Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Окружающего мира
Выполнила студентка 41 гр.
Ф.И. Шабанова Т.
Проверил: Согрина Е.Г.
Отметка:_______________
Дата: 28.02.18
Челябинск, 2018
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «Д»
Тема урока: «Трудные времена на русской земле»
Цель урока: познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра
Планируемые результаты:
• Предметные
- развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи
- научаться анализировать битвы
- познакомятся с исторической личностью Александром Невским
Пожарского.
• Личностные
- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории
- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация
Понятия: Ледовое побоище, Александр Невский
Этап урока Методы и приемы |
Хронометраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: приветствие |
2 мин |
Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси. |
Приветствовать учителя
|
Р: принимать и сохранять уч. задачу. |
II. Актуализация к деятельности и мотивация
Словесный: учебный диалог
|
5 мин. |
Нужно разгадать кроссворд по изученному материалу и записать ключевое слово.
Какое ключевое слово получилось? Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре. |
Разгадывать кроссворд
|
Л:мотивировать к новому учебному материалу. |
III. Постановка учебной задачи Определение темы и целей урока |
5 мин |
Сегодня мы будем изучать очень сложную тему, которую вы еще коснетесь более подробно в старших классах: Трудные времена на Русской земле. Мы будем с вами пользоваться учебником, проверьте, у всех ли он есть?(если у кого-то нет, то делятся с товарищами) Тема очень трудная, будьте внимательны, старайтесь быть активными, самые активны будут получать бонусы, а в конце урока вы напишете тест. |
Формулировать тему
Отвечать на вопросы. |
К: формулировать ответы; П: построить реч. высказываний |
IV. Открытие нового знания
Словесный: беседа
Словесный: учебный диалог |
10 мин |
На предыдущих уроках вы познакомились с историей Древней Руси, с крещением Руси, с такими крупными городами как Киев, Новгород. Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала. Но не все было так гладко. Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. Тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле». В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеством нападений со стороны врагов. Территории были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Тем более, в это время была феодальная раздробленность, и Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, где бы они жили. Проживали и кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они нападать на большие и богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань. Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество. В 1237 году на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый. Открываем учебник на странице 59 и читаем про себя . По ходу текста рассмотрите карту на страницу 6 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов. На чтение вам дается примерно 5 – 7 минут. Начинайте. Теперь, давайте ответим на вопросы. 1)В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания? 2)Какой город первый потерпел поражение? В каком году?(веду указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага) 3)Какой второй город был захвачен? В каком году? 4)Почему захватчики вели себя так жестоко? 5)Какой следующий город попал под осаду? 6) Какой город еще пострадал? В каком году? Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не пошел, например, в Тверь? А в какой город не пошел Хан Батый? Почему? Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь. Что же в итоге добились монголо-татары своим многолетним походом? Хорошо, но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на Русь обрушились Шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. Как мы помним, полчище Хана Батыя не пошло в какой город? Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь Александр. Битва проходила на реке Неве, поэтому князя так и прозвали Александр Невский. Шведы были застигнуты врасплох и разбиты наголову в1 5 июля 1240 года. Спустя 2 года, т.е в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем.
|
Участвовать в диалоге
Внимательно слушать Осознавать новый материал темы урока
Выдвигать свое мнение
Внимательно слушать |
Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; К.: работать в коллективе
Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; К.: работать в коллективе
П: дополнять и расширять знания;
|
V. Динамическая пауза |
2 мин |
Видеофрагмент |
Выполнять движения |
|
VI. Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: беседа |
10 мин |
У немецких рыцарей была своя стратегия ведения боя, они вставали клином. И внедрялись в ряды противника. Битва началась 5 апреля 1242 года. О том, как это происходило, мы узнаем, прочитав текст на странице 63. Читайте внимательно, чтобы ответить на вопросы. На прочитывание вам дается 5 минут. 1) Как Александр расположил Русскую армию? 2) О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас? 3) Чем закончилась битва? Верно, русская армия загнала противников на озеро, где из-за климатических условий был уже не такой прочный лед, противники потонули под тяжестью своих доспехов. Нам удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. А теперь, как я и обещала небольшой тест.( каждому ученику раздается бланк с тестом, где он кружочком отмечает правильные варианты ответа).Подпишите свои листы. Читаете задания, которых 5 и выбираете нужную – правильную букву, обводите ее в кружок. Теперь поменяйтесь своими работами с соседом по парте. Проверяем, если ответ верный, то ставите +, если нет -. Начинаем проверку.
|
Внимательно слушать монолог учителя Выделять важную информацию |
П: дополнять и расширять знания;
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
|
5 мин |
Учебник. Рубрика «Проверь себя» Устно Работа в рабочей тетради Выполните задания № 2,3
|
Работать по заданию
Работать
по рабочей тетради |
П: построить усн. высказываний;
|
VIII. Рефлексия деятельности
|
2 мин |
Давайте подведем итоги урока.
Теперь сосчитайте кол-во плюсов и напишите внизу бланка. За урок вы получали бонусы. Возьмите обратно свои работы и рядом с баллом за тест напишите кол-во бонусов. Посчитайте сумму и скажите мне ее, когда я назову вашу фамилию. ( запись баллов) На уроке самый большой балл получил …, он отвечал на большое кол-во вопросов и старался. На втором месте … У него … кл-во баллов, это тоже не плохой результат. Молодец. И 3 место присуждается.., за .. кол-во баллов. Очень хорошо. Остальные ребята так же хорошо работали. Так скажите, почему 13 век считается трудным временем для Руси? Скажите, что было сложного в нашей теме? А что было легкого?
|
Анализировать свою деятельность
Отвечать на вопросы
Считать бонусы |
П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.