война нанесла душе и сердцу страшные раны, над которыми было не властно время.

 

Судьба осиротевших детей складывалась по-разному: одни попадали в детские дома, другие – уходили из сожжённых сёл и деревень в партизанские отряды, примыкали к действующей армии, становились «сыновьями полка», воевали наравне со взрослыми.

Дети принимали жестокие правила, которые диктовала война: они, как взрослые, гибли на фронте и в плену, умирали от ран в госпиталях и совершали подвиги и героические поступки, достойные самой высокой награды.

Ученик курской школы №6  одиннадцатилетний Стасик Меркулов вместе с отцом защищал родной город от врагов. Отца мальчика убили, Стасик сам открыл огонь по немцам из его пулемёта, но силы были неравны, мальчик погиб.

 

Пятнадцатилетний Валя Крохин, сын погибшего комиссара  партизанского отряда, решил продолжить дело своего отца, но при попытке взорвать полицейскую комендатуру был схвачен и повешен. 10 мая  1965 года отец и сын Крохины  были награждены  посмертно  орденом Отечественной войны Iстепени.

 

Вместе с отцом Егором Емельяновичем, политруком Михайловского партизанского отряда на оккупированной территории вёл борьбу против немецко-фашистских захватчиков Алексей Шаров. Во время разведки 6 февраля 1943 года Шаров вступил в неравный бой с десятью полицаями в деревне Селино Дмитриевского района, юный партизан убил 8 предателей, но и сам погиб в бою. 10 мая 1965 года он посмертно был награждён орденом Отечественной войны II степени

Геройски погиб Вася Кострубов, уроженец Конышевского района Курской области. В 1941 году он окончил  четыре класса Грядинской семилетней школы. Отец погиб, брат ушёл в партизанский отряд, дома осталась мать с четырьмя младшими братьями. Вася был пастухом, помогал держать связь с партизанами, снабжал их продуктами. За смелость и отвагу ему объявили благодарность. Но мальчика выследили и схватили. После длительных пыток и издевательств враги полуживым закопали его в землю, так оборвалась жизнь юного партизана.

 

 

 

Курские школьники проявляли не детский героизм и отвагу,  даже под пытками не выдавали врагам важные сведения. Любой из них мог бы стать прообразом героя стихотворения «Баллада о младшем брате»

Это стихотворение было написано в 1941 году Ольгой Бергольц.  В  мае 2015 года исполнится 105 лет со дня рождения поэтессы. В годы Великой Отечественной войны Ольга Фёдоровна, оставаясь в Ленинграде, все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио.

 

 

Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть. 

Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей город находился во вражеском кольце, в домах не было ни света, ни тепла, ни воды, не хватало хлеба, был 
страшный голод. 
Но город жил. Метроном, который в мирное время был лишь прибором, помогающим установить правильную скорость исполнения музыки, в дни блокады стал символом биения сердца города.
 
 
 
Очевидцем 900 блокадных ночей и дней был Анатолий Молчанов, принадлежащий к поколению детей войны. В далёком 1941-м ему было девять лет. Он ходил в школу, тушил фугаски и, еще мальчишкой, летом 1943-го в прифронтовом лесу помог поймать вражеских разведчиков. В схватке с врагом был ранен. А спустя некоторое время получил свою первую награду – медаль «За оборону Ленинграда».

И я войну узнал не по плакатам

И не в кино под бутафорский шум.

Я на войне был школьником блокадным

И след от пули вражеской ношу. 

Особой темой в блокадной поэзии Анатолия Молчанова стала память о самых маленьких жертвах войны. Им, детям войны, посвящены многие его стихи.

 

    Страшная цифра: 13 миллионов детей погибло во время Второй мировой войны. Это невосполнимая утрата для всего человечества.

Мы, дети ХХI  века, должны  помнить о скорбных событиях прошлого.  Мы не можем допустить их повторения в будущем.

Светлая память всем, кто отдал  свою жизнь за свободу нашей страны.

Мы жить должны за тех,

Кто не дожили,

Любить за тех,

Кто о любви не знал.

Нам детство дети подарили,

Которых повзрослеть заставила война.

 

Мой дедушка

Когда началась война моему дедушке, Кононову Владимиру Дмитриевичу было 13 лет. Его не взяли на фронт, он стал помогать в колхозе, пахал, сеял, собирал урожай. Даже выучился на молотобойца у кузнеца. Иногда приходилось работать и днем и ночью.

После войны дедушка помогал восстанавливать разрушенное хозяйство.

Он награжден от имени Президиума Верховного Совета СССР тремя медалями.

Я очень люблю своего дедушку!

Записал Росинский Виктор.

 

 

 

МОЯ БАБУШКА.

Дегтерёва Раиса Ивановна! Это моя бабушка. Ей уже исполнился восемьдесят один год, хотя она выглядит намного моложе. Бабушка вечно суетиться, заботиться обо всех, переживает за всех.                                                           Часто по вечерам она любит рассказывать о своём военном детстве.                         Когда началась война, ей было всего двенадцать лет. Она хорошо помнит, как в её родную деревню в ноябре 1941 года пришли фашисты. Пришли они и в дом к бабушке. Всё, что «плохо лежало», они забирали.                                                 Во время войны бабушкину старшую сестру забрали немцы, а её мама заплатила пять пудов фасоли старосте , чтобы они освободили дочь.                           Девушек и юношей чуть постарше бабушки немцы забирали на работу в Германию, а таких как бабушка гоняли на расчистку дороги, заставляли рыть окопы.

После освобождения Курской области бабушке пришлось вместе со всеми поднимать колхоз. Они пахали землю на коровах, работали на торфяниках. Пришлось бабушке носить на блиндажах дубы. Вечером они все собирались на колхозе и ели там кутью.

Страна оценила труд бабушки. Она награждена медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной воине», а совсем недавно её наградили медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне». Она удостоена звания «Ветеран тыла», «Ветеран труда».

Я горжусь своей бабушкой и очень люблю её.

Записал Лукьянчиков Владимир.

 

(Из воспоминаний Моисеенковой Дины Петровны, 1930 года рождения.)

Мою бабушку зовут Дина. Ей в 1941 году было 11 лет. Родилась она в селе Селец Брянской области, что недалеко от границы с Белоруссией. Там, где она жила, велась партизанская война. Бои с немцами происходили ночью в основном, а утром после боев все жители собирали убитых и русских, и немцев, а потом хоронили их в братских могилах. Одна из таких могил находится в поле, за селом. После войны школьники, в том числе и моя мама, ухаживали за этой могилой.

Записал: Сойников Николай, ученик 4 класса.

 

Со слов Сербского Андрея.

О своих родственниках, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, я знаю очень мало. А всё что знаю, то из рассказов мамы. Мой прапрадедушка, Сербский Андрей, ушел на войну в самом начале, ему тогда исполнилось 43 года. Он был танкистом. На фронте прапрадедушка прослужил всего два года, а затем во время боя сгорел в танке, и прапрабабушке пришла похоронка. Его пятеро сыновья также как и отец ушли на фронт сразу. Все они считаются пропавшими без вести. Моя прапрабабушка не дождалась ни одного человека с войны, а

проводила шестерых......... Сама прапрабабушка, Сербская Акулина, в

боях участие не принимала, так как в 1939 году у неё родилась дочка. Прапрабабушка на протяжении всей войны работала в колхозе: пахала землю, сеяла, убирала урожай, готовила пайки на фронт вместе со всеми. Маленькую дочку, которой было всего два года, когда началась война, оставляла в самоорганизованном детском саду. В то время царил голод и нищета. Дети плакали от голода. На весь день выделялось всего одна картошка и маленький кусочек малая. Но не смотря на трудности и горечь, которые легли на женские плечи, прапрабабушка и сама смогла выжить и дочь вырастила. Она успела рассказать о своей жизни и внукам и правнукам, а уже я её не видела.

Моя прапрабабушка умерла в 1984 году.

Я считаю, что моему поколению очень повезло, так как мы можем увидеть, спросить, поговорить с последними представителями такого страшного события, как Великая Отечественная война.

Записала Грабчилева Екатерина

 

История обладает способностью притягивать причудливые параллели между событиями и людьми разных веков.

Так, на картине Ф. А. Рубо »Оборона Севастополя 1854-1856гг» изображён Аверьян Павлович Лагутин из с. Селино Дмитриевского уезда Курской губернии. Занимаясь отходным промыслом(плотничал), крепостной крестьянин подвозил в Севастополе снаряды к орудиям. На Малаховом кургане он заменил раненого бомбардира. С войны  возвращался  с наградой: лошадью, телегой, санями, новой рубахой.

Спустя столетие на картине П. П. Соколова- Скала «Штурм Севастополя 8 мая 1944 года» впереди с винтовкой наперерез изображён праправнук А. Лагутина Михаил Григорьевич.

Крымская земля свела родных люде разных поколений

 

Литература: Сайт Курск дореволюционный http://old. Kurck .ru

 

ПЕРИОД ОККУПАЦИИ - В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Курская область была оккупирована немецко-фашистскими войсками и частями союзников гитлеровской Германии (венгерскими, румынскими) в период со 2 октября 1941 г. по 2 сентября 1943 г.

  Для расследования злодеяний гитлеровских захватчиков, установления конкретных виновников и определения ущерба, нанесенного предприятиям, колхозам, организациям, учреждениям и гражданам области в мае 1943 г. при исполкоме Курского областного Совета депутатов трудящихся была создана Курская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба. Комиссия начала свою деятельность с момента образования в мае 1943 г., когда территория области еще не была полностью освобождена, учет ущерба окончился в феврале 1944 г. В состав комиссии входили: председатель, ответственный секретарь, экономист-статистик, три инспектора, технический секретарь, машинистка, милицейский пост, уборщица, рассыльный. Подчинялась комиссия Чрезвычайной Государственной комиссии при ЦК ВКП(б). Все поступающие сведения сводились и обобщались по отраслям и наркоматам немедленно.

Работа по учету причиненного ущерба на местах возлагалась непосредственно на секретарей РК ВКП(б) и председателей райисполкомов. Кроме того, в каждом колхозе, промышленном, коммунальном предприятии, учреждении, школе, районе и т.д. создавались специальные комиссии. Общий количественный состав этих комиссий определялся до 75 тыс. человек. Руководители районов, где было обнаружено искажение фактов, строго наказывались.

По состоянию на 1943 год в составе Курской области числилось 66 районов, входящих в настоящее время в состав 3-х областей: Курской, Орловской и Белгородской. Работа по учету ущерба была проведена во всех 66-ти районах.

  Документы комиссии по учету ущерба поступали на хранение в госархив в течение 1947, 1948, 1952, 1953 гг. Всего на хранение поступило 868 дел.

 Архивный фонд Курской областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям содержит материалы об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками народному хозяйству, гражданам Курской области, материалы о зверствах, акты об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками отдельным гражданам Курской области, списки граждан Курской области, особо пострадавших от немецкой оккупации, расстрелянных и угнанных в Германию.

Всего по местному хозяйству областного и районного подчинения области было представлено 137345 актов. Курская область является одной из наиболее пострадавших во время войны областей. Общая сумма ущерба составила около 27 миллиардов рублей в довоенных ценах.

Особенно подвергались разрушениям культурно-социальные учреждения. Из 3648 школ, имевшихся на начало 1941 г., фашисты уничтожили полностью 1295 и частично разрушили 2157 зданий.

Огромный ущерб нанесли области немецко-фашистские захватчики: было уничтожено ¾ всех промышленных предприятий, все электростанции, разграблено имущество колхозов и совхозов, лучшие здания города были взорваны. За время оккупации в области было уничтожено и разрушено 706 больниц и 387 амбулаторий, сожжено более 65 тысяч жилых дома, более 400 тысяч курян остались без крова. Сожжено свыше 300 сел и деревень.

Таковы социально-экономические последствия немецко-фашистской оккупации в Курской области. Область понесла не только огромный материальный урон, но и большие людские потери.

Всего за годы оккупации на территории области фашистские захватчики и их сообщники убили 18099 мирных граждан и 9826 военнопленных.

Особо стоит выделить документы, содержащие информацию о фактах насилия в отношении мирного населения районов Курской области, совершенные в период временной немецко-фашистской оккупации.

В акте о злодеяниях, совершенных в селе Апанасовка Кореневского района говорится: «15 марта 1943 г. в 11 часов дня группа немецких головорезов ворвалось в село Апанасовку в количестве 80 человек и учинили расправу над мирными жителями: было расстреляно из автоматов и пулеметов 29 человек. Убито гранатами 5 человек».

Стремясь добиться покорности местного населения, оккупанты широко использовали различные формы репрессий и террора. Особенно суровая кара ожидала тех, кто знал, но скрывал нахождение партизан, спрятанного ими оружия.

В акте от 22 июля 1943 г. о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в д. Кочетовка Ивнянского района приводятся факты расстрела 17 июля в дер. Кочетовка Костромицкого Антона Архиповича, 39 лет, Костромицкого Федора Ефимовича, 47 лет и 14-летнего подростка Костромицкого Николая, которых фашисты сочли за партизан и расстреляли. Расстрелянных колхозников немецкие офицеры не разрешали хоронить в течение двух дней. (ф. Р-3605, оп. 1, д. 254, л. 21-21об.).

В г. Курске расстрелы начались с первых дней оккупации. У здания медицинского института, на ул. Володарского, у здания бани на ул. Дзержинского они расстреляли более 40 красноармейцев, ополченцев, мирных жителей, к сожалению, списки расстрелянных не сохранились.

В Сапоговской психиатрической больнице в декабре 1941 г. оккупанты отравили 538 больных, 330 человек умерли от голода.

После освобождения Курска в песчаном карьере в районе д. Щетинка в семи ямах были обнаружены останки более тысячи уничтоженных фашистами ни в чем не повинных людей.

В «Акте о зверствах и грабежах немецко-фашистских оккупационных властей в Глазуновском районе» от 1 сентября 1943 года говорится: «При отступлении из Глазуновского района 24-25 июля 1943 года по распоряжению немецкого командования солдаты забирали и уводили всех оставшихся граждан Глазуновского района… Только из трех сельсоветов Глазуновского района Курской области немецко-фашистские оккупанты увели в немецкое рабство 922 человека.

При отступлении из Глазуновского района немецко-фашистские оккупанты полностью сожгли деревни Хитрово, Васильевка, Александровка, Похвальное, Глазуново, Красная Слобода, Сабурово.

За время оккупации из Курской области фашисты отправили на работы в Германию 38797 человек, 18099 мирных граждан было убито, расстреляно, зверски замучено. Таковы цифры. А за ними судьбы людей, искореженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, невыносимая память военных лет.



«Курская область». Центрально-черноземное книжное издательство Воронеж – 1966.

1.                             regions/news/full20000824.html - 647К - 08.09.2000

2.                             kstu.kursk/KURSKRU/win/city/gorod.htm - 4К - 17.01.2000

3.                             kursk/win/gorod/kursk800.htm - 9К - 13.06.2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Курская область Курский район МБОУ «Верхнемедведицкая

Курская область Курский район МБОУ «Верхнемедведицкая

Пояснительная записка Данная методическая разработка предлагается для учителей обществоведческих дисциплин, классных руководителей, и других участников учебно- воспитательного процесса в школе

Пояснительная записка Данная методическая разработка предлагается для учителей обществоведческих дисциплин, классных руководителей, и других участников учебно- воспитательного процесса в школе

Проблема исследования: Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых…

Проблема исследования: Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых…

Северо-Западный фронт) кандидат в члены

Северо-Западный фронт) кандидат в члены

Трудно было переносить лишения оккупации? -

Трудно было переносить лишения оккупации? -

Из воспоминаний Апальковой Екатерины

Из воспоминаний Апальковой Екатерины

Дети и война» Детство и война, война и дети

Дети и война» Детство и война, война и дети

Многим детям войны выпала горькая доля сиротства

Многим детям войны выпала горькая доля сиротства

На глазах ребёнка рухнул привычный мир вещей, всё переменилось, исчезло под железной пятой войны

На глазах ребёнка рухнул привычный мир вещей, всё переменилось, исчезло под железной пятой войны

Ученик курской школы №6 одиннадцатилетний

Ученик курской школы №6 одиннадцатилетний

Вместе с отцом Егором Емельяновичем, политруком

Вместе с отцом Егором Емельяновичем, политруком

Геройски погиб Вася Кострубов, уроженец

Геройски погиб Вася Кострубов, уроженец

Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами в которых…

Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами в которых…

Очевидцем 900 блокадных ночей и дней был

Очевидцем 900 блокадных ночей и дней был

Страшная цифра: 13 миллионов детей погибло во время

Страшная цифра: 13 миллионов детей погибло во время

МОЯ БАБУШКА. Дегтерёва Раиса

МОЯ БАБУШКА. Дегтерёва Раиса

Со слов Сербского Андрея. О своих родственниках, которые принимали участие в

Со слов Сербского Андрея. О своих родственниках, которые принимали участие в

ПЕРИОД ОККУПАЦИИ - В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ

ПЕРИОД ОККУПАЦИИ - В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Общая сумма ущерба составила около 27 миллиардов рублей в довоенных ценах

Общая сумма ущерба составила около 27 миллиардов рублей в довоенных ценах

В «Акте о зверствах и грабежах немецко-фашистских оккупационных властей в

В «Акте о зверствах и грабежах немецко-фашистских оккупационных властей в

« Использование краеведческого материала на уроках истории, посвященных Великой Отечественной войне»

« Использование краеведческого материала на уроках истории, посвященных Великой Отечественной войне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020