Методические рекомендации к проведению урока
Тема: Способы задания зависимостей между величинами: аналитический (с помощью формулы).
Цели обучения:
6.5.2.5
решать задачи на зависимость между величинами;
6.5.2.6
знать способы задания зависимостей между величинами.
Критерии оценивания:
Учащийся достиг цели урока, если
ü умеет определять независимую величину в формуле зависимости;
ü умеет определять зависимую величину в формуле зависимости;
ü строит формулу, устанавливающую зависимость между переменными, по заданным парам значений величин.
Актуализация знаний
Кто - то стёр с доски часть формулы. Восстановите, пожалуйста, запись и «расшифруйте формулу»:
· Vсобст = (Vпо теч + ? ) : 2
· S = ? · tвстр
· V=a·b·?
Объявление темы урока Способы задания зависимостей между величинами: аналитический (с помощью формулы).
Презентация о зависимостях между величинами. Работа с презентацией.
Обзор способов задания зависимостей между величинами
Задание
№1-работа по таблице
табличный способ задания зависимости
В таблице приведены сведения о производстве зерна в Казахстане за последние
пять лет.
1. В каком году было собрано меньше всего зерна?
2. В каком году было собрано больше всего зерна?
3. На сколько млн т зерна в 2014г было собрано больше, чем в 2015г ?
Задание
№2 – работа с формулой
аналитический способ задания зависимости (формулой)
Дана
формула S .
Какая
переменная является независимой, а какая зависимой? Какие значения может
принимать r ? Найдите значение S,
если r = 1,1; а
Задание
№3 – работа со схемой
описательный способ задания зависимости
Количество попадающих в организм человека бактерий
удваивается каждую секунду.
Подсчитайте, какое потомство может дать одна бактерия через 7 секунд.
Задание №4 – работа с
графиком
графический способ задания зависимости
На графике показана зависимость числа поражённых венечных артерий от числа выкуренных за год пачек сигарет. По горизонтали указывается число пачек сигарет, по вертикали – число поражённых венечных артерий. Определите по графику, сколько артерий будет поражено, если человек выкуривает за год 45 пачек сигарет.
Способы задания зависимости между величинами:
1. С помощью таблицы. При этом способе приводится таблица, в которой указаны значения зависимой величины для конечного множества значений независимой величины.
2. Аналитически. Зависимость задаётся формулой.
3. Графически. Зависимость задаётся с помощью графика.
4. Словесное описание. Правило задания зависимости описывается словами.
Слайд 10 – итоговое задание
Автомобиль, двигаясь с постоянной скоростью 70 км/ч , за
t часов проходит путь S км.
1. Задайте зависимость пути от времени аналитически.
2. Составьте таблицу значений .
3. Постройте график этой зависимости.
4. С помощью графика найдите значение S, если t = 1,5 ч.
Закрепление
Теперь о зависимостях между величинами, выраженных формулами.
Вообще зависимости, в которых одна из величин является произведением двух других, часто встречаются в жизни. В таблице приведены лишь некоторые примеры таких величин:
Произведение |
Множитель |
Множитель |
Формула |
Путь(S) |
Скорость(v) |
Время (t) |
|
Работа (A) |
Производительность (w) |
Время (t) |
|
Стоимость (C) |
Цена (a) |
Количество товара(n) |
|
Площадь прямоугольника (S) |
Длина (a) |
Ширина (b) |
|
Масса вещества (m) |
Плотность
( |
Объем (V) |
|
Масса вещества в растворе (m) |
Концентрация
( |
Масса раствора(M) |
|
Вопрос:
какое общее свойство зависимостей между собой можно
записать? (подвести к ответу ,
где a, b
и с – это некоторые переменные величины. Полученную обобщённую формулу называют
формулой произведения).
Обратите внимание! Существенная особенность формул, описывающих взаимосвязь между величинами: единицы измерения входящих в нее величин должны быть согласованы между собой!
Чтобы избежать ошибок в применении формул, можно пользоваться любопытной арифметической связью между единицами измерения – их важно «перемножать» и «делить» по тем же правилам, что и числовые дроби. При этом знак косой черты нужно понимать как черту дроби.
Попробуйте закончить мою работу:
Естественно, не все зависимости между величинами описываются формулой произведения.
Например,
периметр прямоугольника равен удвоенной сумме его сторон:
Работа по парам:
№133 (по учебнику Математика. 6 класс.Ч.2. Дорофеев, Петерсон_2010)
Запиши формулу, устанавливающую зависимость:
1) числа n купленных тетрадей от их цены a, если стоимость всей покупки равна 600 тенге;
2) времени t набора рукописи на компьютере от производительности w, если в рукописи 240 страниц;
3) массы m соли в растворе от массы М раствора, если концентрация раствора 30%.
( защита результатов работы может быть у доски каждой парой или учитель, проверив работы, объявляет самую успешную пару)
Работа в группах (по три ученика, для обсуждения и анализа):
№135
Прочитай
формулу одновременного движения: . Что
обозначают входящие в нее компоненты? Перепиши эту формулу для случаев
встречного движения и движения вдогонку, выразив
через скорости
и
движущихся
объектов (
>
).
По каждой из полученных формул вычислите:
1)
если
= 36км/ч,
=14
км/ч,
= 0.5 ч;
2)
, если
=
30 км,
= 18 км/ч,
=12
км/ч;
3)
, если
=
120 км,
= 1.5 ч,
=20
км/ч
( защита результатов работы должна быть у доски)
Формативное оценивание (если останется время на уроке).
Уровень
А:
Что общего у формул: ;
;
;
;
;
;
?
Уровень В: Какая формула может быть «лишней»:
;
;
;
;
;
?
Уровень С: Придумай свои примеры таких формул из жизни.
Домашняя работа: по учебнику Математика. 6 класс.Ч.2. Дорофеев, Петерсон_2010
№137
Запиши известные тебе формулы зависимостей величин, описывающие 1) движение по реке; 2)процентное отношение чисел; 3)простой процентный рост; 4) сложный процентный рост. Вырази из этих формул(где это возможно) значения всех входящих в них величин.
№138
При отправлении телеграммы оплата производится так: за подачу телеграммы оплачивается 18 российских рублей и дополнительно за каждое слово – 1,1 рубля. Построй формулу зависимости стоимости С телеграммы от числа n слов в ней.
В конце урока учащиеся проводят рефлексию(отмечают одну версию ответа):
На уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок мне показался |
коротким / длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Домашнее задание |
интересно / скучно легкое / трудное |
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий формативной работы и работы по парам и группам, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся.
Необходимо проанализировать методы и приемы формативного оценивания, которые были использованы на уроке.
Результаты формативного оценивания на каждом этапе урока должно быть быть озвучено
учителем для создания атмосферы прогресса и стимула работы учащихся на уроке.
Использовать физминку после работы по парам
Список полезных ссылок и литературы
1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс.Ч.2. Учебник в 3 частях. – 2-е изд., перераб. – М. «Просвещение», 2010; Ч. 2 – 128 с.
2. Yaklass.ru
3. School-assistant.ru
4. https://interneturok.ru/
5. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.