ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Основы языковой и речевой культуры» для подготовки к обучению будущих первоклассников разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г.) с изменениями,
· основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 6» г. Брянска:
· учебного плана МБОУ «Гимназия № 6» на 2019-2020 учебный год;
· положения о рабочей программе учебного предмета, курса.
В соответствии с учебным планом на учебный предмет «Основы языковой и речевой культуры» отводится 34 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Результаты освоения программы:
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы
Предметные результаты
Ребенок научится:
• распознавать первый звук в словах;
• внимательно слушать литературные произведения;
• называть персонажей, основные события;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
• пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
• составлять элементарный рассказ по серии картинок;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• использовать принятые нормы вежливого речевого общения.
Ребенок получит возможность научиться:
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
• различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
• различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Обучение грамоте», «Развитие речи»
1.Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2.Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3.Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные зауки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4.Обучение звуко – слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка.
Гласные и согласные звуки. Место звука в слове.
Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией.
Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения.
Передача настроения в интонации при чтении.
Использование слов в прямом и переносном значении.
Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков.
Восстановление событий сказки по ее началу.
Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности
Диалог.
Мимика, жесты.
Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам.
Работа со словарем
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство. Знак 1 («Я»). |
1 |
2 |
Рассказ о себе и о своей семье. |
1 |
3 |
Для чего нужна речь? |
1 |
4 |
Речь – средство передачи мыслей и чувств. |
1 |
5 |
Ежели вы вежливы. |
1 |
6 |
Устная и письменная речь. |
1 |
7 |
Составление устного рассказа с опорной на картинку. |
1 |
8 |
Предложение. |
1 |
9 |
Составление предложений на заданную тему. |
1 |
10 |
Предложение и слово. Знак 2 («Хор») |
1 |
11 |
Предложение и слово. Составление предложений по сюжетной картине. |
1 |
12 |
Предложение и слово. Составление предложений по сюжетной картине. |
1 |
13 |
Слог, ударение. |
1 |
14 |
Слог, ударение. Логические упражнения. |
1 |
15 |
Звук в речи. |
1 |
16 |
Пересказ. |
1 |
17 |
Гласные и согласные звуки. |
1 |
18 |
Принципы интонирования слова. |
1 |
19 |
Окраска (тембр) голоса. |
1 |
20 |
Темп речи. |
1 |
21 |
Помощник устной речи (мимика, жесты). |
1 |
22 |
Громкость, как свойство устной речи. |
1 |
23 |
Малые жанры устного народного творчества. |
1 |
24 |
Сочиним загадку. |
1 |
25 |
Сравнение и описание предметов. |
1 |
26 |
Составление описательного рассказа на тему: «Моя любимая игрушка». |
1 |
27 |
Дифференциация согласных звуков по звонкости – глухости. |
1 |
28 |
Как надо и как не надо спорить. |
1 |
29 |
Адрессованность, понятность сообщения. |
1 |
30 |
Как правильно задать вопрос? Введение знака «?». |
1 |
31 |
Придумывание сказки на заданную тему. |
1 |
32 |
Придумывание сказки на заданную тему. |
1 |
33 |
Тестирование по курсу «Основы языковой и речевой культуры». |
1 |
34 |
Тестирование по курсу «Основы языковой и речевой культуры». |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.