ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО Кафедра специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии. Профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Дошкольная дефектология» (Группа – ДД-05)ПрезентацияТема: « Сенсорное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»
Студентка:
Барыжникова Елена Сергеевна
Место работы:
МБОУ СОШ №(97
Учитель начальных классов
1.Краткая история сурдопедагогики.
2.Краткая история сурдопедагогики (теория).
На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми) осуществлялось с XI в
3. Краткая характеристика сурдопсихологии.
В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования.
4.Практика работы в сфере специальной психологии.
5. Теоретические подходы.
6. Т. В. Розанова.
7. Что такое сенсорное развитие ? а).Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста.
б ). Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста.
8. Вывод.
9.Список используемой литературы.
В XVI в. итальянский философ, врач и математик Дж. Кардана (1501 — 1576)
в 1620 г. испанский ученый Х.П. Бонет
Шарль-Мишель де л’Эпе (de L'Épée)
12.1.1712 г., Версаль, - 23.12.1789 г., Париж
Авраам Линкольн в 1865 году
России школа-интернат № 1 для детей с нарушением слуха. Она была основана в декабре 1806
В. И. Флери (1800—1856
А. Н. Поросятников – психологические исследования ХХ в.
Статическое динамическое
равновесие-Ф. Ф. Заседателев
Л. С. Выготский в 1925- 1926 статья -«Принципы социального воспитания глухонемых детей»
Л.В.Занков
И.М.Соловьев
Экспериментально-психологические методики изучения детей
П.Я.Гальперин
В.В.Давыдов
Л.И.Тигранов,
Т. В. Розанова,
А. А. Венгер,
Т.А.Власова,
, Н.Г.Морозова.
В начале XX в. появляются первые психологические исследования. Из них наиболее квалифицированной можно считать работу А. Н. Поросятникова, опубликованную в 1904 г. и посвященную изучению особенностей памяти глухонемых школьников
В 20-е гг. XX в. систематическая разработка проблем специальной психологии (и в частности сурдопсихологии) проходила под руководством Л. С. Выготского и под влиянием его идей.
Л.С.Выготский столкнулся с проблемами обучения детей, имеющих различные нарушения — глухоту, слепоту, умственную отсталость; с необходимостью выявления их потенциальных возможностей и оказания им помощи. В 1924— 1926 гг. появляются первые работы по этим проблемам (например, в 1925 г. — статья «Принципы социального воспитания глухонемых детей»).
Л. С. Выготский создает лабораторию аномального детства при Медико-педагогической станции Наркомпроса РСФСР, на базе которой в 1929 г. организуется Экспериментально-дефектологический институт Наркомпроса.
Последователи Л.С.Выготского Л.В.Занков и И.М.Соловьев разработали экспериментально-психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, провели исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи таких детей и обобщили результаты этих исследований в первой в нашей стране монографии по сурдопсихологии — «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г. Эта книга сохранила свою значимость до настоящего времени.
В 1930—1940 гг. было проведено много психологических исследований особенностей развития глухих детей, в основном изучению подвергались познавательные процессы.
И. Вересотская рассмотрела процесс узнавания глухими детьми изображений предметов в зависимости от положения в пространстве; Л. В. Занков и Д. М. Маянц исследовали особенности произвольного запоминания наглядного материала; М. М. Нудельман — изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании; Э.С. Бейн — константность зрительного восприятия; Ж. И. Шиф изучала особенности сравнения объектов
Большое место в работах Т. В. Розановой занимают поиск методов исследования особенностей психического развития глухих детей, разработка принципов диагностики. Под ее руководством были проведены исследования развития эмоциональной сферы глухих детей, самооценки и уровня притязаний, межличностных отношений.
Работы А. А. Венгер отражают психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих дошкольников, специфику Т.В.Розановой принадлежат многие исследования особенностей восприятия, образной и словесной памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления глухих детей, в которых раскрываются не только особенности психического развития глухих детей, обусловленные нарушением слуха и недоразвитием речи, но и потенциальные возможности развития их познавательной сферы в условиях адекватного обучения и воспитания. Особое внимание Т. В. Розанова уделяет клинико-психолого-педагогическому изучению глухих детей со сложным дефектом, которое позволяет глубже становления наглядных форм мышления, основные направления и особенности психодиагностической работы с детьми данной группы.
1.Зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве.
«Цветной диктант»
2.Слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать.
3.Осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей.
4.Обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.
5.Вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Вывод : Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
Сенсорные эталоны
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Сенсорные эталоны –
это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают,
сопоставляют результаты восприятия.
Цвета выступают восемь цветов спектра и их оттенки по светлоте
и насыщенности. Цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый.
Величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине.
Звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.
Элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же.
1.Глухой ребёнок с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни(если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития.
2.Локомоторные движения Локомоции организма – одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающие возможность активного взаимодействия с окружающей средой. Локомоции (от лат. locus – место и motio – движение) – совокупность согласованных движений человека (и животных), вызывающих активное их перемещение в пространстве.
3.Межанализаторные нервные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя. Это связи в пределах разных анализаторов
Вывод: Задерживается развитие предметного действия и, как следствие этого, развитие предметного восприятия(обязательного условия формирования способов восприятия)
Страдает развитие восприятия пространства и пространственных свойств видимых объектов.
1.Разные слабослышащие дети имеют различные степени снижения слуха. За период дошкольного детства слуховое восприятие слабослышащих детей развивается. В раннем же возрасте дают реакцию на голос у ушной раковины только 6,6% детей. В возрасте 1-2 лет реагируют на шепот только 2% случаев
2.Важным является тот факт, что многие слабослышащие дети, имея существенные остатки слуха, долгое время не умеют ими пользоваться. Они не реагируют на обращенную речь, не понимают ее. В то же время другие слабослышащие дети с такой же потерей слуха могут хорошо пользоваться сохранным слухом и с его помощью накапливают большой словарь. Такая разница в уровне слухового восприятия у слабослышащих детей обусловлена многими причинами, в число которых входят условия жизни ребенка, особенности его психофизического развития и многое другое
Вывод :В связи с тем что реакции на звуковые раздражители развиваются у слабослышащих детей сравнительно поздно, в младенчестве и преддошкольном возрасте слабослышащие не отличаются от глухих. Так же как у глухих у многих слабослышащих детей, получивших поражение слуха в очень раннем возрасте, имеется задержка прямостояния. Так же как и глухие они позднее.
Нарушение слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем.
У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.
Вывод: Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).
Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.
У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.
От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.
Задачи:
- формировать у детей системы перцептивных действий;
- формировать у детей системы сенсорных эталонов;
- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности;
- формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);
- расширять словарный запас;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.
Вся коррекционная работа по сенсорному развитию у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
1. Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста». М., Медицина, 1977. – 303 с.
2. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард, «Отбор детей в специальные дошкоьные учереждения», М, Просвещение, 1972 - 142 с.
3. Кузнецова Л.В., Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др «Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений»; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
4. Мусейибова Т. «Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста» Дошкольное воспитание. -1970. - №3, 36-41 с.
5. Мусейибова Т. «Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание» - 1972. -№2. -С. 48-55.
6.. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольникаДетская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. с. 213-238
7. Николаева Т.В. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом» М, Экзамен, 2006 - 111 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.