« Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»
Оценка 4.6

« Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

Оценка 4.6
pptx
20.04.2020
« Сенсорное развитие  ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»
Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО

ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО

ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО Кафедра специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии. Профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Дошкольная дефектология» (Группа – ДД-05) Презентация Тема: « Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

Студентка:
Барыжникова Елена Сергеевна
Место работы:
МБОУ СОШ №(97
Учитель начальных классов

« Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

« Сенсорное развитие  ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

Краткая история сурдопедагогики

Краткая история сурдопедагогики

1.Краткая история сурдопедагогики.

2.Краткая история сурдопедагогики (теория).
На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми) осуществлялось с XI в
3. Краткая характеристика сурдопсихологии.
В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования.
4.Практика работы в сфере специальной психологии.
5. Теоретические подходы.
6. Т. В. Розанова.
7. Что такое сенсорное развитие ? а).Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста.
б ). Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста.
8. Вывод.
9.Список используемой литературы.





В XVI в. итальянский философ, врач и математик

В XVI в. итальянский философ, врач и математик

В XVI в. итальянский философ, врач и математик Дж. Кардана (1501 — 1576)

в 1620 г. испанский ученый Х.П. Бонет

Шарль-Мишель де л’Эпе (de L'Épée)

12.1.1712 г., Версаль, - 23.12.1789 г., Париж

Авраам Линкольн в 1865 году

России школа-интернат № 1 для детей с нарушением слуха. Она была основана в декабре 1806

В. И. Флери (1800—1856

« Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

« Сенсорное развитие  ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

« Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

« Сенсорное развитие  ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

А. Н. Поросятников – психологические исследования

А. Н. Поросятников – психологические исследования

А. Н. Поросятников – психологические исследования ХХ в.

Статическое динамическое
равновесие-Ф. Ф. Заседателев

Л. С. Выготский в 1925- 1926 статья -«Принципы социального воспитания глухонемых детей»

Л.В.Занков

И.М.Соловьев

Экспериментально-психологические методики изучения детей

П.Я.Гальперин

В.В.Давыдов

Л.И.Тигранов,

Т. В. Розанова,

А. А. Венгер,

Т.А.Власова,

, Н.Г.Морозова.

В начале XX в. появляются первые психологические исследования

В начале XX в. появляются первые психологические исследования

В начале XX в. появляются первые психологические исследования. Из них наиболее квалифицированной можно считать работу А. Н. Поросятникова, опубликованную в 1904 г. и посвященную изучению особенностей памяти глухонемых школьников
В 20-е гг. XX в. систематическая разработка проблем специальной психологии (и в частности сурдопсихологии) проходила под руководством Л. С. Выготского и под влиянием его идей.
Л.С.Выготский столкнулся с проблемами обучения детей, имеющих различные нарушения — глухоту, слепоту, умственную отсталость; с необходимостью выявления их потенциальных возможностей и оказания им помощи. В 1924— 1926 гг. появляются первые работы по этим проблемам (например, в 1925 г. — статья «Принципы социального воспитания глухонемых детей»).
Л. С. Выготский создает лабораторию аномального детства при Медико-педагогической станции Наркомпроса РСФСР, на базе которой в 1929 г. организуется Экспериментально-дефектологический институт Наркомпроса.
Последователи Л.С.Выготского Л.В.Занков и И.М.Соловьев разработали экспериментально-психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, провели исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи таких детей и обобщили результаты этих исследований в первой в нашей стране монографии по сурдопсихологии — «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г. Эта книга сохранила свою значимость до настоящего времени.
В 1930—1940 гг. было проведено много психологических исследований особенностей развития глухих детей, в основном изучению подвергались познавательные процессы.
И. Вересотская рассмотрела процесс узнавания глухими детьми изображений предметов в зависимости от положения в пространстве; Л. В. Занков и Д. М. Маянц исследовали особенности произвольного запоминания наглядного материала; М. М. Нудельман — изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании; Э.С. Бейн — константность зрительного восприятия; Ж. И. Шиф изучала особенности сравнения объектов

« Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

« Сенсорное развитие  ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

« Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

« Сенсорное развитие  ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

Большое место в работах Т. В. Розановой занимают поиск методов исследования особенностей психического развития глухих детей, разработка принципов диагностики

Большое место в работах Т. В. Розановой занимают поиск методов исследования особенностей психического развития глухих детей, разработка принципов диагностики

Большое место в работах Т. В. Розановой занимают поиск методов исследования особенностей психического развития глухих детей, разработка принципов диагностики. Под ее руководством были проведены исследования развития эмоциональной сферы глухих детей, самооценки и уровня притязаний, межличностных отношений.
Работы А. А. Венгер отражают психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих дошкольников, специфику Т.В.Розановой принадлежат многие исследования особенностей восприятия, образной и словесной памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления глухих детей, в которых раскрываются не только особенности психического развития глухих детей, обусловленные нарушением слуха и недоразвитием речи, но и потенциальные возможности развития их познавательной сферы в условиях адекватного обучения и воспитания. Особое внимание Т. В. Розанова уделяет клинико-психолого-педагогическому изучению глухих детей со сложным дефектом, которое позволяет глубже становления наглядных форм мышления, основные направления и особенности психодиагностической работы с детьми данной группы.

Зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве

Зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве

 1.Зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве.

«Цветной диктант»

2.Слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать.

3.Осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей.

4.Обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

5.Вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

 Вывод : Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения. 

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста

Сенсорные эталоны С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание

Сенсорные эталоны С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание

Сенсорные эталоны 

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.  Сенсорные эталоны –
это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают,
сопоставляют результаты восприятия.
Цвета выступают восемь цветов спектра и их оттенки по светлоте
и насыщенности. Цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый.
 Величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине.
Звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости. 
Элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же.

Глухой ребёнок с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни(если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития

Глухой ребёнок с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни(если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития

1.Глухой ребёнок с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни(если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития.

2.Локомоторные движения Локомоции организма – одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающие возможность активного взаимодействия с окружающей средой. Локомоции (от лат. locus – место и motio – движение) – совокупность согласованных движений человека (и животных), вызывающих активное их перемещение в пространстве.

 3.Межанализаторные нервные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя. Это связи в пределах разных анализаторов

Вывод: Задерживается развитие предметного действия и, как следствие этого, развитие предметного восприятия(обязательного условия формирования способов восприятия)
Страдает развитие восприятия пространства и пространственных свойств видимых объектов.

Разные слабослышащие дети имеют различные степени снижения слуха

Разные слабослышащие дети имеют различные степени снижения слуха

1.Разные слабослышащие дети имеют различные степени снижения слуха. За период дошкольного детства слуховое восприятие слабослышащих детей развивается. В раннем же возрасте дают реакцию на голос у ушной раковины только 6,6% детей. В возрасте 1-2 лет реагируют на шепот только 2% случаев

2.Важным является тот факт, что многие слабослышащие дети, имея существенные остатки слуха, долгое время не умеют ими пользоваться. Они не реагируют на обращенную речь, не понимают ее. В то же время другие слабослышащие дети с такой же потерей слуха могут хорошо пользоваться сохранным слухом и с его помощью накапливают большой словарь. Такая разница в уровне слухового восприятия у слабослышащих детей обусловлена многими причинами, в число которых входят условия жизни ребенка, особенности его психофизического развития и многое другое

Вывод :В связи с тем что реакции на звуковые раздражители развиваются у слабослышащих детей сравнительно поздно, в младенчестве и преддошкольном возрасте слабослышащие не отличаются от глухих. Так же как у глухих у многих слабослышащих детей, получивших поражение слуха в очень раннем возрасте, имеется задержка прямостояния. Так же как и глухие они позднее.

Нарушение слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка

Нарушение слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка

Нарушение слуха в раннем и дошкольном  возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем.  

У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы

У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы

У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается  в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.

Вывод: Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи…

Вывод: Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи…

Вывод: Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).
            Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.
           У детей с нарушением слуха  обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.
           От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями,  зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.
           Задачи:
-    формировать у детей системы перцептивных действий;
-    формировать у детей системы сенсорных эталонов;
- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции  разнообразных видов деятельности;
-     формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);
-     расширять словарный запас;
-  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.      
           Вся коррекционная работа по сенсорному развитию  у детей  проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
 

Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста»

Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста»

1. Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста». М., Медицина, 1977. – 303 с.
2. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард, «Отбор детей в специальные дошкоьные учереждения», М, Просвещение, 1972 - 142 с.
3. Кузнецова Л.В., Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др «Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений»; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
4. Мусейибова Т. «Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста» Дошкольное воспитание. -1970. - №3, 36-41 с.
5. Мусейибова Т. «Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание» - 1972. -№2. -С. 48-55.
6.. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольникаДетская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. с. 213-238
7. Николаева Т.В. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом» М, Экзамен, 2006 - 111 с.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020