" Плесень-это тоже гриб"
Оценка 5

" Плесень-это тоже гриб"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
биология
22.12.2020
" Плесень-это тоже гриб"
Плесень.doc

«Плесень – это тоже гриб!»                      

Районная научно-практическая конференция « Ювента»                                                                                                                                         Направление: экология и здоровье                                                                                                                                                                    Автор:   Сусуков Александр , 9 лет                                                  

Введение

С раннего детства мы видим вокруг себя множество растений и животных. Став взрослее, мы понимаем,  насколько бывают разными окружающие нас деревья, цветы, животные. Даже просто зайдя в лес, можно увидеть сотни разных растений: деревья, кустарники, травы. И среди них – грибы. Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства. При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам с детства белые, подосиновики, маслята, сыроежки, мухоморы, т.е нечто состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзинку. Но  грибы это не только те, которые растут в лесу.  Покрылась сероватым  налетом (плесенью) корочка хлеба, выросло на стене в сыром помещении что – то зеленоватое и неприятное, испортилось яблоко – все это работа грибов.

      Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад в числе самых первых живых организмов, но до сих пор она остаётся «тайной за семью печатями». Человек ещё в прошлом веке сумел полететь в космос, но пока не разгадал загадок «обыкновенной» плесени.

Мне  стало интересно узнать, почему один кусочек хлеба покрывается плесенью, а другой (на первый взгляд ничем не отличающийся от первого) остается в таком же виде как был. Почему на некоторых фруктах плесень появляется, а на других нет.

В своей работе я попробовал немного приоткрыть тайну «обыкновенной плесени».

Я решил  найти ответы на следующие вопросы:

1.     Вред или пользу приносят  плесневые грибы человеку?

2.     Какие условия необходимы для размножения плесени и как защитить продукты питания от порчи?

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, выявив преобладающее положительное или отрицательное  их значение.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

1.     Узнать, почему грибы – особое царство.

2.     Выявить отрицательную роль плесени в жизнедеятельности человека.

3.     Выявить положительную роль плесени в жизнедеятельности человека.

4.     Сравнить «две стороны медали» и выявить преобладающую роль.

5.     Экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов.

6.     Ознакомление одноклассников с темой исследования путем анкетирования.

 

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Если мы оценим положительное и отрицательное значение плесневых грибов, то придем к выводу, что они играют важную роль в круговороте веществ в биосфере.

Глава I. Теоретический анализ исследуемой проблемы.

Многообразие  грибов

Грибы – самые многочисленные живые организмы на Земле. Хотя большинство грибов имеют микроскопические размеры, среди них есть и одни из самых крупных обитателей нашей планеты. Грибы встречаются повсюду – в лесах, пустынях и даже на человеческой коже. В отличие от растений грибы могут расти в темноте, так как  для поддержания жизнедеятельности им нужна готовая органическая пища. Большинство грибов питаются мертвыми органическими остатками, но некоторые виды не брезгают и живой добычей. Между тем мы часто их вообще не замечаем: большинство грибов живут  в толще своей пищи и представляют перед нашим взором только в период размножения.

  Плодовые тела грибов – одни из самых причудливых живых объектов на планете. Они могут напоминать своей формой  птичьи гнёзда, пучки волос и даже ушную раковину человека. Плодовые тела служат для образования и рассеивания спор и чаще всего растут на земле или древесине. Хотя грибы лишены стеблей, корней и листьев, в прошлом многие натуралисты относили их к группе растений. Но в последствии ученые сделали удивительное открытие: у грибов больше сходства с животными, чем с растительными организмами. Поэтому их выделили в отдельное царство.

«Типичных» грибов не существует – настолько сильно эти живые организмы различаются формой и строением тел. Всем грибам, однако, присущ один общий признак: для поддержания жизнедеятельности они поглощают готовую органическую пищу. Но если животные сначала заглатывают пищу, а затем переваривают ее, то грибы, наоборот, сначала прерывают пищу, а затем  поглощают   образовавшиеся  питательные вещества. Эту работу выполняют гифы – тонкие нити, толщиной всего в  одну клетку, пронизывающие питательный субстрат. Гифы грибов, хотя и очень тонкие, могут быть необычайно  длинными. Нередко  они тянутся от корней к верхушкам деревьев или образуют в почве огромные  разветвленные  сети – грибницу, или мицелий. Гифы некоторых грибов, питающихся древесиной, могут тянуться от одного деревянного здания к другому и таким образом опутывать собой целую улицу.

Строение, условия жизни и размножение грибов           

Плесень окружает нас повсюду, являясь неотъемлемой частью существования нашей планеты и нашей жизни. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем.

Любителям растений важно знать о повадках вредоносных грибков, чтобы как можно реже встречаться с бурным ростом и размножением плесени.

В простонародье собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные. Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки, превосходя «радужный» спектр. Чаще всего встречаются плесени красные, жёлтые, зелёные, голубые, чёрные, бурые, серые, белые с розовым и сиреневым оттенком.

Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба  на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы.

Для нормального роста и развития грибов, кроме питательной среды, необходимо определенное сочетание других факторов внешней среды. Влажность и температура имеют наибольшее значение.

      Большинство грибов размножаются с помощью спор, которые образуются в спорангиях. У шляпочных грибов споры созревают в плодовых телах. У плесневых споры образуются в спорангиях, которые формируются на концах гифов.

 

Значение  плесневых грибов  для человека.

Известно множество видов пенициллов, некоторые играют очень важ­ную роль в жизни человека. Напри­мер, пенициллы используются для приготовления сыров. Самый извест­ный из них — французский сыр рок-фор. Он имеет неповторимый пи­кантный вкус, а по виду рыхлый, с голубовато-зелёными пятнами и про­жилками. Эти пятнышки — не что иное, как выросший в сыре гриб-пеницилл.

Самую большую известность пени­циллы приобрели, после того, как было обнаружено, что некоторые из них образуют вещество, способное даже в самых малых количествах бы­стро убивать многие болезнетвор­ные бактерии.  Гриб подавляет рост бактерий, выделяя в среду особые вещества. Потом их назвали анти­биотиками (от греч. «анти» - «про­тив» и «биос» — «жизнь»). Именно пе­нициллин (вещество из пеницилла) стал первым в истории человечества антибиотиком. Из литературы я узнал, что впервые чудодейственные свойства пенициллина были обнаружены  еще в 1873 году русскими учеными В.А.Манасеиным и А.Г.Полотебновым. Но официальная  лечебная история пенициллов ведется с 1928 года, когда профессор А. Флеминг ставил опыты в своей лаборатории над грозной бактерией стафилококком. Спустя 12 лет А. Флемминг вместе с соотечественниками - химиками Х. Флори и Д. Чайном выделили из пеницилла антибиотик и очистили его. В СССР препарат спас жизни многим советским воинам, ранен­ным на полях сражений. Различные виды антибиотиков используют для лечения самых разнообразных ин­фекций.

  Гриб-пеницилл образует зеленую пле­сень. В отличие от мукора, мицелий пеницилла разделен перегородками на клетки. Под микроскопом видно, что. отдельные гифы поднимаются вертикально, образуя на концах кистевидные разветвления. Эти раз­ветвления заканчиваются цепочками спор, которые отделяются и раз­носятся током воздуха .  Некоторые виды пеницилла вы­деляют вещество, губительно дей­ствующее на бактерии. Из пеницил­ла научились изготавливать одно из самых известнейших лекарств — пенициллин. 

Сейчас трудно себе предста­вить, как раньше обходились без пенициллина и родственных ему препаратов. Это наиболее эффек­тивное средство при инфекциях, возникающих в открытых ранах и приводящих к смертельному ис­ходу. Пенициллин применяется ши­роко при легочных заболеваниях, менингите и спасает жизнь людей в тех случаях, когда другие лечеб­ные препараты оказываются бес­сильными.

Велика отрицательная роль грибов. Паразитируя на растениях и животных, а также развиваясь на пищевых продуктах, промышленных материалах и изделиях из кожи, дерева, бумаги, пластмассы, произведениях искусства, грибы вызывают их порчу и наносят большой ущерб народному хозяйству.

Плесень- гриб очень опасный, он может нанести вред нашему здоровью. Следует отметить, что подвержены опасности заболеваний прежде всего дети, пожилые люди и люди с ослабленным иммунитетом. Прежде всего, трудно диагностируемыми и поддающимися лечению аллергическими заболеваниями кожи (дерматозы, микозы) и дыхательных путей (насморки, кашель, вплоть до бронхиальной астмы); заболеваниями опорно-двигательного аппарата или суставно-ревматическими. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.

 

Способы борьбы с плесенью.

Есть несколько способов борьбы с этим явлением в наших домах:

1. Избегайте сырых и плохо проветриваемых помещений - подвалов, погребов, чердаков и т.п.                                                                                                                    2.Обеспечьте хорошую вентиляцию. Тщательно проветривайте помещения, где может образовываться плесень - чердаки, подвалы, ванные комнаты. Если ванная очень влажная после душа или ванны, - она должна быть проветрена.                                                                                                                   3.Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.                                                                                                     4. Внимательно оцените состояние стен - нет ли на них сырости, не отстают ли обои. Удалите грибы, которые могут расти за буфетом, плиткой, деревянной обшивкой и т.п.                                                                                                                                                       5. Протирайте влажные места сухой тряпкой.                                                                                                       6. Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка.                                                                                                                                                    7. Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера. Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами,   не позволяющими расти внутри плесени.                                                                                                                     8. Необходимо обеспечить хорошее отопление, если нет центрального (на даче). А если недостаточно центральное, возможно дополнительно отапливать помещение. Не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.                                                                                                                                                       9. Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой. Слегка приоткрытые окна - это не адекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени.                                                                         10. Проветривайте влажную одежду прежде чем спрячете ее.                                                                                11. Не держите в комнате высушенные цветы и венки, которые часто содержат плесень.

Глава II. Практическая часть исследования.

Для  выполнения этой части работы мне необходимо взять:

 1. Чашечки Петри

2. Микроскоп

3. Образцы хлеба, на которых  буду проводить эксперимент.

4. Теплая и прохладная среды  (комнатная температура и холодильник)

 5. Растворы уксусной кислоты и перекиси   водорода.

6. Полиэтиленовый  пакет, бумажный пакет, деревянный короб, эмалированная посуда.

Опыт№1. Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов.

  Я решил провести опыты с кусочками хлеба, поместив их в разные условия внешней среды.

         Три кусочка черного хлеба я поместил в три разные чашки Петри:

Первая чашка Петри - влажная;

Вторая чашка Петри - сухая;

Третья чашка Петри - влажная.

Первую чашку я поместил в теплое место (комнатной температуры). Вторая – также в теплое место, а третья – в холодильник.

         Свои опыты и наблюдения я начал 5 ноября 2011 года в 14 часов 15 минут.      

         В следующие дни примерно в 14.00 я осматривал чашки. Первые изменения появились 10 ноября на кусочке хлеба, помещенном в первый контейнер. На поверхности я увидел несколько черных пятен. Кусочки хлеба, помещенные в две другие, оставались в прежнем виде.  

  15 ноября я снова осмотрел чашки Петри. Только в первой я увидел изменения: черные пятна увеличились, окруженные желтым ободком . Два других кусочка хлеба не изменились .

         18 ноября 2011 года кусочек хлеба в первом контейнере был весь покрыт плесенью, причем она была двух цветов: черного и серого цвета, в центре большое желтое пятно. И на кусочке в третьем контейнере появился небольшой серый налет. А вот хлеб во втором контейнере оставался без изменений.

                           

         В следующие дни количество плесени на кусочках в первом и третьем контейнерах только увеличивалось, а на кусочке во втором контейнере плесень так и не появилась. 22 ноября я сделал последние снимки.

         Таким образом, я сделал следующие выводы:

         Главным условием появления плесени является влажность. Вторым условием является температура воздуха. При более высокой температуре плесень появляется и развивается быстрее. Сухость воздуха является главным препятствием для появления и развития плесени.

 

Опыт №2.: Наблюдения под микроскопом.

Я взял немного плесени и поместил ее на предметное стекло и рассмотрел под микроскопом. Я  увидел   растущие вверх белые нити, на концах которых покачиваются чёрные шарики — огромные клетки-спорангии, наполненные множеством спор.

    Вывод: Плесень имеет гифы и плодовые тела, в которых созревают споры. Значит, плесень является схожим организмом со шляпочным грибом. ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРЖДЕНА!

        Опыт № 3.: Способы борьбы с плесенью.

Я взял покрытые плесенью  образцы и  полил  на них  перекись водорода и уксусную кислоту. В обоих случаях был заметен эффект, уменьшающий плесень; но обработка перекись водорода оказалась более эффективной.                      

 Вывод:

ü Уксусная кислота и перекись водорода губительно воздействуют на плесень, но по своим действиям перекись водорода сильнее.

ü В результате действий данными реактивами уничтожаются плесневые грибы.

Опыт№4: Хранение и защита хлебобулочных изделий от спор плесневых грибов.

  Так же я провел исследование, какой вид упаковки лучше защищает хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов. Для этого образцы продуктов упаковали в полиэтиленовый пакет, бумажный пакет, деревянный короб, эмалированную кастрюлю (обеспечив, при этом максимальную герметичность).

Из полученных результатов можно сделать вывод, что все – таки лучший вид упаковки, защищающий  хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов – это полиэтиленовая упаковка. 

Вывод - лучший вид упаковки, защищающий  хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов – это полиэтиленовая упаковка, обеспечивающая максимальную герметичность продукта.

 

Следующий этап моей работы это:

  Провести  анкетирование учащихся начальной школы до и после моего выступления. В своем выступлении я ознакомил их со своей исследовательской работой: « Плесень – это тоже гриб». Это я делаю, для того чтобы:

расширить общий кругозор  сверстников, развить их познавательную активность;

воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.

 

Выводы

Изучив различные литературные источники, я узнал, что роль плесневых грибов разнообразна. Плесневые грибы в природе и в жизни человека играют положительную и отрицательную роль. Не будь плесневых грибов, наша планета была бы погребена под горами различного мусора и жизнь бы прекратилась.      

При решении задач, я сделал первый вывод – плесень – это гриб! И условия её роста и развития не должны сильно отличаться от «грибных», что я и проверил на опытах. Я подтвердил свое предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов.

 

Значит,  чтобы сохранить  продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте. А так же в своих опытах я проверил действие на плесень двух веществ  и сравнил их действие. Проверил опытным путем, какой вид упаковки лучше защищает хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов. Но конечно, самый лучший способ борьбы с плесенью – не допускать её появления, и я нашел в литературе 11 рекомендаций по борьбе с этим грибом.

В ходе выполнения моей исследовательской работы я научился искать в различной научной литературе нужную мне информацию, строить план для  предстоящей  практической работы, проводить нужные мне опыты, работать с микроскопом и фотоаппаратом. Для оформления работы я научился работать  на компьютере. Провел беседу с учащимися начальных классов, познакомил со своей исследовательской работой, раздал буклеты « Меры борьбы с плесенью». Провел анкетирование с целью выявления знаний учащихся о том, что такое плесень.

Эта исследовательская работа дала мне знания по строению плесневых грибов, развила интерес к биологии, и мне очень понравилось работать с микроскопом.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. -  М.: ООО «Издательство  АСТ - ЛТД». -  1997г.

2.     Корчагина В.А. «Биология» Учебник для 5-6 классов – М,: «Просвящение». – 1988г.

3.     Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». -  1997г.

4.     Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.

5.     Плешаков В.В. Мир вокруг нас. 3 класс . 1 часть.//Учебник для 3 класса начальной школы.- М.: «Просвещение».-2006г.


Плесень – это тоже гриб!»

Плесень – это тоже гриб!»

Если мы оценим положительное и отрицательное значение плесневых грибов, то придем к выводу, что они играют важную роль в круговороте веществ в биосфере

Если мы оценим положительное и отрицательное значение плесневых грибов, то придем к выводу, что они играют важную роль в круговороте веществ в биосфере

Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней

Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней

Велика отрицательная роль грибов

Велика отрицательная роль грибов

Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно

Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно

И на кусочке в третьем контейнере появился небольшой серый налет

И на кусочке в третьем контейнере появился небольшой серый налет

Из полученных результатов можно сделать вывод, что все – таки лучший вид упаковки, защищающий хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов – это полиэтиленовая упаковка

Из полученных результатов можно сделать вывод, что все – таки лучший вид упаковки, защищающий хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов – это полиэтиленовая упаковка

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2020