02 лекция Экономическая политика М.С. Горбачева Часть 2

  • Лекции
  • ppt
  • 13.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вторая лекция курса по новейшей истории с 1985 года. Презентации можно использовать на уроках истории в 11 классе общеобразовательных школ, а также для преподавания истории в колледжах, лицеях, гимназиях, вузах. Период "Перестройки", распада СССР, становления Новой России в 28 авторских презентациях с подборкой сопроводительного материала. Пишите на электронный адрес weisens@mail.ru все, кому интересно.
Иконка файла материала 02 лекция Экономическая политика М.С. Горбачева Часть 2.ppt
Тема 1.  Общественно­политические и  экономические  преобразования в  СССР в 1985­1991 годах.
Вопрос 1. Экономическая политика М.С. Горбачева (Часть 2) Переход к перестройке На прошлой лекции мы  отметили, что в 1987 г.  возникла угроза срыва курса на  ускорение. Поэтому было  решено перейти к перестройке  экономической системы как  главному средству достижения  ускорения.
Перестройка ­ коренные  преобразования,  существенные изменения.  Перестроить ­ переделать  по­новому, внести изменения  в систему, направления  деятельности, взгляды. Как экономическое  понятие перестройка  отражает попытки перехода  от централизованной  плановой системы к  рыночной.
Из Доклада генерального секретаря  ЦК КПСС М. С. Горбачева на пленуме  ЦК КПСС 27 января 1987 г.       ...Перестройка — это решительное  преодоление застойных процессов, слом  механизма торможения, создание  надежного и эффективного механизма  ускорения социально­экономического  развития советского общества. Главный  замысел нашей страны ­ соединить  достижения научно­технической  революции с плановой экономикой  и привести в действие весь потенциал  социализма.
Перестройка в 1987­1988 гг.  была частичным возвратом к  усилению роли прибыли  в условиях планового  хозяйства. Отныне ускорение  становилось целью,  а перестройка  рассматривалась как средство  ее достижения. Самое главное — пришло  осознание того, что  единственным путем  исправления ситуации  в экономике является не  плановый путь, а путь  рыночных отношений.
Экономические изменения осуществлялись в трех  направлениях:       1. Повышение экономической самостоятельности  государственных предприятий.       2. Развитие частной инициативы  и предпринимательства в тех сферах, где оно было  «социально оправданным».       3. Привлечение иностранных инвестиций путем  создания совместных предприятий.
Еще осенью 1986 г. Верховный  Совет СССР принял Закон об  индивидуальной трудовой  деятельности. Это был  маленький, но клин в основы  строя, закрепленные  Конституцией СССР, первой  победой сторонников частной  собственности. Однако  развертыванию процесса  препятствовало постановление  Совета министров «О мерах по  усилению борьбы  с нетрудовыми доходами»,  принятое еще раньше ­15 мая  1986 г.
Второй шаг экономической  реформы ­ Закон  о государственном  предприятии (объединении)  1987 г., предоставивший  значительные права  предприятиям и их трудовым  коллективам. Предприятия  должны были стать  самостоятельными  хозяйственными единицами, не  централизованно,  а самостоятельно выбирать  себе партнеров, закупать  сырье и реализовывать  продукцию.
Однако цены как важнейший рычаг социальной политики  государство не решилось сделать свободными, что  существенно снижало хозяйственную самостоятельность  предприятий.
Предприятия получили право внешнеэкономических  связей, в том числе создания совместных предприятий  и свободной продажи части своей продукции на внешнем  рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию  на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране  в 1918 г.
В мае 1988 г. был принят Закон  о кооперации Верховным  Советом СССР.  В марте 1988 г., пропагандируя  проект закона на IV съезде  колхозников, Горбачев сделал  упор на необходимость  раскрепощения человеческой  активности, возвышения  творчества и мастерства,  вовлечения каждого  гражданина в управление  делами общества. Официально  Горбачев осуждал политиков,  открыто отстаивавших  необходимость частной  собственности.
Закон о кооперации стал самым серьезным шагом  к восстановлению частной собственности. Кооперативы  платили государству налоги, в то время как  государственные предприятия, кроме налогов,  автоматически перечисляли часть прибыли государству.
Кооперативы оказались  в выигрышном  положении ­ они могли  платить работникам  зарплату в 2­3 раза выше,  чем на госпредприятиях.  При этом выпускалась та  же продукция  и использовались  государственные  средства производства.  Подобная политика  расколола трудовые  коллективы.
Кроме того, кооперативы стали главным  каналом перевода безналичных денег  в наличные, что заставило  правительство страны на порядок  увеличить производительность  печатного станка, т. е. денежную  эмиссию.  http://summa­denga.ru/History_money/history_money_rus_sssr.html
До этого миллиарды безналичных рублей на счетах  госпредприятий существовали только для  взаиморасчетов, на них ничего нельзя было купить.  Теперь огромная денежная масса раздавила товарную.  Менее чем за год опустели полки в магазинах и на  складах. Социально­экономическая ситуация в стране  резко обострилась.
В то же время большинство производимой продукции, а  в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ,  выводило из свободной продажи, что лишало предприятия  свободы самофинансирования.
Госзаказ предполагалось постепенно сокращать, включая  предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые  коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное)  выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля  деятельности администрации.
Самостоятельность предприятий должна была, по мысли  реформаторов, привести к двум результатам: 1. Каждое предприятие постарается так начать строить  свое производство, чтобы увеличить наличные фонды. 2. Каждое предприятие усилит поиск рынков, свяжется  с наиболее удобными партнерами.
Так было задумано, но так не получилось. Хозяйственники  стали искать оптимальные связи не с посредниками, а  с местными руководителями, заменившими в данном  случае союзных министров.
С одной стороны, ослабла зависимость  промышленности от Центра. С другой стороны, окрепла  зависимость руководства предприятий (а  соответственно и самих предприятий) от местного  руководства ­ на районном, городском, областном уровне,  на уровне краев и автономных республик и, главное, на  уровне союзных республик.
О преобразованиях в аграрном секторе и переходе к  рынку ­ на следующей лекции. Спасибо за внимание.