. Контроль и оценка – неотъемлемые компоненты учебной деятельности.
Оценка 4.8

. Контроль и оценка – неотъемлемые компоненты учебной деятельности.

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
классное руководство
7 кл—9 кл
30.04.2024
. Контроль и оценка – неотъемлемые компоненты учебной деятельности.
В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся. Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменять систему оценивания. Поэтому сегодня вызывают интерес те, которые пытаются изменить систему оценивания.
Контроль и оценка.docx

. Контроль и оценка – неотъемлемые компоненты учебной деятельности.

В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся.  Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменять систему оценивания. Поэтому сегодня вызывают интерес те, которые пытаются изменить систему оценивания. Реальным здоровьесберегающим фактором может стать то обстоятельство, что критерии оценки вырабатываются совместно учителем и учащимися во время открытого диалога. В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является здоровьесберегающий потенциал, потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей.

 Для решения проблемы я изучаю  методическую литературу, анализирую собственный опыт и опыт коллег, апробирую различные подходы на уроках и во внеурочной деятельности.

          Поэтому, я уделяю много внимания формированию у детей самооценки и самоконтроля – сам учебный материал дает такие возможности.

               На каждом уроке я формирую действие оценки. На уроках решения частных задач, у детей формируется действие ретроспективной оценки. Для этого в конце определённого этапа урока или в конце урока я организую следующую работу по оценке результата:

·             Какова была учебная задача?

·             Решена ли учебная задача?

·             Что нам необходимо знать и уметь, чтобы решить задачу?

·             Как мы решали проблему?

·             Что нового мы узнали, чему научились?

       При ответе на данные вопросы дети учатся давать полные ответы, обосновывать свое мнение, доказывать. Это важно для формирования умения отстаивать собственную позицию, точку зрения. 

Прогностическая оценка позволяет устанавливать границу знания – незнания, нацеливает на получение нового способа действий, предусматривает оценку своих возможностей перед решением задачи.

Для формирования у ребенка прогностической оценки я использую трехцветный индикатор.

я не знаю, прошу помощи.

 я сомневаюсь, не уверен.

 я знаю, умею, могу помочь другим.

          Привлекать к оценочной деятельности и формированию самооценки я рекомендую начинать с первого класса с введением  знаков  «+» (согласен), «-» (не согласен). Самооценка начинается там, где ребёнок сам  участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Уже в 1 классе  выбираем  с ребятами те критерии, по которым они могут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания букв, их соединение с другими буквами в словах, написание цифр и др. В 3 классе учащиеся уже с большей степенью самостоятельности могут устанавливать  сами критерии оценок, по которым они будут оценивать работу или отдельные виды работ.

          На уроках  русского языка, математики  для  выработки навыка самооценки я использую оценочные  шкалы.

        На полях дети рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает, по их мнению,  на сколько правильно они выполнили своё задание. Чем выше они ставят крестик на шкале, тем выше они оценивают свою работу. Затем я на этой же шкале ставлю свою оценку, а потом идёт анализ поставленных знаков.

 

         

 

 

 

 

 

 

Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью,  показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.   Шкалы как инструмент оценки хорошо работают в 1-2 классах. Затем учащиеся учатся давать качественную оценку, выделяя достоинства и недостатки в ответе, а в 3 классе вводится план отзыва: правильность ответа, полнота, последовательность изложения, структура: вступление, доказательство, вывод, самостоятельность ответа.

          Каждое детское усилие должно быть оценено, и в построении шкал участвуют сами ребята.  Неотъемлемым звеном каждого акта учебной деятельности являются особые действия контроля и тесно связанные с ними действия оценки, играющие важную роль в организации всей учебной деятельности. Проблеме формирования контроля и оценки как учебных действий посвящено  достаточно много специальных психолого-педагогических исследований (Л.В. Берцфаи, А.В. Захарова, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, А.Б. Воронцов и др.) Так как учебная деятельность в начальной школе формируется в коллективно-распределённой форме, то  функции контроля и оценки формируются при организации совместных (коллективных) действий детей в классе. В этом случае действия самоконтроля и самооценки ребенка подготавливаются в рамках использования таких педагогических приемов, как  взаимоконтроль и взаимооценка.

     Формированию действия самоконтроля также способствуют:

- сопоставление своих действий и результата с образцом;

- составление задачи, подобной данной;

- работа с моделями, схемами.

        Для выработки самоконтроля очень эффективно также использую такой вид работы, как составление различных видов проверочных работ для робота, Сам Самыча, для соседа, для учащихся другого класса, «Проверь Себя»,  в том числе и заданий с « ловушками». Результаты использования указанных приемов в нашей школе подтверждают, что они действительно способствуют формированию у учащихся полноценной контрольно-оценочной деятельности.   Это все формирует способность к самопроверке, развивает способность контроля  за собственными действиями и приводит к самооценке, оценке изменений самого себя. «Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». (Г.А.Цукерман)

     Детская самооценка должна развиваться благополучно, с каждым разом становиться всё более реалистичной, устойчивой, самокритичной. Нельзя допускать, чтобы у ребёнка развивалась слишком завышенная или заниженная самооценка.

        Итак, основная моя цель развивать у ребёнка объективную сторону самооценки. Если учитель будет  целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребёнок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность  преодолевать. Ученик должен чётко определять для  себя « Это я знаю, а этому я должен научиться». В конце каждой четверти  я составляю графики, которые отражают успехи каждого ученика по предметам, по четким параметрам: знания, умения, навыки, актуальные для данного временного промежутка, также отдельно оценивается творчество, исполнительность, которую имеют свою ценность в учебном процессе. Таким образом, в конце года выстраивается чёткая картина «взлётов и падений» ученика за год.

 

Например: в 1 классе на уроке русского языка дается задание:

1)   Раздели слова на слоги, поставь ударение.

Люба и Маша пасли утят на берегу реки.

2)   Подчеркни в словах гласные.

Утята, берег, речной.

3)   Начерти звуковую схему слова пасли

Лист самооценки _____________________________________________

Умения

оценка

Над чем надо поработать?

 

Умею делить на слоги

 

 

 

Умею определять ударный слог

 

 

 

Различаю гласные и согласные звуки

 

 

 

Умею составлять звуковую схему слова

 

 

 

 


Мои выводы:

     Опыт работы по безотметочному  обучению действительно дает мне основание утверждать, что при грамотном и профессиональном использовании этой технологии  у учащихся уже к концу обучения в начальной школе  формируется способность адекватно оценивать свои знания и возможность отделять известное от неизвестного. У ребят сохраняется желание учиться, и у многих сформированы навыки самооценки и самоконтроля.

     Безотметочная система дает детям следующее:

·                              Отсутствует страх, никто из детей не  чувствует себя ущербным, не стесняется признавать и обсуждать свои ошибки;

·                              Отсутствует деление на «отличников и двоечников»;

·                              Отсутствие отметок позволяет, открыто сказать о своем незнании, дети не стесняются делать свои ошибки предметом коллективного обсуждения;

Отсутствие  отметок дает возможность формирования действия, контроля и оценки, а это дает возможность формированию полноценной учебной деятельности. Я считаю, что применяемая система оценивания  способствует эффективному обучению, является здоровьесберегающей, поскольку наблюдаю следующие положительные изменения:

·      дети быстрее и легче адаптируются к учебным условиям;

·      повышается работоспособность, самостоятельность и ответственность школьников;

·      учащиеся сами определяют качество и успешность своего продвижения;

·      ребёнок осознанно  воспринимает.

 

      

Вместе с тем, для меня важным являются влияние такого подхода к образованию школьников на уровень их учебных достижений.  Сформированность учебных достижений отслеживается мною в ходе проведения входного, рубежного, итогового контроля в различных формах. После этого проводится количественно-качественный анализ, планируется соответствующая коррекционная работа. Ошибки в работах учащихся не исправляются, а делаются пометки на полях. Например,  по русскому языку достаточно указать, в каком слове на данной строке допущена ошибка, а по математике указывается номер примера, задачи. Сделав пометки на полях, ученики затем вместе со мной пытаются классифицировать допущенные ошибки с целью актуализации знаний по теме и их заносят в собственный «Лист достижений» Я получаю возможность  обоснованно спланировать коррекционную работу.

 

Ф.И.___________________

 

Номер задания

1

2

3

4

5

6

Самооценкаматериал темы «Части речи» я знаю

 

 

 

 

 

 

+  очень хорошо;   + – бывают трудности;   – пока еще сложно

Итого _______

 

 

 

 

 

 

 

      С  первого  класса  мы начали формировать портфель учебных достижений учащихся. В него вошли специально напечатанные бланки оценивания учебных достижений, предметных, метапредметных результатов ученика, учителем за все годы обучения в начальной школе.  Разработала бланк учебных достижений по большим разделам, отдельно по математике, русскому языку, литературному чтению. В данном бланке есть графа для оценки, которую дают учитель по освоению раздела, или темы, или способа действия, оценивает родитель, оценивает сам ученик.

В портфеле достижений собираем материал по самостоятельным работам, контрольным, творческим. Портфель достижений храниться в классе и раз в месяц его просматривают родители, чтобы посмотреть достижения детей по учебным предметам.



 

Контроль и оценка – неотъемлемые компоненты учебной деятельности

Контроль и оценка – неотъемлемые компоненты учебной деятельности

Прогностическая оценка позволяет устанавливать границу знания – незнания, нацеливает на получение нового способа действий, предусматривает оценку своих возможностей перед решением задачи

Прогностическая оценка позволяет устанавливать границу знания – незнания, нацеливает на получение нового способа действий, предусматривает оценку своих возможностей перед решением задачи

Каждое детское усилие должно быть оценено, и в построении шкал участвуют сами ребята

Каждое детское усилие должно быть оценено, и в построении шкал участвуют сами ребята

Это я знаю, а этому я должен научиться»

Это я знаю, а этому я должен научиться»

Мои выводы: Опыт работы по безотметочному обучению действительно дает мне основание утверждать, что при грамотном и профессиональном использовании этой технологии у учащихся уже к концу…

Мои выводы: Опыт работы по безотметочному обучению действительно дает мне основание утверждать, что при грамотном и профессиональном использовании этой технологии у учащихся уже к концу…

Лист достижений» Я получаю возможность обоснованно спланировать коррекционную работу

Лист достижений» Я получаю возможность обоснованно спланировать коррекционную работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2024