10 декабря 1948 года на третьей Ассамблее ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В 1950 году ООН было принято решение отмечать день принятия Всеобщей декларации прав человека как День прав человека. В 2017 году празднуется День прав человека в 69 раз.
Инициатором Единого урока права выступил Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова при поддержке уполномоченных по правам человека в 85 субъектах Российской Федерации, Минобрнауки России и Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.
В год 20-летия принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
Права человека –это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Права позволяют не зависеть ни от кого, кроме закона, являться свободным в проявлении своей воли).
Ситуация №1.
Мама: сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын: но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном.
Ситуация №1.
Мама: сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын: но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ответ: в данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.
Ситуация №2.
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...
Учительница: как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Ученик: смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...
.
Ситуация №2.
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...
Учительница: как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Ученик: смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...
Ответ: закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?
– Чтобы пострадала репутация других людей.
Ситуация №3.
Ученик Иванов разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.
Учитель: Иванов!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Ученик: а что Иванов! Чуть что – так сразу Иванов! Вы сами-то видели?
Учитель: а мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!
Иванов: а вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!!
Ситуация №3.
Ученик Иванов разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.
Учитель: Иванов!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Ученик: а что Иванов! Чуть что – так сразу Иванов! Вы сами-то видели?
Учитель: а мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!
Иванов: а вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!!
Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства, что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.
Ситуация №4.
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Ситуация №5.
Учитель. Миша, убери пожалуйста за собой посуду.
Миша. Почему я должен убирать? Пусть работники столовой убирают.
Учащиеся обязаны уважительно относится к работникам столовой. Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.