Педагогические цели: Способствовать развитию умения писать буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слов, ознакомлению с правописанием словарного слова малина; создать условия для запоминания правописания непроверяемых слов
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты : (предметные) Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Овладевают умением проверять написанное
Личностные результаты: Воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной литературы; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих
Основное содержание темы, понятия и термины : Словарные слова. Слово с непроверяемым написанием малина
Ход урока
1.Организационный момент.
– Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку
- Встали прямо, красиво. Небольшая разминка. Проверим, как вы настроились на урок.
- Я читаю высказывание, а вы, если оно «верное», хлопаете один раз, а если оно «ложное», соблюдаете тишину.
- В алфавите 10 букв обозначающих гласные звуки.
- В русском языке 6 гласных звуков.
- Слово язык нельзя перенести.
- Гласный звук образует слог..
- В слове письмо ударение падает на первый слог.
-Почему не хлопали в последнем высказывании?.
- А какую букву надо писать?
- А почему вы так решили?
- Молодцы. Оказывается при написании гласных букв надо быть очень внимательными.
- Что мы соблюдали, когда я произнесла последнее высказывание? (Тишину)
- Где нужно соблюдать тишину? ( В лесу)
- Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (Вы можете вспугнуть птицу из гнезда. Многие животные выводят потомство, шум вспугнет их. Когда в лесу шумят, кричат, слушают музыку все это нарушает привычный образ жизни животных.)
- Конечно, даже эта, казалось бы небольшая шалость, может привести к нарушению экологического равновесия. Не случайно 2017 год в России объявлен годом …. (Экологии)
- И сегодня мы отправимся в лес. Дорога предстоит нелегкая. Вспомните русского писателя, который любил природу и примечал в лесу каждую травинку, каждую паутинку (Михаил Михайлович Пришвин)
- Куда он записывал свои наблюдения?
- Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия. Откройте свои записные книжки. Чтобы написать в них число красиво и аккуратно, мы должны подготовить свои пальчики.
Зарядка для рук
2. Чистописание. Сообщение темы урока.
- Продолжим работу над нашим почерком. Урок русского языка начинаем с… (Чистописания)
-Пропишите соединения следующих букв Аа, Оо, Ее, Ии, Яя. (письмо букв в тетрадях)
- Почему мы прописали эти буквы, чем они интересны? (Это гласные, которые нужно проверять)
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы А, О, Е, И, Я!
- Как будем поступать, если эти буквы вызывают у нас сомнения?
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
- Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О безударных гласных)
3. Работа по теме урока
(Звучит тихая музыка.)
О люди, мыслю я: у всех
У нас есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, леса, луга и реки.
-Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес и журчащий ручеек, пробегающий в нем. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес - это наряд нашей Земли. Лес - это грибы и вкусные ягоды. Лес - это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными и птицами, обитающими там.
-Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу.
Подготовленный ученик:
Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красивым стволом.
Высятся, точно колонны, рядами
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина.
- Вот мы и в лесу. Приготовьтесь записать в свою записную книгу, кого же мы встретим.
(Плакат – лес, отгадываются загадки, прикрепляются изображения животных)
Он всю зиму в
шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной. ( Медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса,
Кто же это? (Лиса.)
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком. (Заяц.)
И в лесу
заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и ( Совы. -в ед. числе сова)
-Какие слова записали? ( Медведь, лиса, заяц, сова.)
- На какие группы можно разделить эти слова? (Слова с проверяемой безударной гласной и непроверяемой безударной гласной)
- Как же быть, если мы не можем проверить написание слова? (Посмотреть в словаре)
- Каким словарем мы воспользуемся? (Орфографическим)
- Какие еще словари вы знаете? Для чего они необходимы? (Толковый, этимологический)
- Ой, посмотрите, что-то случилось, чем-то обеспокоен зайчишка наш. Встанем и посмотрим, что произошло.
4. Физкультминутка
У оленя дом большой
5. Продолжение работы по теме урока
- Что приключилось с нашим зайчишкой? (Он убегал от охотника)
- Кто помог зайчику? (Олень)
- Какая орфограмма в слове олень?
- Можем ли мы ее проверить?
- Как нам узнать, с какой буквой писать это слово?
- Как расположены слова в словаре?
(Два ученика ищут слово в словаре)
- В лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес - это дом. А некоторые истребляют животных умышленно. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими. В нашей стране принят закон об охране животных и растений мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу.
- Почему красная книга? (Красный цвет - это сигнал опасности. Он как бы предупреждает всех людей: "Растения и животные в беде! Помогите им!")
6. Работа по развитию речи.
- Рассмотрите обитателей нашей полянки. Кому нужно уходить и почему? (Медведю. Он впадает осенью в спячку.)
Медведь – один из самых грозных хищников в дикой природе. Медведи – единственные хищники, которые питаются растениями. Из-за этого у них разные зубы: одни предназначены для мяса, а другие – для травы.
Важно! Медведи очень редко нападают на человека. Люди для них – совершенно непонятные звери. Нужно запомнить, что они всегда отвечают на проявление любой агрессии и защищают свою территорию.
Медведи – одни из самых востребованных животных планеты, ведь в каждой семье найдется хоть одна плюшевая игрушка. Эти животные, оказывается, в большинстве своем миролюбивые. С каждым годом их становится всё меньше. Берегите фауну нашей планеты!
- Составьте предложение про медведя.
- Запишите его.
- Найдем грамматическую основу предложения.
- Дайте характеристику этому предложению.
7. Работа по учебнику.
- Я знаю, что нужно медвежонку! Ему хочется получить своё любимое лакомство. А какое, вы узнаете из упражнения 168 страница 106.
Чтение текста упражнения.
- Как бы Вы озаглавили это стихотворение?
- Найдите в предложениях однокоренные слова.
- Будут ли однокоренными слова малиновка и малина?
- Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Каким же лакомством мы будем кормить медвежонка?
- Малина не просто лакомство, это наше новое словарное слово. Откройте словари. Запишите это слово, поставьте ударение подчеркните орфограмму.
- Мы никогда не допустим ошибку, если будем помнить этимологию слова «малина».
Подготовленный ученик:
8. Рефлексия
- Если Вам урок понравился, Вам все было понятно, все получилось, положите в корзину медвежонку красную малинку.
Если все было хорошо, но вы немного ошибались – бледно-розовую.
Если эта тема вам пока не понятна, с заданиями урока Вы не справились – зеленую.
9. Итог урока
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что будем делать, если нам в слове встретится безударная гласная непроверяемая ударением?
Домашнее задание
1) Стр. 107, упр. 170
2) Выписать из словаря 10 слов с непроверяемой гласной на тему «Растения леса».
3) Сочинить сказку про лес используя словарные слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.