Касторнова Тамара Александровна,
учитель
МБОУ СОШ № 1, г. Мичуринск
Тел. 8-920-472-38-19
Е-mail: toma.kastornova@yandex.ru
WhatsApp 8-920-472-38-19
Особенности развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста
В настоящей работе рассматривается вопрос о связи между недоразвитием устной речи и нарушениями в усвоении письма. Эти нарушения наблюдаются у некоторых детей школьного возраста, которые при нормальных умственных способностях овладевают грамотой в обычных условиях обучения с трудом и пишут со специфическими ошибками, заметно отличающими их от других учащихся.
Речевое развитие учащихся определяет возможность получения ими образования, помогает актуализировать имеющийся личностный потенциал, сформировать у детей систему ценностей и потребностей. Уровень развития навыков и средств общения определяет дальнейшую коммуникативную деятельность человека.
Серьезным препятствием на начальных этапах овладения младшими школьниками письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими лексико-грамматических категорий языка, являются речевые нарушения учеников. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.
Развитие современной логопедии, внедрения в практику работы нейрофизиологических и нейропсихологических методов исследований дают возможность на основе психологических анализов получать важные данные о механизмах форм речевой патологии, в том числе и общего недоразвития речи.
Анализируя полученные результаты по развитию речи детей при поступлении в 1 класс за последние годы, начиная с 1993 года по настоящее время, приходиться констатировать, что речь детей становится беднее и имеет частые нарушения не только в звукопроизношении, но и по другим важным характеристикам
Об этом свидетельствуют данные (табл. 1), полученные в результате нашей педагогической деятельности.
Таблица 1. Нарушения речи у детей, поступающих в первый класс
Годы |
Норма |
Нарушения речи |
||
Заикание |
ОНР |
Сопутствующие нарушения |
||
1993-1994 |
22 |
1 |
нет |
нет |
1998-1999 |
20 |
нет |
нет |
1 |
2002-2003 |
11 |
нет |
2 |
6 |
2006-2007 |
6 |
1 |
6 |
2 |
2010-2011 |
12 |
1 |
5 |
3 |
2015-2016 |
17 |
1 |
3 |
3 |
2020-2021 |
15 |
нет |
7 |
2 |
2024-2025 |
16 |
1 |
7 |
5 |
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 году. Затем было много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи [1].
В литературе конца Х1Х и начала ХХ веков было распространено мнение, что нарушения чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей (Ф. Бахман, Г. Вольф, Б. Энглер). Однако еще в конце Х1Х века, в 1896 году В.Морган описал случай нарушения чтения и письма у четырнадцатилетнего мальчика с нормальным интеллектом. В.Морган определил это расстройство как « неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать». Вслед за Морганом и многие другие авторы (А. Куссмауль, О. Беркан) стали рассматривать нарушение чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности, не связанную с умственной отсталостью [6] .
В 1900 и 1907 годах Д. Гиншельвуд описал еще несколько случаев нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом, подтвердив, что нарушения чтения и письма не всегда сопровождают умственную отсталость. Д. Гиншельвуд впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом терминами «алексия» и «аграфия» [4].
Таким образом, в конце Х1Х и начале ХХ веков существовали две противоположные точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушение чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости. Другие подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью.
Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушений чтения и письма, существовали различные толкования природы этого расстройства.
Наибольшее распространение в литературе, и особенно в практической диагностике, получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. Типичными представителями этого направления были Ф. Варбург и П. Раншбург.
Постепенно понимание природы нарушений чтения и письма менялось. Это расстройство уже не определялось как однородное оптическое нарушение. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия».
Выделяются различные формы дислексии и дисграфии, появляются классификации нарушений чтения и письма.
Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К. Монакова. Он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, или афазией [5].
Е. Иллинг выделяет ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма:
1) овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
2) соотнесение звука с буквой;
3) синтез букв в слово;
4) способность расчленять слова на оптические и акустические элементы;
5) определение ударения, мелодии слова, гласных слова;
6) понимание прочитанного.
Е. Иллинг считал главным в картине дислексии и дисграфии трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы [8].
О. Ортон (1937 год) подчеркивал, что основное затруднение у детей с нарушениями чтения и письма заключается в неспособности составлять из букв слова. О. Ортон сделал вывод, что дислексия и дисграфия у детей вызываются не только моторными затруднениями, но и нарушениями сенсорного характера. Он отметил, что эти нарушения чаще всего встречаются у детей с моторными недостатками, у левшей, у тех, у которых поздно осуществляется латерализация, выделение ведущей руки, а также у детей с нарушениями слуха и зрения. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина [9].
Р.А. Ткачев сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, то есть нарушения памяти. Ребенок с дислексией плохо запоминает буквы, слоги, не может соотнести их с определенными звуками. По Р. Ткачеву, дислексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков. Автор отмечает, что интеллект у детей является сохранным. Это нарушение, как считает Р.А. Ткачев, вызывается влиянием наследственных факторов [3].
С.С. Мнухин в работе « О врожденной алексии и аграфии» говорит о том, что нарушения чтения и письма встречаются как у интеллектуально полноценных, так и у умственно отсталых детей.
Автор делает вывод о том, что нарушения чтения и письма сопровождаются рядом других расстройств. Так, все наблюдаемые дети не могли перечислять месяцы, дни недели, алфавит по порядку, хотя все эти элементы они знали и в беспорядочном виде, воспроизводили этот ряд полностью, но не всегда в том порядке, в каком это было предложено. Ошибки наблюдались и после многократного воспроизведения этих рядов. Многие дети не могли справиться со штриховкой в определенном ритме. Заучивание стихотворения оказалось для них гораздо более трудным процессом, чем для нормальных детей. Воспроизведение же рассказа, не требовавшего точной передачи по порядку, проходило без затруднений.
Общей психопатологической основой этих расстройств, по мнению С.С. Мнухина, является нарушение структурообразования. Дислексия и дисграфия представляют собой более сложные проявления нарушений, а более элементарными расстройствами «рядоговорения» являются расстройства механического воспроизведения рядов (порядковый счет, называние по порядку дней недели, месяцев в году и т.д.).
С.С. Мнухин считает, что в подавляющем большинстве случаев при дислексии и дисграфии наблюдается наследственная отягощенность различной степени выраженности ( алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы). В 30-х годах ХХ столетия нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи. В этот период подчеркивается определенная зависимость между этими нарушениями с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха – с другой. (Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина) [7].
В своих ранних работах М.Е. Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями звукопроизношения. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквой. В более поздних работах М.Е. Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляются достаточно обоснованными и до настоящего времени [2].
Р.Е. Левина, изучавшая недостатки письма у детей с общим недоразвитием речи, указывает, что «грамотное написание, очевидно, определяется не только знанием правила. Оно подготовляется еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщениями, возникающими в этом опыте… У детей с недоразвитой речью опыт речевого общения слишком беден, а нечеткое различение многих фонем (в том числе и гласных) еще более затрудняет образование тех обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму» [10].
Список литературы:
1. Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста. - М., изд-во АПН РСФСР, 1958.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР, 1959. Вып. 70.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - Воронеж, 2001.
4. Бачина О.В., Урюпина О.И. Теоретические и практические аспекты нейропсихологической диагностики и коррекции высших психических функций у детей с трудностями в обучении. - Тамбов, 2005.
5. Бельтюков В.И., Нейман Л.В. Восприятие речи при нормальном и нарушенном слухе. - М., изд-во АПН РСФСР, 1958.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977.
7. Бессонова Г.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М.: Аркти, 1997.
8. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: Творческий центр, 2005.
9. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи, 1935.
10. Габашвили З.К. Письмо учащихся 1 класса, имеющих недостатки произношения. - М., изд-во АПН РСФСР, 1958.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.