«Плесень – это тоже гриб!»
Районная научно-практическая конференция « Ювента» Направление: экология и здоровье Автор: Сусуков Александр , 9 лет
Введение
С раннего детства мы видим вокруг себя множество растений и животных. Став взрослее, мы понимаем, насколько бывают разными окружающие нас деревья, цветы, животные. Даже просто зайдя в лес, можно увидеть сотни разных растений: деревья, кустарники, травы. И среди них – грибы. Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства. При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам с детства белые, подосиновики, маслята, сыроежки, мухоморы, т.е нечто состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзинку. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Покрылась сероватым налетом (плесенью) корочка хлеба, выросло на стене в сыром помещении что – то зеленоватое и неприятное, испортилось яблоко – все это работа грибов.
Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад в числе самых первых живых организмов, но до сих пор она остаётся «тайной за семью печатями». Человек ещё в прошлом веке сумел полететь в космос, но пока не разгадал загадок «обыкновенной» плесени.
Мне стало интересно узнать, почему один кусочек хлеба покрывается плесенью, а другой (на первый взгляд ничем не отличающийся от первого) остается в таком же виде как был. Почему на некоторых фруктах плесень появляется, а на других нет.
В своей работе я попробовал немного приоткрыть тайну «обыкновенной плесени».
Я решил найти ответы на следующие вопросы:
1. Вред или пользу приносят плесневые грибы человеку?
2. Какие условия необходимы для размножения плесени и как защитить продукты питания от порчи?
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, выявив преобладающее положительное или отрицательное их значение.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Узнать, почему грибы – особое царство.
2. Выявить отрицательную роль плесени в жизнедеятельности человека.
3. Выявить положительную роль плесени в жизнедеятельности человека.
4. Сравнить «две стороны медали» и выявить преобладающую роль.
5. Экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов.
6. Ознакомление одноклассников с темой исследования путем анкетирования.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Если мы оценим положительное и отрицательное значение плесневых грибов, то придем к выводу, что они играют важную роль в круговороте веществ в биосфере.
Глава I. Теоретический анализ исследуемой проблемы.
Многообразие грибов
Грибы – самые многочисленные живые организмы на Земле. Хотя большинство грибов имеют микроскопические размеры, среди них есть и одни из самых крупных обитателей нашей планеты. Грибы встречаются повсюду – в лесах, пустынях и даже на человеческой коже. В отличие от растений грибы могут расти в темноте, так как для поддержания жизнедеятельности им нужна готовая органическая пища. Большинство грибов питаются мертвыми органическими остатками, но некоторые виды не брезгают и живой добычей. Между тем мы часто их вообще не замечаем: большинство грибов живут в толще своей пищи и представляют перед нашим взором только в период размножения.
Плодовые тела грибов – одни из самых причудливых живых объектов на планете. Они могут напоминать своей формой птичьи гнёзда, пучки волос и даже ушную раковину человека. Плодовые тела служат для образования и рассеивания спор и чаще всего растут на земле или древесине. Хотя грибы лишены стеблей, корней и листьев, в прошлом многие натуралисты относили их к группе растений. Но в последствии ученые сделали удивительное открытие: у грибов больше сходства с животными, чем с растительными организмами. Поэтому их выделили в отдельное царство.
«Типичных» грибов не существует – настолько сильно эти живые организмы различаются формой и строением тел. Всем грибам, однако, присущ один общий признак: для поддержания жизнедеятельности они поглощают готовую органическую пищу. Но если животные сначала заглатывают пищу, а затем переваривают ее, то грибы, наоборот, сначала прерывают пищу, а затем поглощают образовавшиеся питательные вещества. Эту работу выполняют гифы – тонкие нити, толщиной всего в одну клетку, пронизывающие питательный субстрат. Гифы грибов, хотя и очень тонкие, могут быть необычайно длинными. Нередко они тянутся от корней к верхушкам деревьев или образуют в почве огромные разветвленные сети – грибницу, или мицелий. Гифы некоторых грибов, питающихся древесиной, могут тянуться от одного деревянного здания к другому и таким образом опутывать собой целую улицу.
Строение, условия жизни и размножение грибов
Плесень окружает нас повсюду, являясь неотъемлемой частью существования нашей планеты и нашей жизни. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем.
Любителям растений важно знать о повадках вредоносных грибков, чтобы как можно реже встречаться с бурным ростом и размножением плесени.
В простонародье собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные. Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки, превосходя «радужный» спектр. Чаще всего встречаются плесени красные, жёлтые, зелёные, голубые, чёрные, бурые, серые, белые с розовым и сиреневым оттенком.
Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы.
Для нормального роста и развития грибов, кроме питательной среды, необходимо определенное сочетание других факторов внешней среды. Влажность и температура имеют наибольшее значение.
Большинство грибов размножаются с помощью спор, которые образуются в спорангиях. У шляпочных грибов споры созревают в плодовых телах. У плесневых споры образуются в спорангиях, которые формируются на концах гифов.
Значение плесневых грибов для человека.
Известно множество видов пенициллов, некоторые играют очень важную роль в жизни человека. Например, пенициллы используются для приготовления сыров. Самый известный из них — французский сыр рок-фор. Он имеет неповторимый пикантный вкус, а по виду рыхлый, с голубовато-зелёными пятнами и прожилками. Эти пятнышки — не что иное, как выросший в сыре гриб-пеницилл.
Самую большую известность пенициллы приобрели, после того, как было обнаружено, что некоторые из них образуют вещество, способное даже в самых малых количествах быстро убивать многие болезнетворные бактерии. Гриб подавляет рост бактерий, выделяя в среду особые вещества. Потом их назвали антибиотиками (от греч. «анти» - «против» и «биос» — «жизнь»). Именно пенициллин (вещество из пеницилла) стал первым в истории человечества антибиотиком. Из литературы я узнал, что впервые чудодейственные свойства пенициллина были обнаружены еще в 1873 году русскими учеными В.А.Манасеиным и А.Г.Полотебновым. Но официальная лечебная история пенициллов ведется с 1928 года, когда профессор А. Флеминг ставил опыты в своей лаборатории над грозной бактерией стафилококком. Спустя 12 лет А. Флемминг вместе с соотечественниками - химиками Х. Флори и Д. Чайном выделили из пеницилла антибиотик и очистили его. В СССР препарат спас жизни многим советским воинам, раненным на полях сражений. Различные виды антибиотиков используют для лечения самых разнообразных инфекций.
Гриб-пеницилл образует зеленую плесень. В отличие от мукора, мицелий пеницилла разделен перегородками на клетки. Под микроскопом видно, что. отдельные гифы поднимаются вертикально, образуя на концах кистевидные разветвления. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые отделяются и разносятся током воздуха . Некоторые виды пеницилла выделяют вещество, губительно действующее на бактерии. Из пеницилла научились изготавливать одно из самых известнейших лекарств — пенициллин.
Сейчас трудно себе представить, как раньше обходились без пенициллина и родственных ему препаратов. Это наиболее эффективное средство при инфекциях, возникающих в открытых ранах и приводящих к смертельному исходу. Пенициллин применяется широко при легочных заболеваниях, менингите и спасает жизнь людей в тех случаях, когда другие лечебные препараты оказываются бессильными.
Велика отрицательная роль грибов. Паразитируя на растениях и животных, а также развиваясь на пищевых продуктах, промышленных материалах и изделиях из кожи, дерева, бумаги, пластмассы, произведениях искусства, грибы вызывают их порчу и наносят большой ущерб народному хозяйству.
Плесень- гриб очень опасный, он может нанести вред нашему здоровью. Следует отметить, что подвержены опасности заболеваний прежде всего дети, пожилые люди и люди с ослабленным иммунитетом. Прежде всего, трудно диагностируемыми и поддающимися лечению аллергическими заболеваниями кожи (дерматозы, микозы) и дыхательных путей (насморки, кашель, вплоть до бронхиальной астмы); заболеваниями опорно-двигательного аппарата или суставно-ревматическими. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.
Способы борьбы с плесенью.
Есть несколько способов борьбы с этим явлением в наших домах:
1. Избегайте сырых и плохо проветриваемых помещений - подвалов, погребов, чердаков и т.п. 2.Обеспечьте хорошую вентиляцию. Тщательно проветривайте помещения, где может образовываться плесень - чердаки, подвалы, ванные комнаты. Если ванная очень влажная после душа или ванны, - она должна быть проветрена. 3.Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность. 4. Внимательно оцените состояние стен - нет ли на них сырости, не отстают ли обои. Удалите грибы, которые могут расти за буфетом, плиткой, деревянной обшивкой и т.п. 5. Протирайте влажные места сухой тряпкой. 6. Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка. 7. Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера. Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени. 8. Необходимо обеспечить хорошее отопление, если нет центрального (на даче). А если недостаточно центральное, возможно дополнительно отапливать помещение. Не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает. 9. Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой. Слегка приоткрытые окна - это не адекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени. 10. Проветривайте влажную одежду прежде чем спрячете ее. 11. Не держите в комнате высушенные цветы и венки, которые часто содержат плесень.
Глава II. Практическая часть исследования.
Для выполнения этой части работы мне необходимо взять:
1. Чашечки Петри
2. Микроскоп
3. Образцы хлеба, на которых буду проводить эксперимент.
4. Теплая и прохладная среды (комнатная температура и холодильник)
5. Растворы уксусной кислоты и перекиси водорода.
6. Полиэтиленовый пакет, бумажный пакет, деревянный короб, эмалированная посуда.
Опыт№1. Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов.
Я решил провести опыты с кусочками хлеба, поместив их в разные условия внешней среды.
Три кусочка черного хлеба я поместил в три разные чашки Петри:
Первая чашка Петри - влажная;
Вторая чашка Петри - сухая;
Третья чашка Петри - влажная.
Первую чашку я поместил в теплое место (комнатной температуры). Вторая – также в теплое место, а третья – в холодильник.
Свои опыты и наблюдения я начал 5 ноября 2011 года в 14 часов 15 минут.
В следующие дни примерно в 14.00 я осматривал чашки. Первые изменения появились 10 ноября на кусочке хлеба, помещенном в первый контейнер. На поверхности я увидел несколько черных пятен. Кусочки хлеба, помещенные в две другие, оставались в прежнем виде.
15 ноября я снова осмотрел чашки Петри. Только в первой я увидел изменения: черные пятна увеличились, окруженные желтым ободком . Два других кусочка хлеба не изменились .
18 ноября 2011 года кусочек хлеба в первом контейнере был весь покрыт плесенью, причем она была двух цветов: черного и серого цвета, в центре большое желтое пятно. И на кусочке в третьем контейнере появился небольшой серый налет. А вот хлеб во втором контейнере оставался без изменений.
В следующие дни количество плесени на кусочках в первом и третьем контейнерах только увеличивалось, а на кусочке во втором контейнере плесень так и не появилась. 22 ноября я сделал последние снимки.
Таким образом, я сделал следующие выводы:
Главным условием появления плесени является влажность. Вторым условием является температура воздуха. При более высокой температуре плесень появляется и развивается быстрее. Сухость воздуха является главным препятствием для появления и развития плесени.
Опыт №2.: Наблюдения под микроскопом.
Я взял немного плесени и поместил ее на предметное стекло и рассмотрел под микроскопом. Я увидел растущие вверх белые нити, на концах которых покачиваются чёрные шарики — огромные клетки-спорангии, наполненные множеством спор.
Вывод: Плесень имеет гифы и плодовые тела, в которых созревают споры. Значит, плесень является схожим организмом со шляпочным грибом. ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРЖДЕНА!
Опыт № 3.: Способы борьбы с плесенью.
Я взял покрытые плесенью образцы и полил на них перекись водорода и уксусную кислоту. В обоих случаях был заметен эффект, уменьшающий плесень; но обработка перекись водорода оказалась более эффективной.
Вывод:
ü Уксусная кислота и перекись водорода губительно воздействуют на плесень, но по своим действиям перекись водорода сильнее.
ü В результате действий данными реактивами уничтожаются плесневые грибы.
Опыт№4: Хранение и защита хлебобулочных изделий от спор плесневых грибов.
Так же я провел исследование, какой вид упаковки лучше защищает хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов. Для этого образцы продуктов упаковали в полиэтиленовый пакет, бумажный пакет, деревянный короб, эмалированную кастрюлю (обеспечив, при этом максимальную герметичность).
Из полученных результатов можно сделать вывод, что все – таки лучший вид упаковки, защищающий хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов – это полиэтиленовая упаковка.
Вывод - лучший вид упаковки, защищающий хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов – это полиэтиленовая упаковка, обеспечивающая максимальную герметичность продукта.
Следующий этап моей работы это:
Провести анкетирование учащихся начальной школы до и после моего выступления. В своем выступлении я ознакомил их со своей исследовательской работой: « Плесень – это тоже гриб». Это я делаю, для того чтобы:
расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;
воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.
Выводы
Изучив различные литературные источники, я узнал, что роль плесневых грибов разнообразна. Плесневые грибы в природе и в жизни человека играют положительную и отрицательную роль. Не будь плесневых грибов, наша планета была бы погребена под горами различного мусора и жизнь бы прекратилась.
При решении задач, я сделал первый вывод – плесень – это гриб! И условия её роста и развития не должны сильно отличаться от «грибных», что я и проверил на опытах. Я подтвердил свое предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов.
Значит, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте. А так же в своих опытах я проверил действие на плесень двух веществ и сравнил их действие. Проверил опытным путем, какой вид упаковки лучше защищает хлебобулочные изделия от спор плесневых грибов. Но конечно, самый лучший способ борьбы с плесенью – не допускать её появления, и я нашел в литературе 11 рекомендаций по борьбе с этим грибом.
В ходе выполнения моей исследовательской работы я научился искать в различной научной литературе нужную мне информацию, строить план для предстоящей практической работы, проводить нужные мне опыты, работать с микроскопом и фотоаппаратом. Для оформления работы я научился работать на компьютере. Провел беседу с учащимися начальных классов, познакомил со своей исследовательской работой, раздал буклеты « Меры борьбы с плесенью». Провел анкетирование с целью выявления знаний учащихся о том, что такое плесень.
Эта исследовательская работа дала мне знания по строению плесневых грибов, развила интерес к биологии, и мне очень понравилось работать с микроскопом.
Список литературы:
1. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.
2. Корчагина В.А. «Биология» Учебник для 5-6 классов – М,: «Просвящение». – 1988г.
3. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
4. Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.
5. Плешаков В.В. Мир вокруг нас. 3 класс . 1 часть.//Учебник для 3 класса начальной школы.- М.: «Просвещение».-2006г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.