" Приёмы рефлексии в учебной деятельности"
Оценка 4.8

" Приёмы рефлексии в учебной деятельности"

Оценка 4.8
docx
21.06.2020
" Приёмы рефлексии в учебной деятельности"
приёмы рефлексии в учебной деятельности.docx

Приёмы рефлексии в учебной деятельности .

 

1. Содержательная рефлексия.

 

Цель: выявить собственные затруднения.

 

Ход действий: У каждого ребенка есть карта ошибок, которая заполняется самим ребенком после проведения проверочных работ. Анализируя свою работу и заполняя карту, ребенок сам определяет те затруднения, которые у него возникли. На этом этапе он определяет, с каким видом орфограмм ему нужнее всего поработать в данное время на уроке (или серии уроков). Фактически ребенок осуществляет содержательную самооценку и определяет, что необходимо было знать и уметь, чтобы написать без ошибок, как он действовал, чтобы записать слово, чего он еще не знает или не умеет, чтобы решить данную орфографическую задачу.

Карта ошибок

Виды орфограмм

Дата написания работы

 

1. Орфограммы слабых позиций:   

·        Безударные гласные в корне

·        Парные согласные в слабой позиции

·        В падежных окончаниях существительных        

·        В падежных окончаниях прилагательных 

·        В окончаниях глаголов

·        В приставках     

·        В суффиксах      

        

 

 

2. Орфограммы сильных позиций 

·        Гласные после шипящих      

·        Обозначение звука {й’} при помощи ъ или ь  

·        Гласные О и Е после шипящих

·        Окончание –ОГО,-ЕГО прилагательных 

·        ТСЯ или ТЬСЯ в глаголах    

 

 

3. Другие орфограммы

·        Большая буква   

·        Отдельное написание предлогов 

·        НЕ с глаголом    

 

 

 

2. Планирование.

 

Цели:

- наметить пути ликвидации своих затруднений;

- выявить трудности в конкретной операции.

 

Ход действий: Дети группируются по типу ошибок и работают в специальной тетради, где фиксируется трудность. Они восстанавливают развернутый способ действий при проверке данной орфограммы и с помощью короткого текста выявляют этап, на котором испытывают затруднение. Каждый фиксирует свой результат с помощью условных обозначений: «-» – у меня не все получается; « + » – я стараюсь, чтобы у меня все получилось, но еще могу ошибиться; «++» – я доволен своим результатом, я умею это делать.

СПОСОБ РАБОТЫ     

 

Мой результат:

 

1. Запись слова с пропуском слабой позиции    

 

 

        +

2. Нахождение корня слова  

 

+

 

3. Подбор других слов с тем же корнем      

 

 -

 

4. Нахождение среди подобранных слов того, в котором нужный звук в корне находиться в сильной позиции        

 

+

5. Обозначение звука в слабой позиции буквой, которой передается звук в сильной позиции в том же корне

 

-

        

3. Практическая деятельность детей, взаимодействие.

 

Цель: практическое освоение способа действия

 

Ход действий: Из предложенных материалов ребенок сам выбирает сложность и объем заданий. Он составляет, раскладывает слова и буквы, контролирует свою работу (сам, в паре, совместно с учителем), а затем записывает результат в тетради.

В октебре дует реский ветер. Он нисет па дорошкам желтые листья. Сизый дымок вётца из труб. Собака Барбос спит в бутке.

- Исправь ошибки, положив сверху правильную букву. Докажи, что ты прав. Запиши исправленный текст.

 

4. Рефлексивный контроль.

 

Цель: подключение детей к оценке результатов работы, организация содержательного «отчета» детей о выполнении своего плана (дети могут высказываться по желанию).

 

Ход действий: На этом этапе группы собираются вместе, чтобы подвести итог и ответить на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Какую пользу извлекли? Чему учились? и т.д.

 

Высказывания детей звучат так: «Я теперь понял, как надо действовать при проверке». «Мне понравилось находить и исправлять ошибки». «Мне было трудно выполнять задание, но теперь я знаю, какое окончание писать». «Я буду дальше учиться проверять слова» и т.д. Интересные приёмы рефлексии могут быть использованы в итоговой части урока. Дети с большим удовольствием включаются в их выполнение.  Например, детям предлагается:

ü найти своё место на лестнице успеха сегодняшнего урока;

ü выбрать соответствующее определённому уровню понимания, умения или знания изображение (фигурку, цвет и т.п.)

ü выразить своё удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом;

ü определить уровень интереса, лёгкости выполнения заданий на шкале или соответствующим значком;

ü оценить своё участие в решении любой учебной задачи;

ü творчески выразить образ урока ( словесно или в рисунке);

ü определять и фиксировать(значками, диаграммой, графиком) динамику своего продвижения в учёбе, прогресса в физическом здоровье, в духовном развитии;

Приёмы рефлексии, используемые в обучении младших школьников, делают учебный процесс более осмысленным для ребёнка и приближают его к реальной жизни. Например, такие:

·        приём « Верно – неверно» Его чаще используют на этапе закрепления пройденного материала, но эффективность его на этапе актуализации, когда дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, многократно возрастает: « Верно ли, что в Арктике не бывает весны и лета?», « Верно ли, что за полярным кругом живут только полярники?» и т.д. Изучив материал, можно вернуться к подобным вопросам, чтобы выяснить, какие утверждения были верны изначально.

·        Приём « Затруднение». Например,при записи слов с пропущенными буквами (е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л.сной, гр.бник и других есть слово на ветк. И букву в окончании привычным способом проверить нельзя. Такой приём способствует развитию самоконтроля, определению границ своего знания и незнания.

·        Приём « Знание и незнание» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный опыт, анализировать его.

·        Приём « Гипотеза» При решении задач типа: «У фокусника в шляпе 5 шаров. Сначала он вынул 2 красных, потом ещё 2 красных. Значит, все шары в шляпе красные», где ответ выдвинут в виде предположения, ученик учится проверять, оправдывается ли гипотеза на практике, учится доказывать и подтверждать или опровергать намеченные предположения.

·        Приём « Знаки» включает младшего школьника в контрольно оценочную деятельность. И неважно, какие знаки при этом используются: человек на лесенке, который показывает как ребёнок оценивает собственный вклад в общее дело, или просто зелёный карандаш, который помогает сравнивать написание собственной буквы с образцом (по типу «подчеркни самую красивую букву»). Этот приём учит осмысливать собственный ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.

Приёмы, развивающие рефлексию  помогают не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносят разнообразие в урок, учат детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучают к убедительной аргументации. Всё это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приёмы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребёнка, так как самоанализ способствует самоактуализации, что повышает уровень креативности, т.е умение находить нестандартные решения и осуществлять нечто принципиально новое.


 

Приёмы рефлексии в учебной деятельности

Приёмы рефлексии в учебной деятельности

Орфограммы слабых позиций: ·

Орфограммы слабых позиций: ·

Ход действий: Дети группируются по типу ошибок и работают в специальной тетради, где фиксируется трудность

Ход действий: Дети группируются по типу ошибок и работают в специальной тетради, где фиксируется трудность

Обозначение звука в слабой позиции буквой, которой передается звук в сильной позиции в том же корне - 3

Обозначение звука в слабой позиции буквой, которой передается звук в сильной позиции в том же корне - 3

Высказывания детей звучат так: «Я теперь понял, как надо действовать при проверке»

Высказывания детей звучат так: «Я теперь понял, как надо действовать при проверке»

Приём « Затруднение». Например,при записи слов с пропущенными буквами ( е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л

Приём « Затруднение». Например,при записи слов с пропущенными буквами ( е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л

Кроме того, приёмы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребёнка, так как самоанализ способствует самоактуализации, что повышает уровень креативности, т

Кроме того, приёмы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребёнка, так как самоанализ способствует самоактуализации, что повышает уровень креативности, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2020