. Строение растений. Цветковые растения. Практическая работа. Изучение строения растений.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ознакомить учащихся с органами растений, их основными функциями, продолжать раскрывать ценность растений для человека, развивать мыслительную деятельность детей, навыки общения, воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.
Иконка файла материала окр.мир 1 класс строение растений.docx

Окружающий мир

Класс:1

Учитель:Чекунаева Е.Г.

Тема. Строение растений. Цветковые растения. Практическая работа. Изучение строения растений.

Цель: ознакомить учащихся с органами растений, их основными функциями, продолжать раскрывать ценность растений для человека, развивать мыслительную деятельность  детей, навыки общения, воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: презентация, таблица, тетради курса, карточки для работы в группе

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны различать органы растений; знать их функции; приводить примеры различных видов растений.

Девиз урока «Хорошо того учить, кто хочет учиться»

                                                      План урока

І   Организация класса

ІІ  Актуализация опорных знаний

ІІІ Мотивация учебной деятельности

 ІV Сообщение темы и цели урока

V Первичное восприятие и осознание нового материала

VІ  Закрепление и осмысление знаний

І Обобщение и систематизация знаний

VІІІ Итог урока

                                                      Ход урока

 

І Организация   класса

http://im1-tub-ua.yandex.net/i?id=104855083-04-72&n=21

1.Прозвенел звонок, начинаем урок.                  
Я хочу урок начать
,
И от души всем пожелать.
Отличные знания получать
,
С желанием учиться и все знать. 

 

http://im6-tub-ua.yandex.net/i?id=143662832-64-72&n=21
 2.Эмоциональный настрой класса на урок. Рефлексия                   


Откроем сундучок хорошего настроения.                                          
Подарите улыбку друзьям и мне.
Тихонько садитесь.

 

 

 

ІІ Актуализация опорных знаний

1.Фенологические наблюдения
- Мир вокруг нас прекрасный, но в тоже время очень загадочный .Помочь предвидеть его состояние хотя бы на день нам поможет синоптик.

http://www.likar.info/pictures_ckfinder/images/ArticleImages_600_my_sinoptic_large.jpg

Сообщение синоптиков о состоянии погоды на сегодняшний день

2. Игра « Я знаю». Технология «Микрофон»

Цель: закрепить знания о месте, где растут растения.

Учащиеся по очереди говорят: «Я знаю 5 растений, которые растут а) в парке; б) в лесу; в) на огороде; г) на лугу; д) в воде.

Можно по очереди передавать мяч

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=169686912-37-72&n=21ІІІ Мотивация учебной деятельности                                                                                                                                                   -Путешествие в мир живой природы продолжается.  Наша хорошая знакомая-Божья коровка опять прилетела к нам в гости . Мы будем вместе с ней путешествовать и узнаем много нового и интересного

ІV Сообщение темы и цели урока

- Назовите тему. 

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?(Цветочные растения)

1)    Проблемный вопрос.

-  А вот и сами части растений. 

Посмотрите сценку, которую дhttp://900igr.net/datai/biologija/Stroenie-tsvetkovykh-rastenij/0003-001-Organy-tsvetkovogo-rastenija.jpgля вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценка «Спор частей растений».

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

 Первым   выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

 СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель.

А кто держит листья? цветы? плоды?

 Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
ЛИСТЬЯ.  Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».

ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…   
А какой чудесный аромат исходит от меня

ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать? 

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

V Первичное восприятие и осознание нового материала

1.Эвристическая беседа. Демонстрация таблицы «Органы растений».

– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

1)Корень.
http://im7-tub-ua.yandex.net/i?id=140215419-53-72&n=21 – Кто первый начал спор? (Корень)                       
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)

– Давайте проверим правильно вы ответили
.

·         ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

·         БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

·         УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

·         ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, свекла, морковь) . http://900igr.net/datas/biologija/Vnutrennee-stroenie-kornja/0014-014-Vnutrennee-stroenie-kornja.jpg      Демонстрация корнеплодов.

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

2)    Стебель.

http://900igr.net/datas/biologija/Stroenie-steblja/0003-003-Stebel-eto-osevaja-chast-rastenija.jpg–Какое следующее растение вступило в спор?

- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

 Эксперимент с веткой растения. (Заранее в подкрашенный раствор дети поставили ветку бальзамина , на стебле и листьях можно проследить движение жидкости).

- Что увидели? Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

http://radikale.ru/data/upload/c2184/04012/47874fff89.gif(На доске обозначаем стебель.)

3)    Листья

- Какая у растений листва?  Покажите?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

2.Физкультминутка

- Ребята, давайте отдохнем, а Божья коровка посмотрит, как мы выполняем физкультминутку.

 

http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=474929600-13-72&n=21Ветер веет над полями

 И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

 Облако плывет над нами,

 Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

 Ветер пыль над полем носит.

 Наклоняются колосья —

 Вправо-влево, взад-вперёд,

 А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

 Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

 Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

 Ветер тихо клен качает,

 Вправо, влево наклоняет:

 Раз — наклон и два — наклон,

 Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

 

3. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы.

 

http://900igr.net/datai/biologija/Priznaki-lilejnykh/0020-050-Stroenie-tsvetka.png4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен? (Рассматривание плаката «Цветы»)

- Проверим ваши предположения.

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=384107977-27-72&n=21- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько.

 Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

 

http://cs405118.userapi.com/v405118224/2aca/sLX-wD_drc4.jpgVІ Закрепление и осмысление знаний

- Ребята, а сейчас давайте поработаем в парах, покажем Божьей коровке, что  уже знаем.

 

1.Работа с учебником (с.58). Работа в парах

-Расскажите друг другу части растений.

 

 

2. Работа в тетрадях(с.22) «Мозговой штурм»

-Самостоятельно соедините стрелочками органы растений с их изображением.

 

 

Плод с семенами

 

 

Цветок

 

 

Листок

 

 

Стебель

 

 

Корень

 

 

          Купальница                                                               Мак

File:Illustration Trollius europaeus0.jpg                                      http://kemp103.ru/i3/51/960593013-1-1-c60d0702d70b00960e37ccef196f1ada.jpg

3. Работа в группах.

 Игра «Четвертый- лишний». « Лишний» кружок – обведи.

(На карточках изображены картинки. Найти «лишнюю»

 http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/0daa8657df36570147ed16de413d276a.jpg           http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/403694_dynya_zheltaya_razrez_lomot_myakot_kostochki_belyj_4889x3202_(www.GdeFon.ru).jpg         http://www.coles.com.au/~/media/Images/ColesA/OurRange/Fresh-Fruit-Vegetables/Buying-Vegetables/Buying-Veg-pumpkin-cut.jpg        http://korporacia.ru/sites/default/files/imagecache/product_full/catalog/produkty-pitaniya/ovoshchi/morkov-molodaya/morkov_molodaya.jpg

 

 

http://www.look.com.ua/download.php?file=201210/640x480/look.com.ua-54834.jpg    -    http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/9962dcc2efe3903196fc01716f4d3cb3.jpg      http://images.asia.ru/img/alibaba/img/product/11/90/05/11900532.jpg            http://st.gdefon.com/wallpapers_original/wallpapers/367624_(www.GdeFon.com).jpg

 

 

 

 

 

VІІ Обобщение и систематизация знаний

"Вершки и корешки".1.Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Дидактическая задача.
 Закреп
ить знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Учитель называет растение, если у названного растения в пищу употребляются «вершки», учащиеся должны хлопнуть в ладоши. Если «корешки» -присесть. (картофель, морковь, тыква, репа, свекла, редиска, лук, чеснок, помидор)

2. Просмотр мультфильма Машины сказки «Вершки и корешки»

3.Закрепление. «Микрофон»

- Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

VІІІ Итог урока

1.     Прием «Микрофон»

 

http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=116371989-00-72&n=21-Какие органы есть у растений?

-Для чего они им нужны?

-Что нужно для того, чтобы растение развивалось?

-Для чего нам нужны растения?

-Нужно ли охранять растения?

 

 

 

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=380799926-37-72&n=21http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=380799926-37-72&n=212. Рефлексия:

- Что мне запомнилось сегодня?

   -Что понравилось?

-Поставьте себе в листочках солнышко.