« Развитие внимания у детей младшего школьного возраста»
Докладчик: М.В.Панцырева
Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.
Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.
Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:
· специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
· упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Вот примеры некоторых упражнений.
1. Упражнение «Найди отличия»
Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.
Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
2. Упражнение «Найди слово в слове»
сМЕХ, лоПУХ, хлоПУШКА, ШАРф, ШУТка, маШИНА
Такие упражнения есть в Букваре Журовой Л.Е.
3. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Ведущий предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…». Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
4. Упражнение на переключение внимания и закрепление правила
Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»). Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
Литература:
Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. .Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. –М., 1994
https://www.proaist.ru/news/prikolnye-kartinki-dlya-detey-naydi-otlichiya/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2022/02/16/sbornik-uprazhneniy-dlya-razvitiya-vnimaniya-mladshih
https://kz-russia.ru/personal_development/upraznenia-na-koncentraciu-vnimania-dla-vzroslyh-i-detej.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.