ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
« Сафоновский индустриально-технологический техникум»
НОМИНАЦИЯ:
« Использование современных форм воспитательной работы в профессиональной образовательной организации, направленных на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника»
Социальный педагог Л.А. Суханова
1 квалификационная категория
2019 г.
Сафоново
Цели:
Ø выявить особенности социализации выпускников, их готовности к самостоятельной жизни;
Задачи:
· анализ информационных источников по данной теме;
· рассмотреть вопросы социализации на разных этапах обучения;
· провести тестирование обучающихся и студентов по вопросам уровня социальной адаптации.
ПЛАН:
1. Введение.
2. Аналитические материалы начального этапа работы.
3. Исследование потенциала будущего выпускника методом тестирования.
4. Формы и методы работы с выпускниками.
5. Результаты работы в 2017/2018 уч.г.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил
Н.А.Заболоцкий
Если оглянуться назад лет так на двадцать, и сравнить выпускников того времени и сегодняшних, то можно смело утверждать, что это разные дети. Разные по интеллекту, по способностям вживаться в общество, разные по потребностям и умениям. В нашем «жестоком» мире идет борьба, борьба за выживание. Сегодня мы должны научить ребенка быть активным и приспособленным к условиям окружающего мира. Что это как не конкуренция. И вот в этой конкурентной борьбе, наша задача сделать выпускника, способного мобильно перестроиться к условиям внешнего мира, новых трудовых отношений, к рынку труда в целом.
Уже несколько лет я анализирую свою педагогическую деятельность п социализации выпускников нашего техникума. Наибольшее внимание по данному вопросу уделяется мною категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и числа, оставшихся без попечения родителей. Данную категорию можно разделить на две группы. Это те, кто воспитывался в семье, но в силу сложившихся обстоятельств не остался на улице, чувствовал плечо и помощь родственников, членов семьи. Но вторая категория-это те, кто воспитывался в интернатных учреждениях.
Они изначально социально отличаются от других воспитанников данной категории, так как воспитывались в таких условиях, где социализация резко отличается отсутствием полноценных семейных отношений.
Надо сразу сказать, что эти дети отличаются внутренней напряженностью, недоверием, наполненные позицией иждивенчества ( « все нам должны, все мы сироты…»). Их совершенно не волнует, что более, чем у 50% из них родители живы и они их реально знают, а иногда и общаются.
Часто встречается такой вариант, когда родители, опустившиеся и не работающие, убеждают ребенка, что это государство сделало их ребенка сиротой, довело самих родителей до такой жизни.
Ребенок из такой среды трудно поддается социализации и адаптации.
Процесс социализации будущего выпускника среднего профессионального образовательного учреждения, с дипломом по избранной специальности, начинается задолго до поступления в наш техникум.
И здесь очень важно довести как можно больше до будущего абитуриента о профессиях и специальностях техникума.
С интернатными образовательными учреждениями складывается такая форма работа, как предварительное консультирование по всем профессиям и специальностям.
ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТА
№ п/п |
Наименование |
Дата проведения, ответственный |
1. |
Составление списков выпускников |
Социальные педагоги интерната Январь |
2. |
Тестирование по профессиональному выбору |
Представители техникума |
3. |
Анкетирование на знание по профессии. |
Представители техникума и интерната Февраль |
4. |
Проведение квест-игры |
Представители техникума и интерната Март |
5. |
Проведение единого Дня профориентации |
Апрель |
6. |
Встреча с выпускниками интерната прошлых лет, получившими профессию или специальность в техникуме. |
Май |
7. |
Встреча с работниками образовательной организации при проведении мастер – классов ( будущими мастерами и преподавателями, социальными педагогами) |
Апрель - Май |
8. |
Выбор профессии или специальности, написание заявления. |
Июнь |
Для более качественной работы с будущими студентами, необходимо владеть информацией об особенностях развития ребенка, его способностях, склонностях, интересах, привычках, возможностях. Часто можно слышать слово «хочу», без всякого подтверждения желания овладеть именно этой профессией.
Проведенная социальная диагностика абитуриентов первого курса в 2017/2018 учебном голу, в среднем по группам, показывает, что социальные навыки не всегда соответствуют желаемому или ожидаемому педагогами уровню.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
( 50 студентов)
Социальные навыки |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
Ты умеешь установить контакт с незнакомыми людьми: |
9 % |
6% |
4% |
2% |
52 % |
Ты умеешь перевести разговор на интересующие тебя темы? |
12 % |
6% |
5% |
8 % |
26 % |
Ты способен внимательно выслушать человека, вникнуть в его проблему? |
5 % |
2% |
5% |
6% |
58 % |
Тебе трудно дать положительную оценку какому-то человеку? |
29 % |
16% |
10% |
8% |
9 % |
Ты способен попросить кого-то о помощи? |
13 % |
16% |
4% |
12% |
40 % |
Ты умеешь выразить благодарность какому-то человеку за его действия в отношении тебя7 |
2 % |
6% |
14% |
6% |
27 % |
Ты можешь убедить другого человека в том, что твоя точка зрения, твое решение являются правильными? |
9 % |
6% |
4% |
2% |
52 % |
Ты можешь откликнуться на переживания другого человека? |
11 % |
8% |
5% |
8% |
42 % |
Ты способен выполнять все указания вышестоящего начальства? |
1 % |
6% |
2% |
12% |
22 % |
Ты способен откликнуться на просьбы другого человека, оказать ему помощь? |
9 % |
15% |
7% |
62% |
2 % |
Данные таблицы показывают, что ребята испытывают страх и неудобства при встрече с незнакомыми людьми, не всегда способны установить контакты, а уж тем более выслушивать внимательно кого-то т.п.
Далее в работе по социализации необходимо провести исследовательскую работу по прогнозам социального развития с учетом индивидуальных особенностей. Для этого мною были изучены предлагаемые материалы и составлен самый подходящий тест для оценки уровня готовности. Делается это в группах выпускного курса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ
Вопросы для тестирования |
Полученные ответы |
Готов ли ты развивать далее полученные знания по своей профессии на более высоком уровне? |
12 % не готовы и не собираются это делать в будущем; 37 % не знают ответа на данный вопрос; 21 % хотели бы продолжить, но не уверены в ситуации с финансированием; 30% уверены, что им удастся продолжить образование на более высокой ступени.
|
Ваши ожидания в получении профессии оправдались? |
41 % ответили «да» на поставленный вопрос; 35 % ответили, что ожидали чего-то большего; 24 % ответили, что не совсем довольны полученным объемом знаний. |
Вам хочется изменить свою профессию ( специальность), получить другую? |
56 % ответили «да» на поставленный вопрос; 13 % ответили, что не правильно учли свои желания, и профессия их разочаровала; 12 % ответили, что они представляли свою работу другой; 19 % уверенно указали на смену профессии. |
Как ты считаешь, твоя будущая заработная плата обеспечит тебе достойную жизнь% |
25 % ответили, что не знают; 75% уверены, что этого не достаточно и им придется искать другую работу. |
Ты можешь утверждать, что готов к самостоятельной жизни? |
54% не совсем уверены; 46% ответили на поставленный вопрос, что не готовы. |
В период обучения в техникуме, тебе интересно было все, что происходит внутри техникума? |
21% ответили «нет»; 26% ответили «да»; 53 % ответили «не всегда». |
Тебе хотелось занимать первые места в олимпиадах профессионального мастерства, участвовать в профессиональных конкурсах по профессии? |
34 % ответили «нет»; 16 % ответили «да»; 50% выбрали ответ « не понимает для чего это надо». |
Ты планируешь в будущем открыть свое собственное дело? |
56 % уверены, что это сделать очень трудно; 25 % уверены, что им это удастся; 19 % понимают, что для них это пока недосягаемая величина.
|
В ходе обучения, получения профессиональных навыков, очень важно проводить работу по социальной мобильности будущих специалистов. Они- молодые люди 21 века, знают, что им надо от жизни. У них свой стиль жизни, свои приоритеты. Для этого организуются встречи с представителями Центра трудоустройства выпускников, На этих встречах обязательно рассказывается о том, какая заработная плата ожидает их в будущем. Что можно ожидать от предприятия, и что желает найти в выпускниках администрация предприятия. В этом случае очень важно, чтобы производственная практика по различным модулям проходила в полном объеме и на профильном предприятии.
У многих выпускников интернатов и лиц из числа детей-сирот и числа, оставшихся без попечения родителей сложилась иждивенческая практика, что им государство что-то должно. И надо сказать, что государство вкладывает в эту категорию выпускников большие средства ( государственное обеспечение, получение квартир по договорам социального найма из спецфонда, бесплатная юридическая помощь и т.д.). Но выйдя из стен образовательного учреждения, они ждут еще чего-то, рассчитывают на постоянную помощь, заботу, поддержку.
Одной из форм работы с выпускниками, будущими специалистами, я использую методику составления резюме. Они должны уметь « показать свое лицо».
Выпускник пробует себя в написании-оценке своего собственного я.
Я- умею..; я- могу..; я- способен..; я- должен…; я- хочу….
В период предстоящего выпуска, мы стараемся организовать встречи с работодателями, где проходит предварительное собеседование, узнаются требования при получении положительного ответа.
Сегодня модно использовать такой метод трудоустройства, как участие в Ярмарках вакансий, Днях карьеры. Где как не на этих мероприятиях можно познакомиться поближе с условиями труда будущего места работы.
Надо отметить, что нами ведется постоянная работа по вовлечению обучающихся в общественную жизнь города. Именно на этих мероприятиях можно, показать себя, а если повезет, то и задать интересующие вопросы непосредственно представителям администрации предприятия.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Сегодня мы все чаще говорим о «невозвратной мобильности» выпускников в родные малые города. Задача всего коллектива сделать так, чтобы они были нужны своим предприятием, своему городу.
Информационные источники:
1. Андросова В.И. « Повышение мобильности выпускников СПО при трудоустройстве и социальной адаптации», Молодой ученый,2015 г.
2. Atlas100.ru Каталог профессий
3. Гражданско – патриотическое воспитание [Электронный ресурс]. – Электронн. данн. – http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm#statya4
4. Гусарова А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 276-278. — URL https://moluch.ru/archive/208/51125/ (дата обращения: 13.10.2018).
5. Технология поиска работы. Методические рекомендации. – М., Госстрой РФ, 1999
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.