«Организация проектной работы учащихся по технологии»
Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования
Объектом исследования является процесс обучения технологии.
Предмет исследования – метод творческих проектов.
Цель – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».
1 Банк идей тем творческих и исследовательских проектов по технологии
5 класс
1. Фартук – элемент русского национального костюма
2.Фартук традиционный и современный
3. «Дитя солнца» - хлопок в быту и производстве
4. Русский лён – современный шёлк
5. Вышивка – древнее рукоделие
6. Одежда для дома
7. Весёлые лоскутки
8. Тайна бабушкиного сундука
9. Его величество Ситец
10. Рукотворная кукла
6 класс
1. Русские узоры
2. Его величество платок
3.Обрезки ткани для пользы дела
4. Комплект летней одежды
5. Букет из атласных лент
6. Костюм для меня
7. Подарок маме своими руками
8. Интерьер моей комнаты
9. Праздник моей семьи
10.Отделка исторического и современного костюма
7 класс
1. Ткани, которые мы выбираем
2 Одежда для школьницы
3. Мягкая игрушка своими руками
4. Забытое искусство
5. Создание образа в костюме
6. Платье моей мечты
7. Семейный праздник
8. Туника: традиции и современность
9. Одежда для летнего отдыха
10. Модные штучки своими руками
8 класс
1. Из истории костюма
2. Индивидуальный стиль в костюме
3. Нетрадиционное решение традиционных проблем
4. История развития моды: вчера, сегодня и завтра
5. Откуда приходит мода?
6. Русские традиции и обычаи в одежде
7. Создание образа на тему…
8. Костюм в стиле (романтическом, спортивном и т. д.)
9. Вариации на тему (весна, зима, осень и т. д.)
10. Платье моей мечты
2. Структура проекта
- материалы, их свойства, доступность и стоимость;
- методы (способы) изготовления в разных условиях;
- потребности пользователя изделия;
- психологические факторы (направления моды, особенности стиля);
- исторические факторы (возникновение и развитие ключевого понятия проекта, преобразование предмета в исторический период времени)
Комментарии и выводы
Это процесс быстрой зарисовки своих идей и аннотаций к ним. Важно
выработать как можно большее количество идей. Простые комментарии
должны быть описательные и оценочные. Чем больше будет количество
идей, чем лучше будут эти идеи, тем проще выбор оптимальной идеи.
Перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы быть
качественным:
- для кого предназначено изделие;
- какие функции будет выполнять;
- экономические характеристики;
- эстетические характеристики (цветовая гамма, материалы, отделка);
- методы изготовления (виды швов)
- соответствие стандартам
- предположительная стоимость
- перечень инструментов, оборудования, приспособлений и способов изготовления (с описанием причин, почему был сделан тот или иной выбор).
- инструкционная карта (технологическая последовательность изготовления
изделия с графическим изображением швов, поузловой обработки).
- на сколько удачно изготовленное изделие? (Оценить по отношению к краткой формулировке задачи, дизайн – спецификации).
- как оно может быть улучшено (эскиз с комментариями)?
Самооценка процесса (насколько я был успешен в процессе проектирования?):
- четкая и значимая, краткая формулировка задачи.
- хорошо спланированное, проведенное и использованное в процессе работы исследование.
- широкий спектр первоначальных идей, обоснованный выбор лучшей идеи
- процесс изготовления хорошо спланирован, правильно выбраны инструменты, оборудование и методы изготовления.
- спланировано и проведено испытание результата проекта.
3 Варианты возможных проектных исследований
Исследование материалов
Таблица 1
№ п/п |
Материалы |
Свойства |
Наличие (доступность) |
Стоимость |
|
|
|
|
|
Вывод__________________________________________________
________________________________________________________
Исследование методов изготовления изделия
Таблица 2
№ п/п |
Методы (способы) изготовления |
Инструменты |
Время |
Умею ли я это делать, где можно научиться |
|
|
|
|
|
Вывод____________________________________________________
__________________________________________________________
Исследование психологических факторов
Таблица 3
№ п/п |
Физиологические (где будет использоваться, кем и для чего) |
Безопасность при изготовлении и эксплуатации |
Психологические (ощущения, чувства, мышление, воля)
|
Другие |
|
|
|
|
|
Вывод______________________________________________________________________________________________________________
Историческое исследование
Прослеживается история происхождения ключевого понятия проекта, слова (его этимология), или возникновение и развитие вида рукоделия, или преобразование предмета по форме, размеру в исторический период времени. Результаты исследования желательно представить не только в описательной форме, обязательно сделать выводы
4 Графическое изображение примерного содержания
дизайн-папки проекта по технологии*
1.Подготовительный этап
2.Технологический этап
3.Итоговый этап
5 Рекомендации по оформлению проектной документации
Титульный лист дизайн-папки является первым. Он не нумеруется. Титульный лист включает: полное название учреждения, в котором создавался проект, вид проекта (творческий, исследовательский), предметная область (по технологии, по психологии и т. д.), тему проекта, данные об авторе работы и о руководителе, а также город и год создания работы. Пример оформления титульного листа приведён в приложении 1
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки дизайн-папки (пояснительной записки) и указываются страницы, на которых они находятся. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. В исследовательском проекте введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы, чего нельзя сказать о подразделах. Необходимо следить, чтобы названия подразделов в тексте соответствовали аналогичным названием в содержании, но чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием (то есть с ее темой).
Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точек в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяются с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Введение, заключение, список литературы, приложения не нумеруется. Нумеруются разделы (главы) основной части и подразделы арабскими цифрами.
В содержании творческого проекта выделяются три основных этапа работы, пункты каждого этапа нумеруются по порядку двумя цифрами: первая – номер этапа, вторая-номер пункта. Пример оформления смотри в приложении
Согласно данным учебника «Русский язык 10 – 11 классы» (авторы Власенков, Рыбченкова), литература оформляется следующем образом:
1. фамилия автора, инициалы;
2. название книги, статьи;
3. после наклонной черточки – название журнала, если это статья;
4. тире – город, где была издана данная книга (Москва сокращается –М.);
5. знак : название издательства;
6. после запятой – год издания журнала.
Список литературы формируется в алфавитном порядке, согласно первым буквам фамилий автора. Пример оформления смотри в приложении.
Все помещённые в дизайн-папку таблицы должны иметь название и нумерацию.
6 Рекомендации для подготовки к защите проекта
собрана документация проекта и речь (тезисы).
4. Регламент (время выступления) -10 минут
5. К защите проекта, для наглядности выступления, желательно (но не обязательно),
подготовить мультимедиа презентацию, которая продемонстрирует идеи проекта-
иллюстрации (эскизы), таблицы исследования и себестоимости, фото готового
изделия
6. Презентация включает максимум 12 слайдов
7. Требования к компьютерной презентации:
- единый цветовой стиль, неяркий фон;
- титульный слайд с темой и данными об авторе проекта;
- минимум текста, контрастного цвета (по отношению к цвету слайдов);
- крупный шрифт, без точек в заголовках.
7 . Примерный план выступления на защите проекта
12. Самостоятельно объективно оценить выполненную работу, выслушать мнения
одноклассниц и оценку учителя
8 Оценочный лист разработки проекта
«Изготовление швейного изделия»
Что оценивается |
Оценка |
|||
5 |
4 |
3 |
2 |
|
Определение потребностей |
|
|
|
|
Формулировка задачи проекта |
|
|
|
|
Исследование: оборудование, инструменты, приспособления
|
|
|
|
|
Владение правилами безопасной работы |
|
|
|
|
Овладение навыками работы на швейной машине |
|
|
|
|
Анализ идей проекта |
|
|
|
|
Сравнение идей и выбор лучшей |
|
|
|
|
Проработка лучшей идеи |
|
|
|
|
Технологическая карта изготовления изделия |
|
|
|
|
Оценка ученицей изготовленного изделия |
|
|
|
|
Защита проекта |
|
|
|
|
Итоговая оценка за проект |
|
|
|
|
Учитель_____________________________ Дата__________________
9 Словарь основных понятий
1.Актуальность – важность, необходимость, показатель выбора темы работы.
Обосновать актуальность - объяснить выбор темы работы
2.Анализ – мысленное расчленение целого на части с целью раскрытия внутренних связей между ними. Порядок анализа:
- мысленно расчлените объект на отдельные составные части, имеющие функциональное значение, соедините их в блоки;
- постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета;
- выявите существенные причинно-следственные связи между отдельными частями
Сформулируйте вывод.
3.Аннотация – краткое описание содержания работы: проблемы, методов решения,
результата.
4.Выбор — отбор (избрание) чего-либо из многого.
5.Гипотеза – предположение, которое необходимо доказать.
6.Дизайн- папка – сборник документации творческого проекта
7.Дизайн- спецификация – перечень критериев, предъявляемых к проектному
изделию
8.Задачи проекта – пути и средства для достижения цели.
9.Защита — отстаивание своего мнения, взглядов, точки зрения.
10.Идея — основная, главная мысль.
11.Изготовление — процесс создания чего-либо.
12.Изделие — вещь, товар, предмет одежды.
13.Инструменты— орудия туда (ручного, станочного, механизированного).
14.Интервью — опрос одного или нескольких людей по какой-либо теме.
15.Испытание — проверка чего-либо в работе, на опыте.
16.Классификация – распределение множества явлений на группы по общему для
каждой группы признаку
17.Контроль — проверка качества, выполнения запланированных работ.
18.Критерий — показатель для оценки, мерило оценки.
19.Материал — предметы, вещества, сырье, идущие на изготовление чего-либо.
20. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего
в заданных предметах и явлениях. В основе обобщения лежит анализ, синтез и
сравнение. Порядок обобщения:
-найдите важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях;
- определите их сходства;
- установите связь между ними;
- сформулируйте вывод.
21.Оборудование— машины, устройства, приборы, необходимые для работы
22. Оценка — мнение об уровне выполнения чего-либо.
23. Планирование — рассмотрение всех условий предстоящей деятельности, путей и
средств достижения цели; действия по составлению плана.
24.Потребность — ощущение нехватки чего-либо, требующее удовлетворения.
25. Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
26.Приспособления — устройства, облегчающие выполнение работ.
27.Проект — замысел, план выполнения какого-либо действия.
28.Проблема – противоречие между желаемой и реальной ситуациями.
29.Рецензия – официальный письменный отзыв специалиста
30.Ресурсы – средства для достижения цели
31.Синтез – мысленное соединение элементов, которое требует раскрытия
внутренних связей и делает элементы составными частями целого объекта. Синтез
включает обобщение, систематизацию, классификацию, формулирование выводов.
Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего
происходит соединение изучаемых частей в целое? Для ответа проводится
подробный анализ изучаемых объектов. После нахождения связи между
отдельными частями явления их объединяют и обобщают полученные данные.
32.Систематизация – множество взаимосвязанных элементов, которые в
совокупности представляют единое целое. Это мыслительная операция по
сведению различных элементов в определённую систему.
33.Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства или
различия между ними. Порядок сравнения:
- выделите признаки, свойства, качества объекта (цвет, запах, величина, вкус,
вес, форма, назначение, объём, принцип действия и др.);
- выявите существенные и несущественные признаки, выделите признак, который
принадлежит предмету при всех условиях, выделите основание для сравнения;
- сопоставьте предметы по выделенным признакам, установите сходства и
различия;
- сформулируйте выводы.
34.Тезисы – краткое изложение содержания текста
35.Цель – модель желаемого конечного результата
36.Этапы проекта – основные периоды работы над проектом (подготовительный,
технологический, итоговый)
3. ВЫВОДЫ
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области "Технология" является формирование у учащихся:
технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;
технологической образованности, понимая ее как необходмый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики.
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.
Метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/510887-metodicheskaja-razrabotka-organizacija-proekt
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.