ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Развитие моторики руки» для подготовки к обучению будущих первоклассников разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г.) с изменениями,
· основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 6» г. Брянска:
· учебного плана МБОУ «Гимназия № 6» на 2019-2020 учебный год;
· положения о рабочей программе учебного предмета, курса.
В соответствии с учебным планом на учебный предмет «Развитие моторики руки» отводится 34 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради
в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания
Подготовка руки к письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3
- 7 минут.
Графические упражнения. Штриховка
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
· Штриховать только в заданном направлении.
· Не выходить за контуры фигуры.
· Соблюдать параллельность линий.
· Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Вырезывание ножницами
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при
сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Занятия по развитию мелкой моторики проводятся на протяжении всего периода функционирования «Субботней школы развития детей 5-6-летнего возраста».
В течение этого времени ведётся работа:
- по развитию у детей сложнокоординированных движений руки, кисти, пальцев;
- по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторных координаций и зрительной памяти;
- по формированию и развитию пространственного восприятия;
- по формированию зрительно-пространственных интеграций.
Это позволяет педагогу определить «факторы риска» в развитии школьно-значимых функций и разработать комплекс индивидуальных занятий для каждого ребёнка.
На занятиях по данному курсу наряду с развитием мелкой моторики у детей формируются навыки учебной деятельности:
- внимательно слушать;
- действовать по предложенному плану;
- самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу;
- пользоваться как краткой так и полной формой ответа;
- дополнять высказывания;
- правильно оценивать результаты своей деятельности.
Занятия по развитию мелкой моторики строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ребёнка положительных качеств, воспитанием любви к
различным видам искусства, развитием художественного вкуса, воспитанием организованности, аккуратности и желания работать в группах.
Программа включает овладение детьми простейшими способами и приёмами работы с различными материалами (бумага, пластилин, природные материалы и др.), занятия рисованием, штриховкой, письмом простейших элементов, имеет направленность на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание.
Учитель сам решает, какие приёмы и методы применить на занятии, какую выбрать форму организации и обучения для успешного развития мелкой моторики руки, активности и самостоятельности детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
В мире волшебных красок |
1 |
2 |
Красота осенней природы. Рисунок с натуры |
1 |
3 |
Изготовление изделий из бумаги сгибанием |
1 |
4 |
Изготовление изделий с одной осью симметрии |
1 |
5 |
Лепка из куска пластилина геометрических фигур |
1 |
6 |
Лепка из пластилина овощей и фруктов |
1 |
7 |
Дорисуй узоры |
1 |
8 |
Бесконечный орнамент. Дорисуй узоры и раскрась закладки |
1 |
9 |
Разные виды окрашивания (набрызгивание, пятнами, сплошное) |
1 |
10 |
Разметка с помощью шаблонов, резание бумаги ножницами |
1 |
11 |
Составление сюжетной композиции, располагая предметы на одной линии, на всём листе. |
1 |
12 |
Изготовление изделий из полосок бумаги склеиванием (медуза) |
1 |
13 |
Декоративная работа. Аппликация пластилином на бумаге. |
1 |
14 |
Декоративная работа с элементами графики |
1 |
15 |
Знакомство с тетрадью, разлиновкой. Упражнения в обводке и штриховке |
1 |
16 |
Письмо прямых линий сверху вниз и слева направо |
1 |
17 |
Прямая наклонная линия (короткая и длинная) |
1 |
18 |
Прямая линия с закруглением внизу и вверху. |
1 |
19 |
Элементы узора предметов декоративно-прикладного искусства. |
1 |
20 |
Самостоятельное составление узора |
1 |
21 |
Рисование с натуры. Моя любимая игрушка |
1 |
22 |
«Чудо-платье»- самостоятельное составление узора из растительных элементов для платья куклы. |
1 |
23 |
Длинная линия с петлей. |
1 |
24 |
Длинная линия с петлей. |
1 |
25 |
Овал, полуовал |
1 |
26 |
Овал, полуовал |
1 |
27 |
Декоративная лепка. Иллюстрирование русской народной сказки. |
1 |
28 |
Лепка птиц по типу народных игрушек. |
1 |
29 |
Лепка животных по типу народных игрушек. |
1 |
30 |
Лепка посуды по типу народных игрушек. |
1 |
31 |
«Красота вокруг нас» - нарисуй и раскрась бабочку. |
1 |
32 |
Упражнения в обводке и штриховке |
1 |
33 |
Лепка посуды из куска пластилина ленточным способом |
1 |
34 |
Рисование на свободную тему |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.