Неделя 4 день Сессия 1-2 |
дата |
тренер Учитель химии и Кондратова Тамара Сергеевна
|
Место проведения КГУ «Опорная школа (Ресурсный центр) на базе КГУ «Гимназия № 9 п. Осакаровка»
|
Тема занятия |
1. Конкретизация личностных ценностей и взглядов для определения направлений и приоритетов дальнейшего развития. 2. Обоснование и осознание необходимости проведения исследований в целях совершенствования методики и подходов в преподавании и учении. Эмоционально-психологический климат в классе |
||
Общие цели |
Цель: учителя сформулируют выводы о необходимости профессионального развития посредством исследования и совершенствования |
||
Ожидаемые результаты |
Учителя аргументируют свои взгляды на систему ценностей и приоритетов, оценят значимость дисциплины и организованности классного коллектива для положительной атмосферы в классе и формирования чувства коллективизма.
|
||
Ключевые идеи |
Лидерство в работе по совершенствованию практики преподавания и учения является важной составляющей профессиональной роли учителя. Работа по совершенствованию может не только улучшить собственную практику учителя, но и повлиять на практику других учителей в школе. Ожидания характера взаимоотношений в классе в качестве важного аспекта успешного преподавания и учения, влияющего на: оптимизацию обучения, обеспечения учителей и учеников чувством удовлетворения от самореализации, поддержание позитивной и организационной рабочей атмосферы. Важнейшим условием развития личности школьника является психологический климат на уроке. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического климата при дальнейшей работе.
|
||
Цели 1-2 сессии |
1 сессия: изучить профессиональные ценности учителя и его рост по совершенствованию практики преподавания и учения 2 сессия: рассмотреть новые подходы в преподавании для формирования благоприятного психологического климата |
||
Источники |
Видеофрагменты урока, презентация «Современный учитель» |
ХОД ТРЕНИНГА
Этапы проведения тренинга - сессия 1 |
Время |
Действия тренера |
Действия учителей |
Приветствие, устaновление блaгоприятного климaтa определение темы по эпиграфу |
3 мин |
Эпиграф для определения темы Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя А.Дистверг
|
Слушают, определяют тему |
Разминочное упражнение «Тарелка с водой»
|
5 - мин |
Разминка. Создание доверительной атмосферы в группе: Упражнение «Приветствие на сегодняшний день" Цель упражнения - создать более доверительную атмосферу в коллективе. Ход упражнения - Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
|
Выполняют задания на сплочение коллектива |
Рефлексия |
5 мин |
|
Обсуждают, отвечают на вопросы |
Деление нa группы |
5 мин. |
Деление происходит с помощью геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг. Коуч характеризует каждую группу. Квадрат
|
Неформальное деление на три группы , слушают характеристику групп |
Работа в группах. Метод «Мозговой штурм» с использованием диаграммы Венна |
10 мин. |
Вывести ценности успешного учителя, перечислив при этом ценности учителя - личностные и профессиональные |
Рисуют диаграмму Венна и выводят ценности успешного учителя |
Теоретический материал Просмотр презентации «Современный учитель. Личность учителя: что в ней главного» |
10мин. |
Тренер демонстрирует презентацию «Модель современного учителя»
|
Смотрят презентацию, обсуждают в группах содержание , делают записи |
Рефлексия
|
7 мин. |
Используя прием ромашка Р.Блума, написать на лепестках основные ценности учителя, которые необходимы Вам.
|
Отвечают, составляют ромашку Блума |
Чтение с пометками Ресурсы - Приложение 1 Работа в группе
|
10 мин. |
ЦЕННОСТИ, ВИДЕНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ПРАКТИКЕ Предлагаю вам историю о том, как один учитель использовал стратегическую работу для достижения своей цели и развития своей практики. Группы должны выделить в этой истории следующее: • Ценности учителя – 1 группа • Видение учителя – 2 группа • Стратегическое действие, предпринятое учителем для внесения изменений – 3 группа 4 группа ищет определение понятий «Ценности учителя», «Видение учителя», «Стратегическое действие, предпринятое для внесения изменений». Обсуждение. История Дипака. Дипак преподавал математику и работал учителем всего 2 года. Он был обеспокоен тем, что некоторые ученики, очевидно, не интересовались уроками математики. Он хотел найти способы для улучшения преподавания в надежде привлечь внимание таких учеников. Он решил использовать анкетный лист и спросить мнение учеников о заданиях, которые им нравились больше всего. Но затем решил отказаться от этого, на том основании, что, если студенты имели негативное отношение к математике, их мнения будут относиться только к тому, что они делали ранее. На предметном совещании математиков своей школы он объяснил свою проблему коллегам и предложил им анкету, в которой просил назвать 3 наиболее эффективных метода преподавания или заданий, которые они использовали. Дипак собрал их в список и затем встретился с отдельными коллегами для более детального обсуждения некоторых моментов. Затем Дипак систематически экспериментировал каждую стратегию из списка. Он применял их в преподавании и оценивал каждую стратегию, делая записи своих наблюдений, он просил учащихся заполнять лист отзыва и время от времени просил коллег понаблюдать, если у них было свободное время. Спустя несколько месяцев, Дипак мог уже поделиться со своими коллегами новыми стратегиями, которые он разработал в ходе работы. Эта информация оказалась очень ценной для коллег, которые никогда не использовали что-то из этого списка. Далее, Дипак стал привлекать коллег, которые преподают другие предметы, со своей просьбой назвать 3 наилучших преподавательских приема. Он обнаружил, что многие из этих идей могут быть адаптированы для уроков математики, а также это стимулировало обсуждение о методах преподавания среди учителей |
Работают с приложением 1 Обсуждение, выступление от каждой группы. Наблюдение за умением взаимодействовать в группе. |
Упражнение «Мои профессиональные планы» Приложение 2 Ресурсы - приложение 3
|
25мин. |
Каждый
участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он
ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие
ценности для него значимы.
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Вопросы, которые могут рассматриваться: · Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее? · Какая между ними связь? · Чем отличаются рисунки участников? и т.д. 2. Заполнить таблицу «Развитие идей о ваших ценностях, видении и соответствующего стратегического действия» (Ресурсы - приложение 3)
Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем. Вопросы для обсуждения · От кого зависит возможность осуществления этих планов? · В какое время они должны произойти? · Что может помешать тебе, осуществить свои планы? · Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т.д. Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. |
Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.
Обсуждают, заполняют таблицу роста индивидуальных ценностей.
По итогам обсуждения учителя определяют приоритетную область исследования проблемы, составляют постер, защищают по группам |
Упражнение «Чемодан» |
5мин. |
Группе объявляется, что сейчас каждому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данной школе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития. Тренер раздает практические рекомендации |
|
Практические рекомендации |
|
Будьте проактивным человеком. Менять жизнь и меняться самому – это в вашей власти. Другими словами – ответственность за то, что с вами происходит полностью в ваших руках. Не устраивает то, что есть сейчас? Начните действовать и измените это. Выход из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда раньше не занимались, но о чем мечтали. Научитесь танцевать или рисовать, займитесь скалолазанием – делайте то, на что раньше не решались. Не ждите подходящего случая или того, кто согласится составить вам компанию. Это научит смотреть на вещи шире, воплощать свои идеи и быть самостоятельным в выборе. Постоянный личностный рост. Все время самосовершенствуйтесь. Интересуйтесь последними разработками и инновациями в сфере вашей работы и в смежных областях, углубляйте свою компетенцию. Развивайте творческие способности и креативность. Это научит вас живому мышлению и нестандартным действиям. Станьте лидером в жизни. Недостаточно быть лидером только в офисе. Будьте активными в нерабочих отношениях с другими людьми, семьей, друзьями, с которыми играете в футбол или теннис. Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах вашей жизни. Самоуверенность. Именно вера в собственные силы, а не высокомерие и заносчивость является отличительной чертой характера лидера. |
|
Рефлексия по кругу Тренинг «Я хороший учитель , потому что......» |
5 мин. |
Сейчас мы поучаствуем в тренинге «Я хороший учитель потому что…..» (участники встают в круг)
Я знала, что в нашей школе работают только хорошие учителя, которые смогут воспитать успешных учеников |
Учителя дают свои варианты ответов |
ХОД ТРЕНИНГА
Этапы проведения тренинга сессии 2 |
Время |
Деятельность тренера |
Действия учителей |
||||||
Приветствие |
2 мин |
Коуч с доброжелательным настроем приветствует участников коучинг-занятия и читает следующее: В жизни можно по – разному жить. Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженной солнце достать И подарить его людям. Сегодня я дарю вам солнце. |
слушают |
||||||
Разминочное упражнение (поможет преодолеть межличностные барьеры в общении и деятельности учителей)
|
3 - мин |
Упражнение «Приветствие» Задание: приветствие партнера по общению улыбкой Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю. |
Выполняют задания |
||||||
Рефлексия |
5 мин. |
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная? 2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия? 3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта? |
обсуждают |
||||||
Работа в группах. Метод «Мозговой штурм» |
5 мин. |
Предложить систему мер по созданию психологического комфорта на уроке и продолжить таблицу. Ситуация размышления Работа в группах. Метод «Мозговой штурм»
|
Размышляют, заполняют таблицу |
||||||
Цель: Совместное определение проблемного вопроса исследования. Ресурсы- Приложение 4
|
15мин |
Рассмотреть, изучить и ответить на вопросы, используя ресурса по теме: «Какова степень влияния культуры обучения на поведение учеников в вашем классе?». |
Индивидуально прорабатывают вопросы, затем обсуждение идет в группах Прием «Карусель» (группы отвечают на проблемный вопрос). Получив ответы на поставленные вопросы, спикеры групп представляют возможное решение проблемы. |
||||||
Просмотр двух фрагментов урока прием: Исследование в форме наблюдения |
5 мин. |
Просмотреть 2 фрагмента урока: 1 фрагмент – традиционный., где учитель не стремится создать благоприятный психологический климат в классе, 2 фрагмент – урок с использованием коллаборативного и диалогового обучения, где царит хороший психологический климат |
Наблюдают, обсуждают, анализируют
|
||||||
Обсуждение в группах |
10 мин. |
Вопросы для обсуждения: -Влияет ли работа в группах на психологический климат в классе? - Что еще может повлиять на создание благоприятного психологического климата? -Каким образом учитель может создать хороший психологический климат в классе? - Сравнительная таблица ( ресурсы – Приложение 5) |
|
||||||
Решение проблемы Ролевая игра «Классификация типов поведения учителя и ребенка в классе» |
25 мин. |
Тренер дает каждой группе задание показать импровизированную сцену психологического климата в классе: доверительно-дружеский, формальный, напряженный, враждебный, у учителя в классе есть любимчики, учитель вызывает равнодушие к учебному процессу. |
Проигрывают психологические ситуации в классе |
||||||
Обсуждение |
10 мин. |
После импровизированных выступлений групп, тренер задает вопросы - Что вызывает изменения в психологическом климате? Как вы определили данные перемены? Одинаково ли эмоциональное состояние для всех учеников? |
Обсуждение, анализ |
||||||
рефлексия |
5 мин. |
«Письмо размышлений и пожеланий»
|
Рефлексивные размышления учителей. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.