Билет 1.
1. Первобытное искусство. Периодизация (палеолит, мезолит, неолит). Теории о происхождении искусства. Связь искусства с магией. Рисунки в пещерах (Альтамира, Ласко). Неолитические сооружения (мегалиты, Стоунхендж).
Искууство носит символический характер. Ориентировано на сверхъествественные ценности.
Средство магического ритуала, рождающееся в практике повседневной жизни и является элементом освоения человеком окружающего мира.
Периодизация
Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли
и временные рамки меняются, но мы будем рассказывать по общепринятым названиям
периодов.
1. Каменный век(1. Палеолит. до 10 т. до н.э..2 – Мезолит. 10 – 6 т. до
н.э..3 – Неолит. 6 – по 2 тыс. до н.э.)
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.
В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:
1) архитектура(мигали ты);2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками);
3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины);4) декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты).Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 30 тыс. лет. Среди них особое место занимают так называемые "Венеры" - изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы.
В конце XIX в.
была открыта первобытная пещерная живопись (Альтамирская пещера в Испании).
Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а
также в России (Капова пещера, Южный Урал). Первые рисунки времен палеолита
(древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены испанским
археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его
родового поместья, в пещере Альтамира. Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую
дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял
голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры
бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися
с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные
люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были
обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и
подлинность пещерной живописи была признана». Панно бизонов расположено на
потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и
все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то
с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до
нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во
внимание те, от которых сохранились лишь контуры.
Пещера
Ласко. Франция. Поздний
Палеолит ( 18 – 15 тыс. л.до н.э.). Случилось так, что именно дети, причём
совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре
школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую
экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле была дыра.
Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый
замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и
по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз
внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в
которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой
уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко.
И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и
убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»
Пещера Ласко называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких
больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое
количество животных фигур, знаков (прямоугольник и много точек).
Пещера Шульган-Таш, или Капова пещера — уникальный археологический объект, культурно-историческое достояние Башкирии, России и всего мира, имеющий огромную ценность для изучения палеонтологами — знаменит своими древними наскальными росписями эпохи палеолита возрастом от 19 тысяч лет до нашей эры. Удивительно, что открыл ее вовсе не археолог, а зоолог. Дело было в далеком 1959 году. Александр Рюмин спустился под землю для изучения летучих мышей. Изумлению исследователя не было предела, когда на стенах пещеры он увидел впечатляющие работы неизвестных художников древности. Тут были и лошади, и носороги, и даже мамонты. Как потом удалось выяснить, возраст этих изображений – более 14 тысяч лет.
Архетектура
Мегалитические сооружения подчинены определенному архитектурному замыслу. По внешнему виду исследователи делят их на три группы:менгиры, дольмены, кромлехи. .Дольмен - сооружения эпохи неолита, бронзы и раннего железного века в виде огромного размера камней, поставленных на ребро и перекрытых сверху массивной плитой; встречаются в Европе, в Индии и других странах; на Кавказе и в Крыму; они имели не только погребальное, но и религиозно-магическое значение. Менгир это вертикально врытый в землю длинный камень вертикально поставленных, образующих иногда параллельные ряды длиною в несколько километров; встречаются во Франци и Скандинавии; на Кавказе и в Сибири. Кромлех сооружение в виде ограды из огромных камней\представляют собой сооружения эпохи неолита и главным образом бронзового века в виде круглых оград из громадных каменных глыб и столбов (до 6-7 метров высоты); встречаются в Европе, Азии и Америке; больше всего их в Западной Франции и Англии. Стоунхендж расположен в районе, где сделано немало доисторических находок археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 – 1600 до н. э. Стоунхендж считают таинственным и магическим местом Положение каждого блока, вертикальной опоры и перекрытия строго выверено по положению солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния. Очевидно, что строители придавали этому огромное значение, однако смысл и цель сооружений экспертам неизвестны. У ученых нет уверенности в том, что Стоунхендж служил астрономической лабораторией. Гораздо вероятнее использование его как религиозного центра. В середине стоит алтарь из зеленого камня. Другие блоки, расположенные во внутреннем круге, называются «синими камнями». Это особая разновидность базальта, добываемого в Уэльсе, за 380 км отсюда. Трудно понять, как такие многотонные глыбы можно было перевезти на такое расстояние, имея в распоряжении средства бронзового века. Согласно теории археолога Обри Барла, их вообще не перевозили с места на место: якобы эти синие камни принес сюда древний ледник. Однако по легенде камни доставил в Стоунхендж великий колдун Мерлин.
В доисторические времена люди
строили сооружения находя их мы определяем быт древнего человека. Древние
наскальные рисунки представляют собой не что иное, как хронику самых далеких
времен, когда единственным способом передачи впечатлений об окружающем мире и
происходящих в нем событиях были рисунки. Благодаря древним наскальным рисункам
(протокартинам) современному человеку открываются тайны далекого прошлого.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.