Приёмы рефлексии в учебной деятельности .
1. Содержательная рефлексия.
Цель: выявить собственные затруднения.
Ход действий: У каждого ребенка есть карта ошибок, которая заполняется самим ребенком после проведения проверочных работ. Анализируя свою работу и заполняя карту, ребенок сам определяет те затруднения, которые у него возникли. На этом этапе он определяет, с каким видом орфограмм ему нужнее всего поработать в данное время на уроке (или серии уроков). Фактически ребенок осуществляет содержательную самооценку и определяет, что необходимо было знать и уметь, чтобы написать без ошибок, как он действовал, чтобы записать слово, чего он еще не знает или не умеет, чтобы решить данную орфографическую задачу.
Карта ошибок
Виды орфограмм |
Дата написания работы |
1. Орфограммы слабых позиций: · Безударные гласные в корне · Парные согласные в слабой позиции · В падежных окончаниях существительных · В падежных окончаниях прилагательных · В окончаниях глаголов · В приставках · В суффиксах
|
|
2. Орфограммы сильных позиций · Гласные после шипящих · Обозначение звука {й’} при помощи ъ или ь · Гласные О и Е после шипящих · Окончание –ОГО,-ЕГО прилагательных · ТСЯ или ТЬСЯ в глаголах
|
|
3. Другие орфограммы · Большая буква · Отдельное написание предлогов · НЕ с глаголом
|
|
2. Планирование.
Цели:
- наметить пути ликвидации своих затруднений;
- выявить трудности в конкретной операции.
Ход действий: Дети группируются по типу ошибок и работают в специальной тетради, где фиксируется трудность. Они восстанавливают развернутый способ действий при проверке данной орфограммы и с помощью короткого текста выявляют этап, на котором испытывают затруднение. Каждый фиксирует свой результат с помощью условных обозначений: «-» – у меня не все получается; « + » – я стараюсь, чтобы у меня все получилось, но еще могу ошибиться; «++» – я доволен своим результатом, я умею это делать.
СПОСОБ РАБОТЫ
|
Мой результат: |
1. Запись слова с пропуском слабой позиции
|
+ |
2. Нахождение корня слова
|
+ |
3. Подбор других слов с тем же корнем
|
-
|
4. Нахождение среди подобранных слов того, в котором нужный звук в корне находиться в сильной позиции
|
+ |
5. Обозначение звука в слабой позиции буквой, которой передается звук в сильной позиции в том же корне
|
- |
3. Практическая деятельность детей, взаимодействие.
Цель: практическое освоение способа действия
Ход действий: Из предложенных материалов ребенок сам выбирает сложность и объем заданий. Он составляет, раскладывает слова и буквы, контролирует свою работу (сам, в паре, совместно с учителем), а затем записывает результат в тетради.
В октебре дует реский ветер. Он нисет па дорошкам желтые листья. Сизый дымок вётца из труб. Собака Барбос спит в бутке.
- Исправь ошибки, положив сверху правильную букву. Докажи, что ты прав. Запиши исправленный текст.
4. Рефлексивный контроль.
Цель: подключение детей к оценке результатов работы, организация содержательного «отчета» детей о выполнении своего плана (дети могут высказываться по желанию).
Ход действий: На этом этапе группы собираются вместе, чтобы подвести итог и ответить на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Какую пользу извлекли? Чему учились? и т.д.
Высказывания детей звучат так: «Я теперь понял, как надо действовать при проверке». «Мне понравилось находить и исправлять ошибки». «Мне было трудно выполнять задание, но теперь я знаю, какое окончание писать». «Я буду дальше учиться проверять слова» и т.д. Интересные приёмы рефлексии могут быть использованы в итоговой части урока. Дети с большим удовольствием включаются в их выполнение. Например, детям предлагается:
ü найти своё место на лестнице успеха сегодняшнего урока;
ü выбрать соответствующее определённому уровню понимания, умения или знания изображение (фигурку, цвет и т.п.)
ü выразить своё удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом;
ü определить уровень интереса, лёгкости выполнения заданий на шкале или соответствующим значком;
ü оценить своё участие в решении любой учебной задачи;
ü творчески выразить образ урока ( словесно или в рисунке);
ü определять и фиксировать(значками, диаграммой, графиком) динамику своего продвижения в учёбе, прогресса в физическом здоровье, в духовном развитии;
Приёмы рефлексии, используемые в обучении младших школьников, делают учебный процесс более осмысленным для ребёнка и приближают его к реальной жизни. Например, такие:
· приём « Верно – неверно» Его чаще используют на этапе закрепления пройденного материала, но эффективность его на этапе актуализации, когда дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, многократно возрастает: « Верно ли, что в Арктике не бывает весны и лета?», « Верно ли, что за полярным кругом живут только полярники?» и т.д. Изучив материал, можно вернуться к подобным вопросам, чтобы выяснить, какие утверждения были верны изначально.
· Приём « Затруднение». Например,при записи слов с пропущенными буквами (е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л.сной, гр.бник и других есть слово на ветк. И букву в окончании привычным способом проверить нельзя. Такой приём способствует развитию самоконтроля, определению границ своего знания и незнания.
· Приём « Знание и незнание» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный опыт, анализировать его.
· Приём « Гипотеза» При решении задач типа: «У фокусника в шляпе 5 шаров. Сначала он вынул 2 красных, потом ещё 2 красных. Значит, все шары в шляпе красные», где ответ выдвинут в виде предположения, ученик учится проверять, оправдывается ли гипотеза на практике, учится доказывать и подтверждать или опровергать намеченные предположения.
· Приём « Знаки» включает младшего школьника в контрольно оценочную деятельность. И неважно, какие знаки при этом используются: человек на лесенке, который показывает как ребёнок оценивает собственный вклад в общее дело, или просто зелёный карандаш, который помогает сравнивать написание собственной буквы с образцом (по типу «подчеркни самую красивую букву»). Этот приём учит осмысливать собственный ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.
Приёмы, развивающие рефлексию помогают не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносят разнообразие в урок, учат детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучают к убедительной аргументации. Всё это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приёмы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребёнка, так как самоанализ способствует самоактуализации, что повышает уровень креативности, т.е умение находить нестандартные решения и осуществлять нечто принципиально новое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.