Урок гражданственности Донбасса №2
1 класс
Тема. Тайна названий улиц родного города
Цель: познакомить с историей родного города, развивать умение ориентироваться в городской обстановке, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
· Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
· Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.
· Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
· Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт; формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.
· Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах общения и поведения при работе в группе.
Осваиваемые понятия: Мой город – это моя малая родина.
Оборудование: карта Донбасса, карточки, компьютер.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
На соседа посмотрите,
Руку вы ему пожмите,
И присядьте поскорей.
- Что значит «урок пойдет нам впрок»?
- Как вы это понимаете?
- Для чего вы пришли на урок? (получить новые знания, учиться…)
- Что значит учиться?
- Учеба – это работа, значит, чтобы получить новые знания придется потрудиться.
- С каким настроением начнем урок, чтобы работа была успешной?
2. Актуализация знаний
- От чего зависит прочность наших знаний?
- Вспомним, что изучили на прошлом уроке?
1) Выполнение заданий в парах
Раздаются конверты, в которых лежат карточки со словами, из которых нужно составить поговорку: « ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА».
· Что у вас получилось?
· Как вы понимаете эту поговорку?
· Кто объяснит смысл?
2)Работа с пословицами
Дети читают на доске пословицы.
Своя земля и в горсти мила.
На чужой земле и весна не красна.
- Как вы понимаете значение этих пословиц?
- Что значит своя сторона? (Место, где ты родился.)
- Какой наш с вами город родной?
- А вы хорошо знаете свой город? Почему наш город так называется? Кто были первые жители? Давно ли появился наш город?
У нас на доске карта Донбасса. Давайте найдём город Шахтёрск и прикрепим флажок.
- Как называют людей, которые живут в этом городе? (шахтёрцы)
- Как называется край, в котором мы живем?
- Ребята, а что же мы будем считать своей стороной?
- Какие еще пословицы и поговорки о родном крае вы знаете?
3.Определение темы урока
- На какой улице вы живете?
- Почему ваша улица так называется?
- Сколько улиц вы назвали, и все они называются по – разному.
- И сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос
«Почему наши улицы так называются?»
- Вы прочитали тему нашего урока.
- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Я открою вам секрет, сегодня мы будем с вами путешественниками, юными исследователями и даже побываем в роли экскурсовода. Я посмотрю насколько вы дружные, активные и умеете принимать единое решение?
Физминутка
- Давайте отдохнём.
(На доске изображение журавля.)
- А почему к нам прилетел сегодня журавль? (предположения ребят).
- Поможет нам в этом разобраться наш следующий исследователь.
Сообщение ученика
Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит своё гнёздо рядом с жилищем человека. Это пример любви и верности родному дому.
ФИЗМИНУТКА
Жура – жура - журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
- Почему вожак решил остановиться именно здесь? Что он увидел? (Ответы детей)
4. Первичное усвоение новых знаний
У поэта Михаила Матусовского есть хорошие слова:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается ….
- С улицы, которая имеет своё рождение
Мы любим свою Родину в большом смысле этого слова. Но у каждого из нас есть малая родина. Это …,… (дом, улица, на которой выживете) и каждая улица имеет своё рождение.
- А как рождались названия улиц?
Ответить на этот вопрос поможет нам небольшая экскурсия по улицам, на которых вы живёте. Как называются эти улицы?
Настало время побывать в роли экскурсовода.
(у доски плакат: «Я люблю мой город»)
Дети по очереди подходят к плакату с карточкой сердечком, говорят название своей улицы и прикрепляют сердечко на плакат.
Физминутка
Посмотри направо – улица Расковой.
Посмотри налево – улица Гастелло.
Посмотри вперед – улица Чкалова.
Посмотри назад – переулок Ермака.
- Посмотрите еще раз на названия улиц, знакомы они вам? Большая часть улиц, на которых вы живёте, носят имена знаменитых людей. И три из них носят имена знаменитых лётчиков. Не так давно мы отмечали 70-летие Великой Победы. Многие герои отдали свои жизни ради неё. Среди них Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова - первая женщина в СССР, совершившая подвиг, который прославил всю страну. В качестве штурмана самолета АИР-12, она принимала участие при установлении мирового рекорда на самый большой по протяженности полет. Год спустя, ее биография пополнилась сразу двумя мировыми рекордами по дальности полета на гидросамолете МП-1. Когда началась ВОВ М. Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины. В конце октября 1941 г, по приказу НКО СССР, в г. Энгельс, Расковой была сформирована авиагруппа, состоящая из трех женских авиаполков: Пе-2 бомбардировочного, Як-1 истребительного и По-2 ночного бомбардировочного, носившего неофициальное прозвище у немцев «Ночные ведьмы». Именно этими бесстрашными летчицами и была назначена руководить Марина Михайловна, которой к тому времени присвоили звание «майор».
Имя Марины Михайловны Расковой носит улица, на которой расположена наша школа.
5. Включение в систему знаний и повторение
- Встаньте, пожалуйста, кто получил задание заранее. Это наши исследователи-экскурсоводы. Они расскажут о героях-лётчиках, чьими именами названы их улицы.
Валерий Чкалов
Советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.
Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.
За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
Николай Францевич Гастелло
Был советским военным летчиком, участником трех битв, командиром второй эскадрильи. Погиб в момент военного вылета. Гастелло - Герой Советского Союза. Данное звание присуждено Николаю Францевичу посмертно.
В 1941 году, а именно 26 июня, во главе с капитаном Николаем Францевичем в составе с лейтенантом Г. Н. Скоробогатым, А. А. Бурденюком и со старшим сержантом А. А. Калинином на самолете ДБ-3Ф был совершен вылет для того, чтобы произвести бомбовый удар по немецкой механизированной веренице на пути Молодечно-Радошковичи. Вылет состоялся вместе со звеном из 2-х бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии машина Николая Францевича была подстрелена. Неприятельский снаряд нанес повреждение топливному баку. Николай устремил горящий самолет в центр механизированной колонны противника. Подвиг Гастелло (кратко) заключался в проведении огненного тарана. Все члены экипажа погибли.
- Мы должны хорошо знать историю своей родного края, любить его, ведь все это необходимо для счастливой жизни человека. И очень хорошо, что мы не забываем о своих истоках, чтим память и своих героев, и знаменитых людей, и никому неизвестных тружеников, чьи имена и дела прославляют наш край, нашу Родину.
Чтение учителем стихотворения
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор.…
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- У каждого свой дом, который ему дорог. Все запомнили, на какой улице находится ваш дом?
- Почему эти улицы так называются? Найдите вместе с родителями эту информацию и поделитесь ею с нами. И все мы станем богаче знаниями о своём городе, и будем любить его ещё больше.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Какие цели ставили? Мы их достигли?
- Трудно было получать новые знания?
- В чем возникло затруднение?
- Что особенно запомнилось?
- Подумайте каждый и определитесь, как бы вы закончили предложение и поднимите соответствующий прямоугольник.
Своей работой на уроке я ….
доволен – красный
не совсем доволен – синий
не доволен, потому что …. – зеленый
- Я согласна с вашим мнением. Вы мне очень помогли на уроке – новое знание мы открывали вместе, потому что я, задавая вам вопросы, опиралась на ваши знания и информацию наших исследователей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.