Урок русского языка в 3 классе
Тема: « Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Цели:
Обучающая: развивать умение распознавать в словах согласные, которые нужно проверять; закрепить знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными;
Развивающая: развивать внимание, мышление, речевые умения (обогащение и активизация словаря детей).
Воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру общения.
Ход урока
I. ОРГМОМЕНТ
Внимание девочки!
Внимание мальчики!
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
II. Проверка дом/зад.
III. Определение темы урока
- Ребята, возьмите круги с парными согласными, я буду называть слова, а вы будете показывать ту букву, которую нужно написать в конце слова:
а) зуб, лев, флаг, мёд, глаз, ёж;
б) суп, шкаф, лук, енот, нос, ландыш.
- Какие буквы впервом столбике? Во втором? (смотрим на доску)
Б П
В Ф
Г К
Д Т
З С
Ж Ш
- Что проверяли? (парные согласные, глухие и звонкие на конце слов)
- Давайте их назовём. (называем по ленте)
- В какой части слова проверяли?
Какие проверочные слова подбирали для проверки? (однокоренные)
- Кто может определить тему урока?
- Правильно. Сегодня мы будем упражняться в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне и закрепим умение их проверять.
-Открывайте тетради, записывайте число…(подчеркиваем орфогр.)
-Послушайте скороговорку и определите, какую букву будем прописывать на чистописании?
- Шубка, шапка, шарф и шляпка – это всё в шкафу у мамы.
Прописываем Шш Шш
Запишем скороговорку в тетрадь, но сначала проанализируем сложные слова, чтобы не было ошибок, вспомним правило. Что надо сделать чтобы написать правильно парный слог? ( изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная)
На доске:
Шу…ка, ша..ка, шар… и шля…ка – это всё в шкафу у мамы.
А теперь ребята, поиграем.
4)Работа над упражнениями с книги.
Давайте выполним упр.№___стр____
5)Физминутка.
Раз.поднялись,подтянулись
Два согнулись,разогнулись
Головою три кивка.
И в ладоши 3 хлопка.
6)Функциональная грамотность.
Дидактическая игра «Назови семью» :
У народа есть слова:
«Хлеб – всему голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
Хлеб растили хлеборобы,
Собирали урожай,
Чтобы радовал душистый, вкусный хлеба каравай!
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.
Материал: мяч.
Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.
Например:
- Как назвать хлеб ласково?- Хлебушек.
- Как называют крошки хлеба?- Хлебные крошки.
- Как называется посуда для хлеба?- Хлебница.
- Как называют человека, который выращивает хлеб?- Хлебороб.
- Как называют человека, который печёт хлеб?- Хлебопек.
- Как называют прибор для резания хлеба?- Хлеборезка.
- Как называют завод, где выпекают хлеб?- Хлебозавод.
Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…
7)Функциональная грамотность
- сейчас мы прдолжим вставлять пропещенные парные согласные и проведём соревнование, чей рядбыстрее и правильно выполнит работу.
( На доске три столбика слов с пропущенной буквой. От каждого ряда выходят по одному ученику и вставляют пропущенную букву. Выигрывает тот ряд, который быстро и безошибочно выполнит работу.)
Грядка ножка парус
Слезки рыбка сказка
Жираф пирог ложка
Близкий шубки шкафчик
Завод сугроб город
Мышка крепкий головка
-А сейчас посмотрите внимательно на доску, каждый ряд запомните свои слова. Я закрою доску, а вы запишите их в тетрадь и подберите проверочные слова. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.
8). Работа с предложением.
- Составьте устно предложение с одним из слов. ( прослушиваются предложения, составленные детьми)
- Я тоже составила и записала предложение. Прочитайте его.
Дети надели тёплые шупки и побежали на морос играть в снешки.
- Всё ли в этом предложении написано верно?
- Какие ошибки вы заметили?
Списать предложение,исправить ошибки и доказать.
Дети надели теплые шубки (шубы) и побежали на мороз (морозы) играть в снежки (снежок).
9)САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Открываем учебники на стр. 94, упражнение 217
-Читаем, что нужно сделать? ( устный разбор).
-Как вы усвоили правописание и проверку парных согласных, покажет самостоятельная работа.
- Каким правилом вы пользовались при выполнении задания?
10). ИТОГ УРОКА.
1. Игра «Верю – не верю»
- Приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать высказывания, если вы с высказыванием согласны, поднимите зелёный кружок, если вы с высказыванием не согласны, поднимите красный кружок.
1. Верите ли вы, что парную согласную в корне слова нужно проверять? (да)
2. Верите ли вы, что парную согласную в корне нужно проверять ударением?(нет)
3. Верите ли вы, что парная согласная проверяется гласным звуком? (да)
4. Верите ли вы, что в слове «зуб» на конце слова пишется согласная «п»? (нет)
5. Верите ли вы, что в слове «суп» на конце слова пишется согласная «п»? (да)
6. Верите ли вы, что в слове «соседка» в середине слова пишется согдасная «д»? (да)
7. Верите ли вы, что к слову « закладка» проверочным словом является слово «закладки»? (нет)
8. Верите ли вы, что слово « грядка» можно проверить словом «грядочка»? (да)
- Что же нужно сделать, чтобы правильно написать слово с парной согласной в корне?
2. устно охарактеризовать работу класса и выставить оценки за урок.
11).Домашнее задание стр.95 упр.218, повторить правило.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.