Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком. – 280 с.
1) Что такое методология? С каких оснований характеризуется методология?
Методология – это учение об организации деятельности. Предмет методологии – организация деятельности.
Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой. Только в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии.
Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой.
Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы. Процесс осуществления деятельности рассматривается в рамках проекта, реализуемого в определенной временнóй последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:
– фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы – научная гипотеза как модель создаваемой системы нового научного знания – и план ее реализации;
– технологическая фаза, результатом которой является реализация системы, то есть, проверка гипотезы;
– рефлексивная фаза, результатом которой является оценка построенной системы нового научного знания и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо
Схема методологии научного исследования:
1. Характеристики научной деятельности:
· особенности,
· принципы,
· условия,
· нормы научной деятельности;
2. Логическая структура научной деятельности:
· субъект,
· объект,
· предмет,
· формы,
· средства,
· методы,
· результат научной деятельности;
3. Временнáя структура научной деятельности:
· фазы,
· стадии,
· этапы научной деятельности.
Основанием называется достаточное условие для чего-либо: бытия, познания, мысли, деятельности.
Рассматривая методологию как учение об организации деятельности, можно выделить следующие основания современной методологии, в том числе, методологии науки:
1. Философско-психологическая теория деятельности. Методология обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельности.
2. Системный анализ (системотехника) – учение о системе методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем.
3. Науковедение, теория науки. Методология как учение об организации деятельности, естественно, опирается на научное знание. В первую очередь, к методологии имеют отношение такие разделы науковедения, как гносеология (теория познания) и семиотика (наука о знаках).
4. Этика деятельности. Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-либо утвержденных кодексов, официальных требований и т.д. Они существуют и могут рассматриваться в двух аспектах – как внутренние (в сообществе ученых) этические нормы и как внешние – как социальная ответственность ученых за свои действия и их последствия
5. Эстетика деятельности. Специфика и функции, если обозначить их в самом общем виде, заключаются в том, что она является сферой свободного самовыражения субъекта в его отношении к миру. Эстетическая деятельность имеет предметно-духовный характер. Ее предметом может стать любой объект действительности, доступный непосредственному восприятию или представлению. Это могут быть художественные произведения, содержащие специально заложенную в них эстетическую информацию; продукты целесообразной деятельности, утилитарному назначению которых сопутствует их эстетическая ценность; природные явления, выделенные из естественного ряда благодаря тому, что к их упорядочению коснулась рука человека, и уже вошедшие в контекст эстетической культуры. Предметом эстетической деятельности могут стать и явления эстетически нейтральные, ценность которых актуализируется или утверждаются в процессе самой деятельности. Сферой особого интереса эстетической деятельности всегда был и остается мир человека: общественно-исторический процесс, общественная жизнь людей, их поведение и внутренний, духовный мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.