-Работа со звуком Ш -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуком Ш.docx

-Работа со звуком  Ш -

 

1. Покажите ребенку на рисунках «Елка», «Елка в «Детском мире»

 

 

 

лишь те игрушки, в названии которых есть звук ш: шишка, шар, хлопушка и др. Предложите назвать их так, чтобы слышался звук ш: шшшишшшка, шшшар, хлопушшшка.

 

2. Ребенок должен закончить фразы, правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

 

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на ... (машине).

/В. Лебедев-Кумач/

 

И шалить без передышки

Целый день могли ... (мартышки).

/С. Сабашников/

 

Долго, долго крокодил

Море синее ... (тушил).

/К. Чуковский/

 

Клеить детские игрушки

Поручается ... (Андрюшке).

 

<Со своим большим мешком

Еле-еле шел ... (пешком).

/А. Барто/

 

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула ... (зайчишку).

/В. Шульжик/

 

Ночью темень.

Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты ... (спишь)?

/И. Токмакова/

 

Говорит мартышка мышке:

— Я в гостях была у ... (мишки).

 

— Нет, твой голос нехорош,

Слишком тихо ты ... (поешь)!

/С. Маршак/ 3. Организуйте с ребенком игры, в которых он должен упражняться в произнесении звука ш и определять, в названии каких игрушек есть данный звук.

 

ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО

 

Маша, Миша, Даша и Гриша играли во дворе. Миша говорит ребятам: «Давайте играть в салочки. Я и Гриша будем ловить Машу и Дашу».— «Ой! Как складно ты сказал,— удивился Гриша.— Машу — Дашу, а я так не умею».— «А это очень просто,— сказал Миша.— Тебя как зовут?» — «Гриша»,— сказал мальчик. «А меня Миша. Миша — Гриша. Складно?»

 

А теперь я тебе скажу слово, а ты назови похожее. Взрослый произносит: «Мышка»,— и просит ребенка сказать, какое слово похоже по звучанию. Подсказывает, если ребенок испытывает затруднения: «Так же называет и другие слова: ножка (ложка), книжка (шишка), пушка (сушка), Саша (Маша), шина (машина), мошка (кошка), картошка (Антошка), мишка (мартышка)» и др.

 

Слова взрослый произносит в медленном темпе, слегка выделяя голосом звук ш (мышшшка), просит ребенка называть слова так же.

 

ПОДБЕРИ ИГРУШКИ

 

 

Подберите из имеющихся у ребенка дома 3 — 4 игрушки, чтобы в их названии был звук ш: машину, погремушку, мишку, Петрушку (матрешку). Если нет нужного количества игрушек, можно использовать предметы, например, карандаш, ложку, чашку, крышку, ножницы, а также 2— 3 предмета, в названии которых звука ш нет: вилку, тарелку, блюдце (игрушки: юлу, куклу, пирамидку). Предложите малышу рассмотреть игрушки, назвать, а затем отобрать среди них только те, в названии которых есть звук ш.

 

После того как ребенок перечислит эти игрушки, взрослый спрашивает: «Это что? (Показывает на машину.) Назови так, чтобы ясно слышался в этом слове звук ш: машшшина».

 

4. Предложите ребенку сначала четко, громко, а затем тихо произнести чистоговорку.

 

Нашей Маше дали мало каши.

 

5. Выучите с ребенком загадки, отмеченные звездочкой. Называя слова-отгадки, ребенок должен четко привносить звук ш.

 

Предложите определить, есть в отгадке этот звук или нет.

 

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)

Мала, а никому не мила. (Мышь.)

Висит груша, а нельзя скушать. (Лампа.) *

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. (Одуванчик) *

/(В. Кремнев.)/

 

Живет в норке, грызет корки.

Небольшие ножки, боится кошки. (Мышь.) *

 

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

И всегда одна игрушка. (Матрешка) *

/А. Рождественская/

 

6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите за тем, чтобы, читая их, малыш четко произносил звук ш.

 

ВОРОБЕЙ

 

Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин

 

ШЛЯПА

 

Вова взял у папы шляпу,

Чтоб похожим стать на папу.

Надевает шляпу эту...

Где же Вова? Вовы нету.

А. Власов

 

ЕЖ

 

— Был бы, еж,

Ты хорош,

Только в руки

Не возьмешь.

— Не хорош?

Ну и что ж.

Без иголок

Я не еж.

Л. Корчагина

 

МИШКА И МУШКА

 

Мишка брел лесной опушкой.

Повстречался мишка с мушкой.

Закричала мушка грозно:

— Уходи, пока не поздно! —

Гром тут грянул, как из пушки.

Убежал медведь с опушки.

Мушка кличет:

— Эй, друзья!

Прогнала медведя я!

Асен Босев, перевод с болгарского В. Викторова

 

МЫШЬ И КАМЫШ

 

Камышам пищала мышь:

— Шшорох вашш нарушшил тишшь!

Шепчут шумно камыши:

Тишше, мышшка, не шшурши!

Шшелест твой услышшит кошшка.

Шшла бы к бабушшке, ты, крошшка!

Не послушшаешшься, мышшка,—

Кошшка сцапает, глупышшка!

В. Кремнев

 

МЫШИ (считалка)

 

Вышли мыши

Как-то раз

Поглядеть,

Который час:

Час.

Два.

Три.

Четыре.

Мыши дернули за гири.

Вдуг раздался

Страшный звон...

Убежали

Мышки

Вон.

С. Маршак

 

7. Прочитайте ребенку рассказ.

 

НАТАША И МИШКА

 

На день рождения Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа сшила ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе они встретили Мишу, у которого была большая машина. Миша предложил Наташе покатать мишку на машине.

 

 

 

После чтения рассказа можно задать примерно такие вопросы:

 

- Что подарили Наташе на день рождения?

- Что Наташа сшила мишке?

- Что связала мишке бабушка?

- С кем вышла Наташа вечером на прогулку?

- Кого Наташа встретила во дворе?

- Что было у Миши?

- Кого предложил Миша покатать на машине?

 

Надо следить за тем, чтобы ребенок в ответах на вопросы четко произносил звук ш.