-Работа со звуком Ж -

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуком Ж.docx

-Работа со звуком  Ж -

 

1. Покажите ребенку на картинках «Елка», «Елка в «Детском мире» и «На поляне» животных, предметы и игрушки, в названии которых есть звук ж. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: жжжук, ежжжик, флажжжок.

 

2. В процессе чтения двустиший ребенок должен закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

 

Как на тоненький ледок

Выпал беленький ... (снежок).

 

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало ... (жарко).

С. Маршак

 

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ... (ежа).

К. Чуковский

 

А рядом бегемотики

Схватились за ... (животики).

К. Чуковский

 

3. Организуйте такие игры, чтобы ребенок упражнялся в произнесении отрабатываемого звука (например, «Жора и Женя»), и в определении на слух наличия этого звука в слове («Поймай мяч»).

 

ЖОРА И ЖЕНЯ

 

Жора и Женя жили в одном доме. Женя, так звали девочку, часто приходила к Жоре, чтобы поиграть с ним. Однажды Женя говорит Жоре: «Давай играть с тобой, в такую игру: я буду называть, какой у меня есть предмет (или игрушка), а ты будешь говорить, что у тебя есть два таких предмета (или две игрушки). Например, я скажу: «У меня есть нож». А ты скажешь: «А у меня есть два ножа (окончание взрослый произносит более отчетливо). Договорились?» И Женя стала называть: «У меня есть медвежонок». А что ответил Жора? Далее взрослый предлагает ребенку ответить и на другие вопросы: «У Жени уж, а у Жоры? У Жени еж (чиж, верблюжонок, жук, журавль, жвачка), а у Жоры?»

 

Проследите, чтобы ребенок четко произносил звук ж, правильно согласовывал существительные с числительным два.

 

ПОЙМАЙ МЯЧ

 

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру,— говорит взрослый.— Я буду называть предметы, а потом бросать тебе мяч. Но ты будешь ловить его лишь тогда, когда в названии предмета услышишь звук ж. Какой звук?

 

Если в названии предмета нет звука ж, ловить мяч не надо, будешь его отбрасывать обратно».

 

Взрослый еще раз повторяет, когда ребенок должен ловить мяч и когда отбрасывать. Затем становится в 3—4 шагах от малыша, произносит, например, слово жаба и бросает мяч. Ребенок ловит его. Затем взрослый говорит слово стул и снова бросает мяч. Ребенок отбрасывает мяч от себя. Слова надо произносить не спеша, интервал между произнесением слова и подачей мяча должен быть 2 — 3 с.

 

Примерный набор слов: жук, лыжи, картина, ножницы, велосипед, диван, ежата, трамвай, медвежонок, кубики, дерево, лужа, ножи, кровать. Аналогичные игры можно провести и на другие звуки.

 

4. Предложите ребенку повторить чистоговорки, произнести их шепотом (на ушко медведю, кукле).

 

Жа-жа-жа — убежали два ежа.

Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.

Хорош пирожок, внутри творожок.

 

5. Ребенок отгадывает загадки и говорит, есть ли в слове-отгадке звук ж. (Загадки про ежа можно выучить.)

 

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик.)

Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы.)

 

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж.) *

Л. Ульяницкая

 

6. Эти стихотворения помогут ребенку закрепить произношение звука ж.

 

РЫЖИЙ КОТЕНОК

 

Вышла девочка на лыжах,

А за ней котенок рыжий.

От нее не отстает,

Добежал до горки — ждет.

Прокати, Аленка,

Рыжего котенка!

М. Солдатенко

 

Над Жорой жук, жужжа, кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно жук жужжит.

А. Стародубова

 

ЕЖ И ЧИЖ

 

Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у чижа.

Молока дадим ежу,

Крошки вкусные чижу.

А. Максаков

 

ПЕСЕНКА ЖУКА

 

Я веселый Майский жук.

Знаю все Сады вокруг,

Над лужайками Кружу,

А зовут меня Жу-жу.

Почему зовут Жу-жу?

Потому что я Жужжу.

А. Береснев

 

ЕЖ И ЛИСА

 

Бежит ежик

Вдоль дорожек

Да скользит на льду.

Говорит ему лисица:

- Дай переведу!

Отвечает серый ежик:

У меня две пары ножек,

Сам я перейду!

Чешская песенка, пересказал С. Маршак

 

ЖУК

 

— Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

- Жу, жу, жу, жу,

Я на дереве сижу.

- Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

- Жу, жу, жу, жу,

Я летаю и жужжу.

Н. Френкель

 

7. Прочтите ребенку рассказ.

 

ЖЕНЯ И ЖУЧКА

 

У Жени живет собака Жучка. Однажды Женя пошел в лес собирать желуди и взял с собой Жучку. Пока Женя собирал желуди, Жучка гонялась за жуком. Вдруг Женя услышал лай. Он подбежал к Жучке и увидел ежа с ежатами. Женя отозвал Жучку, а еж и ежата убежали под елку.

 

После чтения рассказа задайте малышу вопросы:

 

 

- Кто живет у Жени?

- Зачем пошел Женя в лес?

- Кого Женя взял с собой в лес?

- Что делал в лесу Женя?

- Что делала Жучка?

- Что услышал Женя?

- На кого лаяла Жучка?

- Кого увидел Женя?

- Куда убежали еж и ежата?

 

Надо следить за тем, чтобы в ответах ребенка четко слышался отрабатываемый звук ж. После того как ребенок ответит на вопросы по содержанию рассказа, рассмотрите с ним иллюстрацию. Предложите ему рассказать, что изображено на рисунке. Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно, задайте ему вопросы так, чтобы малыш чаще использовал слова со звуком ж.

 

Например: Мама ежиха и ежата спрятались под елкой.

 

8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «На поляне», рассказать, что на ней нарисовано, затем показать и назвать животных, отчетливо произнося звук Ж