" Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным"
Оценка 5

" Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным"

Оценка 5
docx
30.07.2020
" Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным"
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_9_klass.docx

Урок- изучения новых знаний по теме " Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным".

Предмет- Русский язык

Класс- 9

Цель урока:  Систематизация   знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

1.      Обучающие задачи:

o     Углубить представление учащихся о СПП и его особенностях;

o    тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

o    обучать школьников лингвистическому анализу текста.

2.      Развивающие задачи:

o    формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, определять средства связи главной и придаточной частей;

o    развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

o    развивать навыки исследовательской деятельности.

3.      Воспитательные задачи:

o    воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

o    воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

o    воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум   
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»

Прогнозируемые результаты: учащиеся находят средства связи между главной и придаточной частями СПП, определяют их роль, строят СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова.

Ведущие методы  :

обучения–проблемно-поисковый  , практический;

мотивации– познавательная игра;

контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных  заданий, взаимоанализ

Приемы : Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

« Веришь ли ты» вопросы

Синквейн , инсерт

Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальные образовательные маршруты.

Структура и ход урока

I/.Организационный момент.

Эпиграф к уроку:(слайд1)

«Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его,

то вам откроется мир безграничных радостей,

ибо безграничны сокровища русского языка».

Владимир Луговской.

1.       Начальная формула вежливости, приветствие

- Добрый всем день! Сегодня у нас гости.

Ребята, для нас с вами торжественный час наступил. Очень хочется порадовать гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.

Проверим частично д/з (презентация)

Сегодня  предстоит серьезная работа. Перед вами – рабочие листы-карты урока, в которых вы будете выполнять задания и оценивать себя по 5-ти балльной системе за каждое задание.

 Расшифруй  кодировку, дай определение данным понятиям

 

                                                                            С

                                                                    С     П    Б

                                                                            П

 

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

На экран выводится ( слайд 2 )с союзами:

И, А, НО, ДА, НЕ ТОЛЬКО … НО И, ЗАТО, ОДНАКО, КОГДА, ИЛИ, ЛИБО

- Ребята, посмотрите внимательно на данные союзы и найдите среди них лишний. Объясните свой выбор. (называют союз когда, т.к. он подчинительный, все остальные союзы - сочинительные).

 

 Работа с информацией по теме “Союз” (текст №1) в рамках технологии критического мышления (метод инсерта).-Слайд3

Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные.

Подчинительные союзы делятся на изъяснительные и обстоятельственные.

Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более слов.

Союз и, являясь одним из самых распространенных, вносит в язык пунктуационные трудности.

В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем). Они называются союзными словами.

1. Во время чтения текста учащиеся делают пометки на полях, т.е. ребятам предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

а) галочкой http://festival.1september.ru/articles/314395/img1.gif отмечается то, что им уже известно;

б) знаком (-) отмечается то, что противоречит их представлениям;

в) значком (+) отмечается новая информация;

г) вопросительным знаком (?) отмечается то, что непонятно (материал, по которому учащиеся хотят получить более подробные сведения).

2. После окончания чтения и маркировки текста учащимся дается задание заполнить маркировочную таблицу, представляющую из себя четыре колонки, каждая из которых соответствует одному из значков, описанных выше:

Таблица ЗХУ

1.      ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

- Ребята, какие поставим перед собой цели? (углубить  знания о СПП, уметь находить СПП в тексте, правильно расставлять знаки препинания в СПП, научиться различать союзы и союзные слова)

-А для того ,чтобы добиться поставленных целей, необходимы….(стремления,…-подберите синоним

Угадай-ка

С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. Это… ИНИЦИАТИВА.

- Составьте и запишите с данным словом словосочетание со связью согласование (например, ученическая инициатива).

- Замените это словосочетание синонимичным со связью управление. (Инициатива учеников.)

- Какой раздел языкознания изучает строение словосочетания? (Синтаксис)

-Что еще является предметом изучения синтаксиса? (Предложение, текст)

 

III/ Работа над изучением нового материала

 

Слайд 5

1.Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница?

1)      Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.

2)      Кажется, ей не больше шестнадцати лет.

 

Определяя грамматические основы предложений, учащиеся приходят к выводу, что первое предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, а второе простое, односоставное, безличное, осложнено вводным словом.

 

2. Установи соответствие Слайд6

      1. Соединить половинки сложных предложений,  

 

а) Скучен день до вечера,

а) надо прилежно учиться.

б) У человека должны быть любимые произведения,

б) коли делать нечего.

в) Чтобы получить хорошую профессию,

в) так человек для работы.

г) Как птица создана для полёта,

г) к которым он обращается неоднократно.

2.      Усложним задание: Конструирование предложений Слайд 7

 Составьте  4 сложноподчиненных предложений, соотнося главную и придаточную часть, используя предложенные средства связи. Укажите, чем является средство связи - союзом или союзным словом.

 

 

1. вы хотите понравиться людям

 

как

1. вы их любите.

 

 

2. дарите такие подарки

 

который

2. станешь счастливее.

 

3. искренне говорите родным о том

 

если

3. почаще улыбайтесь.

 

4. сделаешь чудо своими руками

 

когда

4. поднимают настроение

 

Слайд8

 Союз- служебная часть речи, не являющаяся членом предложения, на него не падает логическое  ударение, его можно заменить другим союзом или опустить.

 

Союзное слово- это синтаксическая роль местоимений или местоимённых наречий, а не часть речи. Союзное слово не только объединяет главную и придаточную части, но и является членом придаточной части. Его можно заменить другими подходящими по смыслу словами знаменательных частей речи, на него может падать логическое ударение

 

 Союзы и союзные слова –главные средства связи в сложноподчиненном предложении

Разграничение союзов и союзных слов Слайд9

Союзы

Союзные слова

Не являются членами предложения

Являются  членами придаточного предложения

Часто (но не всегда)союз можно изъять из придаточного предложения

 

Поскольку союзное слово-член придаточного предложения его нельзя изъять без изменения смысла

На союз не может падать логическое ударение

На союзное слово может падать логическое ударение

После союза нельзя поставить частицы же, именно

После союзного слова  поставить частицы же, именно можно

Союзы нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.

Можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием

 

-Где можно найти обобщающуюся информацию? (в учебнике)

На с 58 прочитайте п20

-Перечислите подчинительные союзы?

Что относится к союзным словам?

 

IV.Первичное закрепление и проговаривание в речи.

Слайд10

 

-  Поработаем с  пословицами, давайте устно определим, чем является средство связи в предложении, пользуйтесь алгоритмом или схемой.

1. Языком мелет, что кружева плетёт. (союз)

2. Что в лицо сказано, со злом не связано. (союзное слово)

3.Верхушки башен, если бы языком можно было бы строить, касались бы неба. (Союз)

4. Кто мало говорит, больше делает.(Союзное слово)

 

Вывод учителя: итак, если союз не отвечает на вопрос, не является членом предложения, его можно убрать , то идёт речь о служебной части речи, не имеющей лексическое значение, союзное слово-это самостоятельная часть речи – местоименное наречие и относительные местоимения.

V.АУТОТРЕНИНГ

 (звучит релаксирующая мелодия)

 - Закройте глаза. Вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.

 Откиньте голову назад, сделайте сильный выдох. Резко откройте глаза. Посмотрите

 на меня, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь закройте глаза, вслушайтесь в звуки мелодии…(пауза). Откройте глаза и снова окажитесь с нами в этой комнате. А теперь с новыми силами приступим к работе.

Верно ли утверждение, что(Слайд11)

1.      Союзы что, если, где – подчинительные?

2.      Определение не отвечает на вопрос чей?

3.      Предложение – это синтаксическая единица?

4.      Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5.      Союз однако – подчинительный?

6.      Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7.      Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

8.      В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

9.      [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».  

 

Практическая работа

-У доски «Интеллект-карта»- «СПП»

-Индивидуальная образовательная траектория обучения:

Кристина

КАРТОЧКА № 2.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Составьте схемы предложений.  

 

1)      В с…реневых кустах которые своими п…хучими цветами лезли в лицо копошились вороб(?)и.

2)      Что написано пером (не) выруб…ш(?) топором.

3)      Я спросил нашего вожатого кто здесь ловит соболей.

 

 Из главной части предложения 1 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Замените его синонимичным со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Корчагин

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Орфограмму обозначьте графически.

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании.

Оз..рилось улыбкой,  незаметно подр сла, легкое прик.. сновение,  непром..каемый плащ,  подр..вняться в строю,  молоко с приг.. рью, нежный р..сточек,  зам..реть от восхищения

Нестерова А.,  

Задание «Найди лишнее»

1.Осенью, когда хвоя лиственницы желтеет, тайга становится золотистой и особенно красивой.

2. Начало светать, когда мы добрались до замерзшего озера.

3. Когда плачет и раскаивается человек, то от его слез и обида уменьшается.

4. В ту минуту, когда я собираюсь ложиться, широкая бледная полоса лунного света ясно озаряет комнату.

Семенова Т

Составить предложения по схемам

1) [ ], (которые...).

2) [ ], (где...)?

3) [там.., (где...),...].

4) Чтобы ( ),[ ].

 

Обобщение:

-установление зависимостей и соответствия по ассоциациям

-проверка сочинений «СПП вокруг нас»

_Я вам предлагаю три узловых слова  из урока: предложение, правило, информация.(составьте синквейны по теме)

 

VI «Мостик»  к следующему уроку

 Заполните "слепую" схему.

определительные

?

обстоятельственные

?

падежные вопросы

?

 -Вернемся к нашим таблицам «ЗХУ»

Составление «резюме» СПП. Каждая группа заполняет предоставленные им «резюме»

 

СПП

      Название понятия: СПП

      Изучаемый раздел: Синтаксис

      Состав: Две  и более частей, одна из которых подчиняется другой

      Структура: Главное и придаточное предложение

        Виды придаточных предложений: СПП с придаточными изъяснительными,   СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными обстоятельственными

        Средства связи: Подчинительные союзы или союзные слова

        Место придаточного по отношению к главному: в начале предложения, в конце предложения или в середине.

 

VII Рефлексия.

5.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

-Перед вами три карточки с изображениями чемодана, корзины для мусора и лупы. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, отражает степень полезности полученных знаний. Если вы считаете, что получили полезные знания и они пригодятся вам в жизни, выбираете чемодан. Если знания получены в недостаточной степени, материал ещё нужно рассмотреть, изучить, доработать, выбираете лупу. Если считаете, что полученная информация не представляет ценности и не пригодится вам, выбираете корзину

 

            VIII.Подведение итогов- вернемся к эпиграфу:

«Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его,

то вам откроется мир безграничных радостей,

ибо безграничны сокровища русского языка».

 

                        - Выполним синтаксический разбор. (на доске и в тетрадях)

                        Язык отдыхает, когда голова думает.

             

              Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.       

             - Что мы сегодня делали на уроке?

             - Какие практические навыки приобрели?

              - Что получилось, а что требует коррекции?

             - Где знания урока могут помочь, пригодиться в жизни?

 Тест.

                1. Как связаны простые предложения в СПП?

                    А) интонацией;

                    Б) подчинительными союзами;

                    В) подчинительными союзами и союзными словами.

 

                2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?

                    А) относительными прилагательными и местоимениями;

                    Б) относительными  местоимениями и наречиями;

                    В) наречиями и существительными.

 

                3. В каком предложении- главном или придаточном – находятся средства связи?

                    А) в главном;

                    Б) в придаточном;

                    В) ни к одному из предложений не относится.

 

                 4. Чем отличаются союзные слова от союзов?

                    А) ничем не отличаются;

                    Б) союзы отличаются к придаточному предложению, а союзные слова к   

                         главному;

                    В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

                 5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?

                     А) что, когда, как;

                     Б) кто, когда, где;

                     В)  что, какой, чей.

                  Ключ:1)В, 2) Б, 3) Б, 4) В, 5) А.

 

             Подсчитаем баллы.

              15-17(5)                     13-14(5)

              11-14 (4)                    10-12(4)

              7- 10 (3)                      7-9(3)

XI. Домашнее задание.

На слайд выводится домашнее задание:

На «5»: 1) Возьмите любую пословицу в качестве тезиса и напишите небольшое сочинение-рассуждение.

          2)Повторить теорию о  ССП.

На «4»: 1)Выполнить тест по типу ОГЭ .

          2) Повторить теорию об односоставных предложениях

На «3»: 1) Выполнить упражнение 96.

             2) Повторить теорию о  союзах

Каждый учащийся выбирает свой уровень сложности.

-Всё ли понятно.

Метод «Микрофон»  

                  

                                           повторил…

                                           узнал…

Сегодня на уроке я           научился…

                                           познакомился…

                                           понял…

 

-Всем спасибо за урок


 

Урок- изучения новых знаний по теме "

Урок- изучения новых знаний по теме "

Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка»

Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка»

Они называются союзными словами

Они называются союзными словами

Установи соответствие Слайд6 1

Установи соответствие Слайд6 1

На союз не может падать логическое ударение

На союз не может падать логическое ударение

Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 2

Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 2

Чтобы ( ),[ ]. Обобщение: -установление зависимостей и соответствия по ассоциациям -проверка сочинений «СПП вокруг нас» _Я вам предлагаю три узловых слова из урока: предложение,…

Чтобы ( ),[ ]. Обобщение: -установление зависимостей и соответствия по ассоциациям -проверка сочинений «СПП вокруг нас» _Я вам предлагаю три узловых слова из урока: предложение,…

Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

В каком предложении- главном или придаточном – находятся средства связи?

В каком предложении- главном или придаточном – находятся средства связи?

Всё ли понятно. Метод «Микрофон» повторил… узнал…

Всё ли понятно. Метод «Микрофон» повторил… узнал…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020