1. Методическая разработка по развитию речи: НОД «Путешествие в сказочную страну»

  • docx
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Конспект по развитию речи с применением метода сказкотерапии по теме «Путешествие в сказочную страну»

Цель исследования: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через применение сказкотерапии.

Программа: «От рождения до школы.» Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое, испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.

Возрастная группа: средний возраст

Тема: путешествие в сказочную страну

Цель: развитие связной речи у детей посредством сказкотерапии

Задачи:

Обучающие:

- учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок;

- расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки и эмоциональные состояния, связанные с ними.

Развивающие:

- развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение;  

 - развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения;

- развивать память, внимание, логику

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, навыки сотрудничества.

Задачи по речевому развитию детей:

- развитие количественного и качественного словаря детей;

- расширение словарного запаса детей;

- закрепление в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки;

- развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказок;

- развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам;

- развитие монологической речи через умение выразить свое мнение по содержанию сказки;

- развитие грамматически правильной речи.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое

Оборудование и дидактический материал: презентация «Отгадай загадки», аудиозапись волшебной музыки, конверт с письмом, клубочек, иллюстрации к сказкам, мольберт, ковер самолет, проектор, ноутбук.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Домик», чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вводная часть (время)

Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на своем столе я

обнаружила очень странное письмо. Вы никого в группе подозрительного не видели? Кто же его оставил? Давайте прочитаем.

 

- Ой! Его написали герои сказочной страны. Они пишут, что у

них случилась большая беда, злой волшебник заколдовал

их сказочное королевство, и чтобы его расколдовать, нужно выполнить

задания.

- А чтобы выполнить задания и попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. Ребята, а вы любите сказки? А много ли сказок вы

знаете?

-Вы согласны отправится со мной на помощь сказочным героям?

 

 

-Здравствуйте! Нет, никого не видели.

 

 

 

 

- Да, мы очень любим сказки. Мы знаем много сказок.

 

- Да!

Основной этап

Содержательный (деятельностный) этап

- Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда

пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться?

- Какие средства передвижения бывают в сказках?

- В письме лежал ещё вот такой клубочек, с помощью его тоже можно

добраться до сказочного королевства. Ну что, в путь!

- Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

- Вот мы и в сказочной стране.

(Звучит волшебная музыка)

-Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Давайте узнаем, кто же здесь живет?

Пальчиковая гимнастика «Домик»:

«На поляне теремок, (ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок (поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочередно).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони).

Открывайте! (широко развести руки в стороны).

Я ваш друг!» (ладони сомкнуть одна поперек другой).

(После выполнения упражнения из домика появляются картинки

со сказками)

-Посмотрите внимательно, какие сказки живут в этом домике?

- А вот и герои этих сказок, злой волшебник заколдовал их, и они не знают, в какой сказке живут. Ребята, надо помочь им найти свою сказку.

Д\И «Из какой сказки этот герой».

Какие герои сказки? Почему вы так считаете?

1. Лисичка-сестричка и серый волк.

2. Жихарка.

3. Сетрица Аленушка и братец Иванушка.

- Молодцы, дети! Хорошо справились с заданием.

Впереди нас ждут новые сказочные испытания, которые нам приготовил злой волшебник.

(воспитатель бросает клубочек к стульям перед экраном)

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

- Дети, клубочек привел нас к следующему заданию. Присаживаемся на стулья.

(На проекторе появляются слайды с сюжетами сказок)

- Нам нужно по иллюстрациям рассказать сказку «Петушок и бобовое

зернышко». Кто начнет?

- Дети, вы молодцы, отлично справились с заданием. У волшебника не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше.

(Воспитатель бросает клубочек, он катиться на коврик).

- А теперь отдохнем на поляне и вспомним, как вели себя персонажи в разных сказках и что с ними случилось.

Игра – пантомима.

1. Из какой сказки эти слова:

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?»

- Правильно «Три поросенка».

- Скажите, какие были поросята в этой сказке?

-Давайте покажем, какими трусливыми были поросята.

-А какой был волк?

-Давайте покажем его.

- Дети, послушайте отрывок из следующей сказки:

-Проголодалась лиса, идет по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли чем-нибудь поживиться. Видит она: везёт мужик на санях мёрзлую рыбу,а затем притворилась неживой. Назовите сказку?

- Правильно! Давайте изобразим лису

- Молодцы, вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране, выполнять задания, которые приготовил нам злой волшебник

(бросают клубочек к столу с ноутбуком).

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Нас ждет последнее задание.

- Дети, если мы будем правильно выполнять задание, то на экране будет появляться картинка из сказки.

(На экране появляются вопросы – при правильном ответе детей появляется иллюстрация из сказки)

(Презентация «Вопросы на слайдах по сказкам»).

- Как называется эта сказка?

- Сказка про девочку, которая шла через лес в

гости, с гостинцами.

- Как называется сказка?

-Кого встретила Красная шапочка в лесу?

- А эта сказка как называется?

- Бродячие артисты, они ловки и быстры. Известны их таланты: Певцы и музыканты.

-Назовите всех героев этой сказки?

- Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились.

-В сказочной стране часто происходят чудеса. Вот и сейчас, пока мы с

вами творили добрые дела, колдовство почти разрушилось. Давайте

вспомним, кто же обидел сказочных героев? А чтобы колдовство разрушилось до конца, давайте сделаем его добрым!

-Я думаю, что мы сможем с этим справиться, вы поможете мне? Какого

цвета шляпа у злых волшебников?

-А я, предлагаю раскрасить ее в радостные цвета, и злой волшебник

превратится в доброго волшебника, и мы спасём всех жителей сказочной страны. (дети раскрашивают шляпу волшебника под музыку)

Самостоятельная работа детей. (Комментирование работы).

-Ребята, на сегодня наши добрые дела в сказочной стране закончились,

и сказочные герои в благодарность прислали нам ковер самолет, давайте пройдем на него все вместе. Попрощаемся со всеми и вернемся в детский сад на ковре-самолете.

-Садитесь на ковер поудобнее и закрывайте глаза.

(Под музыку проводится релаксационное упражнение «Ковер-самолет»).

Релаксационное упражнение: «Ковёр-самолёт».

«Мы садимся на волшебный ковёр-самолёт; ковёр плавно и медленно

поднимается, несёт нас по небу, тихонько покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает нас, все отдыхают...

Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра...Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

 

 

 

 

- Печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

Дети называют, с какой сказки иллюстрация

 

 

Дети берут иллюстрации с героем и определяют, из какой он сказки и характеризуют его

 

 

 

 

 

 

 

Дети по очереди выходят к доске и по мнемотаблице рассказывают сказку.

 

 

 

Дети показывают мимикой сказочных героев

 

 

- Три поросенка. Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

- Лисичка сестричка и волк

 

Дети изображают походку лисы как она шла к

дороге и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

- Красная шапочка. Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

- Бременские музыканты. Далее отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

- Злой волшебник.

- Да! Серые и черные.

 

Дети раскрашивают шляпу волшебника под музыку. Воспитатель помогает детям, если возникли сложности.

 

 

 

 

Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу.

Заключительный этап

 - Мы вернулись в детский сад! Присаживаемся на стульчики.

- Дети, вы сегодня решали интересные и сложные задания Злого волшебника.

-Вам понравилось наше путешествие?

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Кто запутал все дорожки? (Злой волшебник)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

- Какие задания показались самыми трудными?

- А сейчас на память о волшебном путешествии каждый из

вас получит какой-то волшебный предмет. Теперь вы немножко волшебники! И с каждым добрым делом ваша сила будет возрастать. До новой встречи!

 

 

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

- До свидания!