-Работа со звуком Ш -
1. Покажите ребенку на рисунках «Елка», «Елка в «Детском мире»
лишь те игрушки, в названии которых есть звук ш: шишка, шар, хлопушка и др. Предложите назвать их так, чтобы слышался звук ш: шшшишшшка, шшшар, хлопушшшка.
2. Ребенок должен закончить фразы, правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ... (машине).
/В. Лебедев-Кумач/
И шалить без передышки
Целый день могли ... (мартышки).
/С. Сабашников/
Долго, долго крокодил
Море синее ... (тушил).
/К. Чуковский/
Клеить детские игрушки
Поручается ... (Андрюшке).
<Со своим большим мешком
Еле-еле шел ... (пешком).
/А. Барто/
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ... (зайчишку).
/В. Шульжик/
Ночью темень.
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты ... (спишь)?
/И. Токмакова/
Говорит мартышка мышке:
— Я в гостях была у ... (мишки).
— Нет, твой голос нехорош,
Слишком тихо ты ... (поешь)!
/С. Маршак/ 3. Организуйте с ребенком игры, в которых он должен упражняться в произнесении звука ш и определять, в названии каких игрушек есть данный звук.
ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО
Маша, Миша, Даша и Гриша играли во дворе. Миша говорит ребятам: «Давайте играть в салочки. Я и Гриша будем ловить Машу и Дашу».— «Ой! Как складно ты сказал,— удивился Гриша.— Машу — Дашу, а я так не умею».— «А это очень просто,— сказал Миша.— Тебя как зовут?» — «Гриша»,— сказал мальчик. «А меня Миша. Миша — Гриша. Складно?»
А теперь я тебе скажу слово, а ты назови похожее. Взрослый произносит: «Мышка»,— и просит ребенка сказать, какое слово похоже по звучанию. Подсказывает, если ребенок испытывает затруднения: «Так же называет и другие слова: ножка (ложка), книжка (шишка), пушка (сушка), Саша (Маша), шина (машина), мошка (кошка), картошка (Антошка), мишка (мартышка)» и др.
Слова взрослый произносит в медленном темпе, слегка выделяя голосом звук ш (мышшшка), просит ребенка называть слова так же.
ПОДБЕРИ ИГРУШКИ
Подберите из имеющихся у ребенка дома 3 — 4 игрушки, чтобы в их названии был звук ш: машину, погремушку, мишку, Петрушку (матрешку). Если нет нужного количества игрушек, можно использовать предметы, например, карандаш, ложку, чашку, крышку, ножницы, а также 2— 3 предмета, в названии которых звука ш нет: вилку, тарелку, блюдце (игрушки: юлу, куклу, пирамидку). Предложите малышу рассмотреть игрушки, назвать, а затем отобрать среди них только те, в названии которых есть звук ш.
После того как ребенок перечислит эти игрушки, взрослый спрашивает: «Это что? (Показывает на машину.) Назови так, чтобы ясно слышался в этом слове звук ш: машшшина».
4. Предложите ребенку сначала четко, громко, а затем тихо произнести чистоговорку.
Нашей Маше дали мало каши.
5. Выучите с ребенком загадки, отмеченные звездочкой. Называя слова-отгадки, ребенок должен четко привносить звук ш.
Предложите определить, есть в отгадке этот звук или нет.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)
Мала, а никому не мила. (Мышь.)
Висит груша, а нельзя скушать. (Лампа.) *
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. (Одуванчик) *
/(В. Кремнев.)/
Живет в норке, грызет корки.
Небольшие ножки, боится кошки. (Мышь.) *
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
И всегда одна игрушка. (Матрешка) *
/А. Рождественская/
6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите за тем, чтобы, читая их, малыш четко произносил звук ш.
ВОРОБЕЙ
Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А. Тараскин
ШЛЯПА
Вова взял у папы шляпу,
Чтоб похожим стать на папу.
Надевает шляпу эту...
Где же Вова? Вовы нету.
А. Власов
ЕЖ
— Был бы, еж,
Ты хорош,
Только в руки
Не возьмешь.
— Не хорош?
Ну и что ж.
Без иголок
Я не еж.
Л. Корчагина
МИШКА И МУШКА
Мишка брел лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
— Уходи, пока не поздно! —
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.
Мушка кличет:
— Эй, друзья!
Прогнала медведя я!
Асен Босев, перевод с болгарского В. Викторова
МЫШЬ И КАМЫШ
Камышам пищала мышь:
— Шшорох вашш нарушшил тишшь!
Шепчут шумно камыши:
Тишше, мышшка, не шшурши!
Шшелест твой услышшит кошшка.
Шшла бы к бабушшке, ты, крошшка!
Не послушшаешшься, мышшка,—
Кошшка сцапает, глупышшка!
В. Кремнев
МЫШИ (считалка)
Вышли мыши
Как-то раз
Поглядеть,
Который час:
Час.
Два.
Три.
Четыре.
Мыши дернули за гири.
Вдуг раздался
Страшный звон...
Убежали
Мышки
Вон.
С. Маршак
7. Прочитайте ребенку рассказ.
НАТАША И МИШКА
На день рождения Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа сшила ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе они встретили Мишу, у которого была большая машина. Миша предложил Наташе покатать мишку на машине.
После чтения рассказа можно задать примерно такие вопросы:
- Что подарили Наташе на день рождения?
- Что Наташа сшила мишке?
- Что связала мишке бабушка?
- С кем вышла Наташа вечером на прогулку?
- Кого Наташа встретила во дворе?
- Что было у Миши?
- Кого предложил Миша покатать на машине?
Надо следить за тем, чтобы ребенок в ответах на вопросы четко произносил звук ш.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.