- Свистящие и щипящие звуки С-Ш, З-Ж, Ц-Ч - (СЬ)-Щ

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Свистящие и щипящие звуки С.docx

- Свистящие и щипящие звуки С-Ш, З-Ж, Ц-Ч -

 

(СЬ)-Щ

 

1. Покажите ребенку рисунки «В магазине», «На прогулке», «Елка», «Елка в «Детском мире» и предложите назвать изображенные на них игрушки.

 

Проверьте, правильно ли ребенок произносит звуки с(сь), з(зъ),ц, ш, ж, ч, щ.

 

2. Используя упражнения «Умеешь ли ты слушать?», «Найди нужный предмет», проверьте, хорошо ли ребенок слышит и дифференцирует на слух свистящие и шипящие звуки, умеет составлять фразы.

 

УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ СЛУШАТЬ?

 

Ребенок внимательно слушает и поднимает руку (хлопает в ладоши), когда в слове будет один из заданных звуков. Например, взрослый говорит: «Я сейчас буду произносить разные слова, а, ты, если услышишь в слове звук с, будешь поднимать руку. Какой звук ты должен услышать в слове? Что ты должен сделать? Если звук с отсутствует, руку поднимать не надо».

 

Взрослый произносит примерно такие слова: собака, машина, лиса, замок, шапка, кукла, санки, шарф, корзина, кошка, цветок, автобус, колечко, самолет, шуба (слова произносятся в медленном темпе с небольшими паузами). Если ребенок испытывает трудности, взрослый после каждого произнесенного слова спрашивает: «В слове собака есть звук с?» Затем можно предложить ребенку выделять среди вышеуказанных слов только те, в названии которых есть звук ш (при этом ребенку предлагают хлопать в ладоши).

 

Для различения на слух звуков з и ж используют слова замок, жук, чашка, зонт, жаба, щенок, коза, санки, ваза, крыжовник, кольцо, лыжи, роза, ласточка, ежик.

 

В упражнениях на различение звуков ц — ч дают слова цветы, шапка, очки, кольцо, стол, часы, школа, цыпленок, рыба, дочка, курица, чайник, огурец, машина, ключ; на различение звуков с — щ: слон, дом, щетка, лиса, ключ, ящик, самокат, шуба, клещи, жук, плащ, нос, замок, колесо, лещ. Упражнения проводят так же, как и на звуки с и ш.

 

НАЙДИ НУЖНЫЙ ПРЕДМЕТ

 

На столе — предметы или игрушки, в названии которых есть свистящие и шипящие звуки: с(сь), з(зъ), ц, ш, ж, ч, щ — и такие, в названии которых этих звуков нет. Например, солонка, стакан, ваза, значок, катушка, карандаш, ручка, чашка, щетка, клещи, книга, тетрадь. Ребенок должен перечислить сначала все предметы, а затем те, в названии которых есть звук с, потом - звук з и т. д. После того как ребенок правильно найдет предмет, ему дают задание составить с этим словом предложение.

 

Например, взрослый предлагает найти предмет, в названии которого есть звук с. Ребенок называет: «Солонка». «А теперь составь с этим словом предложение»,— говорит взрослый и дает образец: «Солонка стоит на столе. В солонку насыпали соли».

 

3. Выучите с ребенком чисто- и скороговорки и предложите ему произносить их с различной громкостью (тихо, умеренно, громко), в разном темпе (медленно, умеренно, быстро).

 

/При подборе слов следует учитывать, что звонкие согласные в конце и в середине слова перед глухими согласными оглушаются: [еш], [гас], [крушка], [марос], вместо еж, газ, кружка, мороз, поэтому такие слова давать не следует./

 

Вымыли мышки миски для мишки. /Н. Егоров./

Смешные шутки у Сони и Мишутки.

Завизжала пила, зажужжала пчела.

Сачок зацепился за сучок.

У четырех черепах по четыре черепашонка. Л.Ульяницкая./

 

4. Ребенок отгадывает загадки, четко произнося отрабатываемые звуки в словах-отгадках. Желательно загадки, отмеченные звездочкой, выучить наизусть.

 

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки-лучи

Очень горячи.

(Солнышко.) *

 

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке.

(Снежинки.)

 

Весной одевается, осенью раздевается. (Лес.)

Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может. (Мельница.) *

Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит — воет, сядет — землю роет. (Жук.)

Черный Ивашка — деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет. (Карандаш.) *

 

На стене, на видном месте,

Собирает вести вместе,

А потом его жильцы

Полетят во все концы.

(Почтовый ящик)*

/В. Мусатов/

 

После отгадывания загадки спросите, какие звуки (с или ш, з или ж, ц или ч, с(сь) или щ) есть в словах-отгадках.

 

5. Выучите с ребенком некоторые пословицы и поговорки. Проследите, чтобы ребенок при повторении их четко произносил свистящие и шипящие звуки, короткие фразы, говорил на одном выдохе.

 

Делали наспех и сделали на смех.

Тише едешь — дальше будешь.

Меньше слов, да больше дела.

Мал золотник, да дорог.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Под лежачий камень вода не течет.

Было бы начало, а конец будет.

Чище мойся, воды не бойся.

 

6. Используйте рекомендуемые ниже стихотворения в качестве упражнений для выработки четкой дикции.

 

МЫШКИ И ПЫШКИ

 

На столе

Лежали

Пышки,

А в углу играли

Мышки.

— Если б не были здесь

Мышки

Были б целы

Эти

Пышки.

/Ю. Щербаков/

 

ПРО СОРОКОНОЖКУ

 

Как-то раз сороконожку

Пригласили на обед.

Ждут жучки, букашки, мошки,

А ее все нет и нет.

Наконец сороконожка

Появилась у стола.

- Опоздала я немножко,

Еле-еле приползла.

Ведь какое невезенье,

Как же мне не опоздать!

Там у входа объявленье:

«Просьба ноги вытирать!»

/Б. Блиох/

 

В ЖАРКИЙ ДЕНЬ

 

Пьет из чашечки жучок

Колокольчиковый сок.

Пьют веселые букашки

Сок пахучий из ромашки.

А нарядный мотылек

Земляничный любит сок.

Сока хватит всем в лесу!

Угощает шмель осу: —

Вот вам два стаканчика,

Сок из одуванчика.

/А. Масленникова/

 

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

/А. Плещеев/

 

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А. Толстой

 

РЫЖИК

 

Под сосной

В хвоинках рыжих

Не ищи весною рыжик.

Рыжий рыжик

Рыж не зря:

Рыжик

Вестник сентября. /В. Мусатов/

 

ДЕРЕВЯННЫЕ МАТРЕШКИ

 

Деревянная матрешка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать:

То стоит одна матрешка,

То матрешек целых пять!

/Г. Лагздынь/ 7. Предложите ребенку выделить в тексте сначала слова, в которых есть свистящие звуки: с(съ), з(зь), ц, — потом слова, в которых есть шипящие звуки: ш, ж, ч, щ.