Окружающий мир
Класс:1
Учитель:Чекунаева Е.Г.
Тема. Строение растений. Цветковые растения. Практическая работа. Изучение строения растений.
Цель: ознакомить учащихся с органами растений, их основными функциями, продолжать раскрывать ценность растений для человека, развивать мыслительную деятельность детей, навыки общения, воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: презентация, таблица, тетради курса, карточки для работы в группе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны различать органы растений; знать их функции; приводить примеры различных видов растений.
Девиз урока «Хорошо того учить, кто хочет учиться»
План урока
І Организация класса
ІІ Актуализация опорных знаний
ІІІ Мотивация учебной деятельности
ІV Сообщение темы и цели урока
V Первичное восприятие и осознание нового материала
VІ Закрепление и осмысление знаний
VІІ Обобщение и систематизация знаний
VІІІ Итог урока
Ход урока
І Организация класса
1.Прозвенел звонок, начинаем урок.
Я хочу урок начать,
И от души всем пожелать.
Отличные знания получать,
С желанием учиться и все знать.
2.Эмоциональный настрой
класса на урок. Рефлексия
Откроем сундучок хорошего настроения.
Подарите улыбку друзьям и мне.
Тихонько садитесь.
ІІ Актуализация опорных знаний
1.Фенологические наблюдения
- Мир вокруг нас прекрасный, но в тоже время
очень загадочный .Помочь предвидеть его состояние хотя бы на день нам поможет синоптик.
Сообщение синоптиков о состоянии погоды на сегодняшний день
2. Игра « Я знаю». Технология «Микрофон»
Цель: закрепить знания о месте, где растут растения.
Учащиеся по очереди говорят: «Я знаю 5 растений, которые растут а) в парке; б) в лесу; в) на огороде; г) на лугу; д) в воде.
Можно по очереди передавать мяч
ІІІ
Мотивация учебной деятельности -Путешествие в мир живой природы продолжается. Наша хорошая
знакомая-Божья коровка опять прилетела к нам в гости . Мы будем вместе с ней
путешествовать и узнаем много нового и интересного
ІV Сообщение темы и цели урока
- Назовите тему.
СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.
- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)
-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?(Цветочные растения)
1) Проблемный вопрос.
- А вот и сами части растений.
Посмотрите сценку, которую для
вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока.
Сценка «Спор частей растений».
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.
Первым
выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве,
я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и
животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я
самый важный среди вас!
СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель.
А кто держит листья? цветы? плоды?
Кто
поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от
листьев к корню?
ЛИСТЬЯ. Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь
в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества,
умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение
нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».
ЦВЕТОК– Друзья! Не надо
так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и
семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня
ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
- Кто главный?
- Какую задачу будем решать?
(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).
V Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Эвристическая беседа. Демонстрация таблицы «Органы растений».
– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
1)Корень.
–
Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили.
· ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
· БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
· УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
· ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)
- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, свекла,
морковь) . Демонстрация корнеплодов.
- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)
- Нужен корень растению?
- Для чего?
(На доске обозначить корень).
2) Стебель.
–Какое
следующее растение вступило в спор?
- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)
-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.
Эксперимент с веткой растения. (Заранее в подкрашенный раствор дети поставили ветку бальзамина , на стебле и листьях можно проследить движение жидкости).
- Что увидели? Какой вывод можно сделать?
- Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.
- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
- Может растение жить без стебля?
(На доске обозначаем стебель.)
3) Листья
- Какая у растений листва? Покажите?
-Почему вверх тянутся листочки?
- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.
- Важны листья для растения?
Обозначаем часть на доске.(Листья)
2.Физкультминутка
- Ребята, давайте отдохнем, а Божья коровка посмотрит, как мы выполняем физкультминутку.
Ветер
веет над полями
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
3. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы.
4.
Цветок.
- Для чего создан цветок?
- Почему красивый? Так ароматен? (Рассматривание плаката «Цветы»)
- Проверим ваши предположения.
-
Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда
шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а
иногда несколько.
Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)
Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)
VІ Закрепление и осмысление знаний
- Ребята, а сейчас давайте поработаем в парах, покажем Божьей коровке, что уже знаем.
1.Работа с учебником (с.58). Работа в парах
-Расскажите друг другу части растений.
2. Работа в тетрадях(с.22) «Мозговой штурм»
-Самостоятельно соедините стрелочками органы растений с их изображением.
|
Плод с семенами |
|
|
Цветок |
|
|
Листок |
|
|
Стебель |
|
|
Корень |
|
Купальница Мак
3. Работа в группах.
Игра «Четвертый- лишний». « Лишний» кружок – обведи.
(На карточках изображены картинки. Найти «лишнюю»
-
VІІ Обобщение и систематизация знаний
1.Дидактическая игра «Вершки
и корешки».
Дидактическая задача. Закрепить знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки
и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в
составлении целого растения из его частей.
Учитель называет растение, если у названного растения в пищу употребляются «вершки», учащиеся должны хлопнуть в ладоши. Если «корешки» -присесть. (картофель, морковь, тыква, репа, свекла, редиска, лук, чеснок, помидор)
2. Просмотр мультфильма Машины сказки «Вершки и корешки»
3.Закрепление. «Микрофон»
- Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)
- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)
- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)
- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
- Какая часть важнее всего?
ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.
VІІІ Итог урока
1. Прием «Микрофон»
-Какие
органы есть у растений?
-Для чего они им нужны?
-Что нужно для того, чтобы растение развивалось?
-Для чего нам нужны растения?
-Нужно ли охранять растения?
2. Рефлексия:
- Что мне запомнилось сегодня?
-Что понравилось?
-Поставьте себе в листочках солнышко.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.