0гш08г
Оценка 4.7

0гш08г

Оценка 4.7
docx
18.02.2020
0гш08г
konspekt_uroka_tema_trudnye_vremena_na_russkoy_zemle_4_klass_umk_shkola_rossii.docx

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

 

 

 

Технологическая карта урока

Окружающего мира

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Шабанова Т.

Проверил: Согрина Е.Г.

Отметка:_______________

Дата: 28.02.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2018

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Д»

Тема урока: «Трудные времена на русской земле»

Цель урока: познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра

Планируемые результаты:

• Предметные

- развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи

- научаться анализировать битвы

- познакомятся с исторической личностью Александром Невским

Пожарского.

• Личностные

- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории

- формировать коммуникативные  способности и умение вести диалог

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация

Понятия: Ледовое побоище, Александр Невский

 

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: приветствие

2 мин

Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси.

Приветствовать учителя

 

Р: принимать и сохранять уч. задачу.

II. Актуализация к деятельности и мотивация

 

 

Словесный: учебный диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

Нужно разгадать кроссворд по изученному материалу и записать ключевое слово.

  1. Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)
  2. Как называли добрых молодцев Древней Руси?(богатыри)
  3. Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------? (Солнышко)
  4. Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? (Олег)
  5. Как другим словом назывался храм на Руси? ( собор)
  6. На чём писали в Древней руси? (Береста)
  7. Как прозвали князя Олега? (вещий)
  8. Записи о важнейших событиях(Летопись)
  9. Кто были советниками и помощниками князя?(бояре)

 

Какое ключевое слово получилось? Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре.

Разгадывать кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л:мотивировать к новому

учебному материалу.

III. Постановка учебной задачи

Определение темы и целей урока

5 мин

Сегодня мы будем изучать очень сложную тему, которую вы еще коснетесь более подробно в старших классах: Трудные времена на Русской земле.

Мы будем с вами пользоваться учебником, проверьте, у всех ли он есть?(если у кого-то нет, то  делятся с товарищами)

Тема очень трудная, будьте внимательны, старайтесь  быть активными, самые активны будут получать бонусы, а в конце урока вы напишете тест.

Формулировать тему

 

 

Отвечать на вопросы.

К: формулировать ответы;

П: построить реч. высказываний

IV. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: учебный диалог

10 мин

На предыдущих уроках вы познакомились  с историей Древней Руси, с крещением Руси, с такими крупными городами как Киев, Новгород.  Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала.

Но не все было так гладко. Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. Тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле». В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеством нападений со стороны врагов.  Территории  были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Тем более,   в это время была феодальная раздробленность,  и Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга

Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, где бы они жили. Проживали и кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они  нападать на большие и  богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань. 

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество.  В 1237 году  на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый. 

Открываем учебник на странице 59 и читаем про себя . По ходу текста рассмотрите карту на страницу 6 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов. На чтение вам дается примерно 5 – 7 минут. Начинайте.

Теперь, давайте ответим на вопросы. 

1)В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания?

2)Какой город первый потерпел поражение? В каком году?(веду указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага)

3)Какой второй город   был захвачен? В каком году?

4)Почему захватчики вели себя так жестоко?

5)Какой следующий   город попал под осаду? 

6) Какой город еще пострадал? В каком году?

Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не  пошел, например, в Тверь?

А в какой город не пошел Хан Батый?

Почему?

Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь.

Что же в итоге добились  монголо-татары своим многолетним походом?

Хорошо, но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на Русь обрушились Шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. Как мы помним,  полчище Хана Батыя не пошло в какой город?

Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь  Александр. Битва проходила на реке Неве, поэтому князя так и прозвали Александр Невский. Шведы были  застигнуты врасплох и разбиты наголову в1 5 июля 1240 года. Спустя 2 года, т.е  в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем. 

 

 

 

 

 

 

 

Участвовать в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушать

Осознавать новый материал темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигать свое мнение

 

 

 

Внимательно слушать

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе

 

П: дополнять и расширять

знания;

 

V. Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент

Выполнять движения

 

VI. Первичное закрепление во внешней речи

 

Словесный: беседа

10 мин

У немецких рыцарей   была своя стратегия ведения боя, они вставали клином. И внедрялись в ряды противника. Битва началась 5 апреля 1242 года. О том, как это происходило, мы узнаем, прочитав

текст на странице  63. 

Читайте внимательно, чтобы ответить на вопросы. На прочитывание вам дается 5 минут.

1) Как Александр расположил Русскую армию?

2) О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас?

3) Чем закончилась битва?

Верно, русская армия загнала противников на озеро, где из-за климатических условий  был уже не такой прочный лед, противники потонули под тяжестью своих доспехов. Нам удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

А теперь, как я и обещала небольшой тест.( каждому ученику раздается бланк с тестом, где он кружочком отмечает правильные варианты ответа).Подпишите свои листы. Читаете задания, которых 5 и выбираете нужную – правильную букву, обводите ее в кружок.

Теперь поменяйтесь своими работами с соседом по парте.

 Проверяем, если ответ верный, то ставите +, если нет -.

Начинаем проверку.

 

Внимательно слушать монолог учителя

Выделять важную информацию

П: дополнять и расширять

знания;

 

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

5 мин

Учебник. Рубрика «Проверь себя» Устно

Работа в рабочей тетради

Выполните задания № 2,3

 

Работать по заданию

 

Работать по рабочей тетради
выполнять самопроверку

П: построить усн. высказываний;

 

VIII. Рефлексия деятельности

 

2 мин

Давайте подведем итоги урока.

 

Теперь сосчитайте кол-во плюсов и напишите внизу бланка.

За урок вы получали бонусы.

Возьмите обратно свои работы и рядом с баллом за тест напишите кол-во  бонусов. Посчитайте сумму и  скажите мне ее, когда я назову вашу фамилию. ( запись баллов)

На уроке самый большой балл получил …, он отвечал на большое кол-во вопросов и старался. На втором месте … У него … кл-во баллов, это тоже не плохой результат. Молодец. И 3 место присуждается.., за .. кол-во баллов. Очень хорошо. Остальные ребята так же хорошо работали.

Так скажите,  почему 13 век считается трудным временем для Руси? 

Скажите, что было сложного в нашей теме?

А что было легкого?

 

Анализировать свою деятельность

 

Отвечать на вопросы

 

Считать бонусы

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

деятельности

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Предмет: окружающий мир Класс: 4 «Д»

Предмет: окружающий мир Класс: 4 «Д»

Словесный: учебный диалог 5 мин

Словесный: учебный диалог 5 мин

Словесный: учебный диалог 10 минНа предыдущих уроках вы познакомились с историей

Словесный: учебный диалог 10 минНа предыдущих уроках вы познакомились с историей

Неве, поэтому князя так и прозвали

Неве, поэтому князя так и прозвали

VIII . Рефлексия деятельности 2 мин

VIII . Рефлексия деятельности 2 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020