. Открытый урок по русскому языку «Склонение имен существительных» 4 класс
Оценка 4.7

. Открытый урок по русскому языку «Склонение имен существительных» 4 класс

Оценка 4.7
docx
04.11.2020
. Открытый урок  по русскому языку «Склонение имен  существительных» 4 класс
Р2.docx

Министерство образование и науки РД

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Хкемская основная общеобразовательная школа»

 

 


Открытый урок

по русскому языку

«Склонение имен

существительных»

4 класс

 

 

 

                                                                                    

                                                                                                      Провел учитель

                                                                                       начальных классов

                                                                                 МКОУ «Хкемская ООШ»

                                                                                Пирсаидов Н.Э.

 

                                                2018

                                   

 

                                       Конспект урока русского языка

Урок русского языка по теме

Обобщающий урок по теме «Склонение имен существительных».

Класс: 4.

Учитель: Пирсаидов Н .Э.

Пояснительная записка к уроку. Для меня главное условие успешного обучения - моя способность( как учителя) постоянно совершенствовать каждый урок, находить новые подходы, приемы, технологии обучения, позволяющие повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету, повышать качество знаний каждого ученика на основе личностно—ориентированного, деятельностного подхода в обучении .Я считаю необходимым на каждом уроке создавать условия для личностного погружения каждого ученика в процесс учения и выстраивания им на основе рефлексии собственных достижений и затруднений, собственной траектории продвижения по изучаемой темев рамках предмета русский язык.

Цель:   создание условий для погружения каждого обучающегося в ходе рефлексии собственных достижений и затруднений в изучении темы   «Склонение имен существительных», формирование у участников образовательного процесса образовательных, информационных, коммуникативных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций.

Задачи урока-

 образовательные (предметные)

- закрепление понятия склонения существительных;

 -доформирование умений распознавать тип склонения имен существительных по совокупности признаков (род сущ. ,н.ф. - И.п .,ед.ч.) ;

-в ходе выполнения самостоятельной проверочной работы отработка навыка определения падежа и скл. сущ..

развивающие (метапредметные);

- развитие логического мышления, памяти через выполнение тестовых и диагностических упражнений;

- развитие эмоциональной сферы воспитанников через        применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ;

- развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нем.

- развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.

воспитательные (личностные):

- развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке;

- развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде;

-воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.

Тип урока: урок решения частных задач (закрепление опорных знаний).

Используемое оборудование: компьютер, учебная составленная презентация, диск по русск.яз., опорные схемы, раздаточный материал, словарь Ожегова.

 Ход урока:

 1.  Организационно-мотивационный  момент

Учитель:  Добрый день, друзья! Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. Мы  с вами, ребята, побываем в роли  градостроителей: будем строить необычный  город, город Знатоков  русского языка. В помощь возьмём внимание, сосредоточенность и дружелюбие: нам предстоит очень серьезная, кропотливая и ответственная работа.

А кто знает, кто такие градостроители? (Ответы детей). Где мы можем найти точное значение данного слова?

Дети: В Толковом словаре Ожегова. (Читают словарную статью на странице 138).

Учитель: Что можно сказать об этом слове с точки зрения его состава? Подумаем вместе.  (Версии детей).

Учитель читает вслух сказку «Большая родня»:

 Жил – был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавёлся он большой семьёй.

Тут  и существительные: стройка, строитель, строительство

 и прилагательные: строительный, строевой 

и глаголы: строить, строиться.

Все пришли в гости к деду!

 Порадовался гостеприимный хозяин: «Дружная у меня семья!»

 

учит - ….(учитель)  строит  -….(строитель)  читает                                                                         -…  (читатель)

                                                                  / -Какая часть слова общая? (суффикс -тель).

-Какое значение вносит в эти слова суффикс -тель-?

 Дети: Значение лица по роду занятий, профессии.

Учитель: Кто же знает, с чего начинается строительство города? Как  правильно выбрать место для его постройки?  (Ответы детей).

(В это же время идет индивидуальная работа на компьютере  «Завод железобетонных конструкций» (2 ученика работая на компьютере выполняют тест по теме «Падежи имен существительных», осуществляя по очереди взаимопроверку.)

Учитель: А сейчас мы будем планировать застройку нашего города. Какие жилые, культурные объекты должны быть в городе?  Запишем.(1ученик  работает на доске, а дети в тетрадях).

    Церковь, улица, аллея, парк, больница, вокзал, библиотека, магазин, школа, дом, площадь, мечеть… (В классе есть ученики мусульмане)

Учитель:  Что объединяет эти слова?

Дети: Имена существительные в И. п.

Учитель:На какие группы можно разделить эти слова? (Дети выдвигают версии.

Например:

 1)  В зависимости от орф.: безударные гласные проверяемые (больница) и непроверяемые (улица ,аллея, вокзал, библиотека, магазин, вокзал, мечеть)

2)Парные согласные в конце слова: (церковь, парк, площадь, мечеть)

3) Слова с ь знаком и без него  4) В зависимости от рода

5) В зависимости от склонения).

Учитель: На протяжении ряда уроков мы с вами знакомились с понятием склонение имен существительных, отрабатывали навыки определения склонения. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? Сформулируйте тему урока.

Дети: Обобщение знаний по теме «Склонение существительных». (Запись темы урока в тетрадь).

Учитель: Наша задача не просто обобщить весь пройденный материал, но и выявить наши с вами достижения и затруднения по данной теме. Продолжаем процесс строительства нашего необычного города.

Задача - ставим дома, выполняем их  внутреннюю отделку. Задание 1: распределить записанные на карточках  слова по домикам, с соответствующим №, т.е. по склонениям 1,2, 3скл. (Дети, работая в группах, приклеивают карточки со словами в нужный домик.) См. приложение 1.

(! Среди слов, записанных на карточках есть слово «ВРЕМЯ».

Задача: распознать его, как слово «шпион» и не отнести ни к одному склонению).

Учитель: А сейчас будем строить улицу Склонений. Каждая группа будет выходить к доске и защищать свой проект. Ну, а в начале давайте проговорим, как же вы  определяли склонение существительных, какие правила техники безопасности «строительства» соблюдали? (Вывешивается алгоритм). См. приложение № 2.

( Выступление детей, исправление ошибки со словом «ВРЕМЯ»).

Учитель: Слово «ВРЕМЯ» показало нам, что на стройке, как и в русском языке нужно быть предельно внимательными, чтобы не допустить ошибки. Таких слов в русском языке немало и называются они разносклоняемыми. Кто-то уже понял почему? ( Ответы детей).

Учитель:  На строительной площадке, соблюдая технику безопасности, обязательно нужно  устраивать перерыв. Давайте и мы с вами отдохнем. Отдых-релаксация.  (Презентация «Цветотерапия»).

Учитель: Работа выполнена, но для того, чтобы сдать объект нужно пройти госприемку. Внимание! Проверочная работа – тест «Госприемка». Всем строителям по результатам госприемки будет выдана премия, соответствующая вкладу каждого в общее дело строительства города в виде отметки.(Самостоятельная работа детей).См. приложение 3.

Учитель: Вклад и достижения каждого их вас уже определены, а сейчас давайте проведем коллективную экспертизу проведенной работы. Блиц - опрос «+ -»(Дети показывают знаками свое согласие – несогласие с предложенными для анализа высказываниями). См. приложение №4.

Учитель:  У вас на столах лежат цветные кружочки. На слайде перед вами пояснение значения каждого цвета. Выберите какой –либо цветной кружок и напишите на нем свое имя и фамилию, для того, чтобы я знала на какие курсы повышения квалификации вас, как строителей, мне нужно отправить. (Дети выполняют задание). См. приложение №5.

Учитель: Наш рабочий день на строительной площадке подходит к концу, но и дома вам придется потрудиться. Домашнее задание: Написать маленькое сочинение о нашем городе (5-6 предложений). Дополнительное задание ( выполняется по желанию):

1 уровень: В  предложениях у существительных определить падежи, склонения.

2 уровень: Придумать и записать к вашему тексту вопросы – задания по изучаемой теме.

                                                                                          Приложения.

Приложение №1.

1гр. Выбрать и наклеить в домик существительные 1скл. из карточек Церковь, улица, аллея, парк, больница, вокзал, библиотека, магазин, школа, дом, время, площадь, мечеть.

2гр. Выбрать и наклеить в домик существительные 2 скл. из карточек Церковь, улица, аллея, парк, больница, вокзал, библиотека, магазин, школа, дом, время, площадь, мечеть.

3гр. Выбрать и наклеить в домик существительные 3скл из карточек. Церковь, улица, аллея, парк, больница, вокзал, библиотека, магазин, школа, дом, время, площадь, мечеть.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Проверочная работа.

1. Соедини линиями признаки существительных и склонение, к которому они относятся.

1-е склонение

К этому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием  -о; -е.

2-е склонение

К этому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак (с нулевым окончанием).

3-е склонение

К этому склонению относятся имена существительные мужского или женского рода с окончаниями -а; -я.

2. Найди ошибку (если она есть) в том, как написано правило.

Чтобы определить, к какому склонению относится данное имя существительное, надо поставить его в начальной форме – родительном падеже множественного числа.

Запиши свой вариант._____________________________

3. Соедини линиями имена существительные со склонениями, к которым они относятся.

1-е склонение

 

 

 

2-е склонение

 

 

 

3-е склонение

Окно

Сражение

Трель

Папа

Мышь

Надежда

Сторона

Утро

Стена

Планета

Память

Москва

Село

Поселок

 

4. Найди лишнее слово по типу склонения, подчеркни его.

1) Волна, бумага, зеркало, Костя.

2) Отвага, капель, власть, весть.

3) Народ, берег, носорог, вера.

4) Череда, поляна, дядя, ананас.

5) Дело, богатство, наследство, чаша.

6) Приключение, мышь, блажь, гордость.

5. Подчеркни в тексте все имена существительные. Надпиши над ними склонение и падеж.

На чердаке старого домика жил маленький гном. Гном очень любил старый заросший сад.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Блиц - опрос «+ -»

  • Склонение –это изменение по падежам?
  • В русском языке 5 падежей?
  • В русском языке 3 склонения?
  • Одно и то же существительное может относиться к разным типам склонений?
  • Имя существительное имеет склонение, а может изменяться по числам и падежам?

 ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

  • Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь.

Могу помочь товарищу.   

 Работаю хорошо, всё понимаю.

 Работаю хорошо, но иногда  нуждаюсь в помощи.

 Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

 


 

Министерство образование и науки

Министерство образование и науки

Конспект урока русского языка

Конспект урока русского языка

Используемое оборудование: компьютер, учебная составленная презентация, диск по русск

Используемое оборудование: компьютер, учебная составленная презентация, диск по русск

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? (

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? (

Дети показывают знаками свое согласие – несогласие с предложенными для анализа высказываниями)

Дети показывают знаками свое согласие – несогласие с предложенными для анализа высказываниями)

Запиши свой вариант._____________________________ 3

Запиши свой вариант._____________________________ 3

. Открытый урок по русскому языку «Склонение имен существительных» 4 класс

. Открытый урок  по русскому языку «Склонение имен  существительных» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020