Программа по внеурочной деятельности " За страницами учебника математики" ,7-й класс
Учитель математики
Лычагина Лариса Николаевна
Пояснительная записка
Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
Факультатив “За страницами учебника математики” предназначен для обучения решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики для учащихся 7-х классов, желающих повысить свой математический уровень.
Школа продолжает работать над темой: «Воспитание социальной активности личности ребёнка в условиях сельского поселения».
На занятиях факультатива используются материалы школьного репетитора по математике 7-11 класс с мультимедийной обучающей системой.
Чтобы придать курсу привлекательность и поднять к нему интерес, мы используем разнообразные средства: задачи с необычными сюжетами, возбуждающими любопытство, занимательные экскурсии в область истории математики, применение математических приемов в практической жизни и т. д.
Цель факультатива “ За страницами учебника математики ”: развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, логическое мышление, навыки решения логических задач; выявить детей с логико-математическими способностями.
Задачи факультатива:
· познакомить школьников с основными приемами решения нестандартных задач;
· сформировать у учащихся умения и навыки решения нестандартных задач;
· сформировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
· ориентировать учащихся к осознанному выбору профиля.
Основные знания и умения учащихся
В результате работы на факультативе “ За страницами учебника математики ”
учащиеся должны знать:
· основные способы решения нестандартных задач;
· основные понятия, правила, теоремы.
Учащиеся должны уметь:
· решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;
· создавать математические модели практических задач;
проводить небольшие математические исследования,
· вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;
· ставить цели, планировать действия;
· выдвигать альтернативные способы действий;
Программа факультатива предполагает реализацию рассматриваемых вопросов в виде 5 часов лекций и 12 часов практических занятий различного типа (практикумы, математические исследования).
Аттестация по усвоению программы предполагается в виде школьной олимпиады для участников факультатива.
Программа содержит список литературы.
Учебно-тематический план
№ |
Названия тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма занятия |
||
теория |
практ. |
|||||
1. |
Вводное занятие Преобразования выражений; |
1 |
1 |
практикум |
||
2. |
Решение линейных уравнений, |
3 |
|
3 |
практикум |
|
3. |
решение уравнений с модулем, |
2 |
1 |
1 |
математическое исследование |
|
4. |
решение уравнений с параметрами; |
2 |
1 |
1 |
лекция, практикум |
|
5. |
Линейная функция и ее график, графики линейных функций, содержащих модуль; |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практикум |
|
6. |
Многочлены, формулы сокращенного умножения, разложение на множители; |
1 |
|
1 |
практикум |
|
7. |
Решение уравнений повышенного уровня трудности; |
3 |
1 |
2 |
лекция, практикум |
|
8. |
Системы
линейных уравнений; |
3 |
1 |
2 |
лекция, практикум |
|
Список использованных источников
1. Кирис Т.В. Школьный репетитор. Математика 7-11 класс с мультимедийной обучающей системой. Спб.: Питер, 2008.-320 с.
2. Учебное издание «Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся» авторы Е.А. Лебединцева, Е.Ю.Беленкова , «Интеллект-центр», 2005
3. ГИА 2010. Алгебра: сборник заданий: 9 класс, В.В.Кочагин, М.Н.Кочагина. - М.: Эксмо, 2009.-240 с.
4. Математика. Функции и их графики: учебное пособие, авт. Сост. Н.В.Бурмистрова, Н.Г. Старостенкова.- Саратов: Лицей, 2003. – 64 с.
Приведу пример одного из занятий по теме: «Линейная функция и ее график, графики линейных функций, содержащих модуль».
Разработка занятия по теме: Линейная функция
Цель:
1. закрепить умение строить и читать график функции заданной формулой вида у = кх + в;
2. определять взаимное расположение графиков двух функций;
3. выработать умение строить график функции вида:
· у = │кх + в │;
· │у│ = кх + в;
· у = к ∙ │х │+ в;
· │у│= │кх + в │.
4. повысить уровень математической культуры;
5. развивать личность школьника;
6. самовоспитание у учеников целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
Ход занятия:
Девизом нашего занятия будут следующие слова: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»
1. Вспомним свойства графика функции вида у = кх + в:
· Если к > 0, к < 0
· Если в > 0, в < 0.
· Если в = 0
· Если к = 0
· Если к – одинаковое число
· Если к – разные числа
2. Назовите соответствие график – функция.
3. Построить график функции
1. Вида: у = │кх + в │:
· у = х
· у = │х │
· у = 2х
· у = │2х │
· у = х + 1
· у = │х + 1│
· у = │2х + 1│
Вывод: для построения графика функции у = │кх + в │следует построить график функции у = кх + в и ту часть графика, которая расположена в нижней полуплоскости, отобразить относительно оси абсцисс (Ох).
2. Вида: │у│ = кх + в:
· у = х
· │у │= х
· у = 2х
· │у │ = 2х
· у = х + 1
· │у │= х + 1
Вывод: : для построения графика функции │у│ = кх + в следует построить график функции у = кх + в и ту часть графика, которая расположена в нижней полуплоскости, отобразить относительно оси ординат (Оу).
3. Вида: у = к ∙ │х │+ в:
для построения графика функции у = к ∙ │х │+ в следует построить график функции у = кх + в при х ≥ о и отобразить его относительно оси ординат (Оу).
· у = 2х + 1
· у = 2 ∙ │ х │ + 1
· у = 3 ∙ │ х │ - 1
Дома:
Построить графики функций
· у = │х + 2│
у = │х - 3│
· │у │= х - 1
│у │= х + 2
· у = 2 ∙ │ х │ - 1
у = 2 ∙ │ х │ + 2
Используемая литература:
1. Учебник «Алгебра 7» под редакцией С.А.Теляковского, Москва, «Просвещение», 2009 г.
2. Учебное издание «Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся» авторы Е.А. Лебединцева, Е.Ю.Беленкова , «Интеллект-центр», 2005
3. ГИА 2010. Алгебра: сборник заданий: 9 класс, В.В.Кочагин, М.Н.Кочагина. - М.: Эксмо, 2009.-240 с.
4. Математика. Функции и их графики: учебное пособие, авт. Сост. Н.В.Бурмистрова, Н.Г. Старостенкова.- Саратов: Лицей, 2003. – 64 с.
Приложение:
Фото №1-2 - Фрагмент занятия;
фото№3 – Вопросы к ученикам по посещению занятий, всё ли понятно?
Фото №4-6 – Обсуждение занятия по кружковой работе в рамках ЦДО с заместителем директора по воспитательной работе Лычагиной А.Ю. и заведующим филиалом ЦДО детей Гусь-Хрустального района Чижовым В.В.
Фото №7 - Итог занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.