-Работа со звуком Ж -
1. Покажите ребенку на картинках «Елка», «Елка в «Детском мире» и «На поляне» животных, предметы и игрушки, в названии которых есть звук ж. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: жжжук, ежжжик, флажжжок.
2. В процессе чтения двустиший ребенок должен закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький ... (снежок).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало ... (жарко).
С. Маршак
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ... (ежа).
К. Чуковский
А рядом бегемотики
Схватились за ... (животики).
К. Чуковский
3. Организуйте такие игры, чтобы ребенок упражнялся в произнесении отрабатываемого звука (например, «Жора и Женя»), и в определении на слух наличия этого звука в слове («Поймай мяч»).
ЖОРА И ЖЕНЯ
Жора и Женя жили в одном доме. Женя, так звали девочку, часто приходила к Жоре, чтобы поиграть с ним. Однажды Женя говорит Жоре: «Давай играть с тобой, в такую игру: я буду называть, какой у меня есть предмет (или игрушка), а ты будешь говорить, что у тебя есть два таких предмета (или две игрушки). Например, я скажу: «У меня есть нож». А ты скажешь: «А у меня есть два ножа (окончание взрослый произносит более отчетливо). Договорились?» И Женя стала называть: «У меня есть медвежонок». А что ответил Жора? Далее взрослый предлагает ребенку ответить и на другие вопросы: «У Жени уж, а у Жоры? У Жени еж (чиж, верблюжонок, жук, журавль, жвачка), а у Жоры?»
Проследите, чтобы ребенок четко произносил звук ж, правильно согласовывал существительные с числительным два.
ПОЙМАЙ МЯЧ
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру,— говорит взрослый.— Я буду называть предметы, а потом бросать тебе мяч. Но ты будешь ловить его лишь тогда, когда в названии предмета услышишь звук ж. Какой звук?
Если в названии предмета нет звука ж, ловить мяч не надо, будешь его отбрасывать обратно».
Взрослый еще раз повторяет, когда ребенок должен ловить мяч и когда отбрасывать. Затем становится в 3—4 шагах от малыша, произносит, например, слово жаба и бросает мяч. Ребенок ловит его. Затем взрослый говорит слово стул и снова бросает мяч. Ребенок отбрасывает мяч от себя. Слова надо произносить не спеша, интервал между произнесением слова и подачей мяча должен быть 2 — 3 с.
Примерный набор слов: жук, лыжи, картина, ножницы, велосипед, диван, ежата, трамвай, медвежонок, кубики, дерево, лужа, ножи, кровать. Аналогичные игры можно провести и на другие звуки.
4. Предложите ребенку повторить чистоговорки, произнести их шепотом (на ушко медведю, кукле).
Жа-жа-жа — убежали два ежа.
Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
Хорош пирожок, внутри творожок.
5. Ребенок отгадывает загадки и говорит, есть ли в слове-отгадке звук ж. (Загадки про ежа можно выучить.)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик.)
Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы.)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж.) *
Л. Ульяницкая
6. Эти стихотворения помогут ребенку закрепить произношение звука ж.
РЫЖИЙ КОТЕНОК
Вышла девочка на лыжах,
А за ней котенок рыжий.
От нее не отстает,
Добежал до горки — ждет.
Прокати, Аленка,
Рыжего котенка!
М. Солдатенко
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
А. Стародубова
ЕЖ И ЧИЖ
Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа.
Молока дадим ежу,
Крошки вкусные чижу.
А. Максаков
ПЕСЕНКА ЖУКА
Я веселый Майский жук.
Знаю все Сады вокруг,
Над лужайками Кружу,
А зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому что я Жужжу.
А. Береснев
ЕЖ И ЛИСА
Бежит ежик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
- Дай переведу!
Отвечает серый ежик:
У меня две пары ножек,
Сам я перейду!
Чешская песенка, пересказал С. Маршак
ЖУК
— Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
- Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу.
Н. Френкель
7. Прочтите ребенку рассказ.
ЖЕНЯ И ЖУЧКА
У Жени живет собака Жучка. Однажды Женя пошел в лес собирать желуди и взял с собой Жучку. Пока Женя собирал желуди, Жучка гонялась за жуком. Вдруг Женя услышал лай. Он подбежал к Жучке и увидел ежа с ежатами. Женя отозвал Жучку, а еж и ежата убежали под елку.
После чтения рассказа задайте малышу вопросы:
- Кто живет у Жени?
- Зачем пошел Женя в лес?
- Кого Женя взял с собой в лес?
- Что делал в лесу Женя?
- Что делала Жучка?
- Что услышал Женя?
- На кого лаяла Жучка?
- Кого увидел Женя?
- Куда убежали еж и ежата?
Надо следить за тем, чтобы в ответах ребенка четко слышался отрабатываемый звук ж. После того как ребенок ответит на вопросы по содержанию рассказа, рассмотрите с ним иллюстрацию. Предложите ему рассказать, что изображено на рисунке. Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно, задайте ему вопросы так, чтобы малыш чаще использовал слова со звуком ж.
Например: Мама ежиха и ежата спрятались под елкой.
8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «На поляне», рассказать, что на ней нарисовано, затем показать и назвать животных, отчетливо произнося звук Ж
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.