10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.
Оценка 5

10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.

Оценка 5
Занимательные материалы +2
docx
русский язык +2
1 кл—5 кл
12.01.2021
10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.
ТОП-10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии. (в системе И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко, конструктор из букв и другие)
Крюкова В.В. Мастер-класс текст выступления.docx

 ТОП-10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.

(в системе И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко, конструктор из букв и другие)

 

1.            Цель: Восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой  системы и совершенствование их использования детьми в процессе спонтанной и обусловленной речевой деятельности, в процессе метаязыковой деятельности. Осознание школьниками основных закономерностей протекания фонематических процессов -совершенствование у учащихся следующих операций:

• фонематическое восприятие

• фонематический анализ, синтез и представления

2.                     Задачи

1.     определить стиль-визуальный и кинестетический

2.     систематизировать  правильность запоминания и правописания слов

 

3.                 Проблема

Примерно 25% детей обучающихся начальной школы имеют трудности овладения письмом и чтением. Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается. Это приводит к нежеланию и отказу выполнять письменные задания, посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчётливо.

    Нейропсихологическое обследование детей с дислексией и дисграфией выявило:

 

         Снижение активности мозговой коры

         Дефекты моторики,

                              речевого внимания,

                              пространственной ориентировки,

                              зрительного восприятия,

                              логического мышления

 

4.                 Содержание, описание

По мнению педагогов, скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников. В арсенале учителей начальных классов немало методик по развитию техники чтения. Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память.

          1пособ. Развивать оперативную память можно с помощью зрительных диктантов, методику и тексты которых разработал профессор И.Т. Федоренко. Суть заключается в том, что за отведённое время учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать. Ежедневно наращивается длина предложений.

    Описание такой работы можно найти, например, в статье В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62), в статье Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14) и т.д.

Я предлагаю вниманию учителей начальных классов готовые презентации текстов зрительных диктантов, которые можно использовать на уроках чтения или русского языка. (презентация с текстами прилагается отдельно)

 

Наиболее часто встречающиеся проблемы:

-Несформированность образа буквы и образа слова;

-Пропуск и смешение букв и слогов;

-Нечитаемый почерк;

-Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;

-Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;

-Неумение составлять связные, логичные тексты;

-Нелюбовь или даже ненависть к чтению;

-Негативное отношение к предмету.

 

2 способ. Конструктор «ПРОСЛОВА»  помогает решать эти проблемы:

1.      определить стиль - визуальный и кинестетический, развить мелкую моторику,

 2. систематизировать правильность запоминания и правописания слов,

 3. запомнить правописание женских и мужских имен (имена существительные, нарицательные),

4. отработать знание алфавита,

5. составление слов из заданных слогов,

6. работа со словарными словами,

7. работа с загадками, с изображением этих слов или на слух,

8. правописание слогов –чу,-щу, -ча, -ща,

9. правило правописания разделительного мягкого знака,

10. составить цепочку из 5 словарных слов, где последняя буква слова является первой для другого слова, из предложенного слова набрать как можно больше слов и другие.

Задания помогают запомнить правописание словарных слов в любом классе начальной школы.

 

5.            Результативность

В индивидуальной работе и в малых подгруппах оба способа дали хороший положительный результат. Дети с ОВЗ в игровой обстановке учатся читать, запоминать правила русского языка (конструктор). У обучающихся старших классов с ОВЗ после проведения ежедневных зрительных диктантов (в классе) увеличилась орфографическая зоркость, уменьшилось количество ошибок при письме.

   Оба способа рекомендованы для использования родителям в дни обучения в дистанционном формате.

6.     Перечень оборудования

Конструктор «ПРОСЛОВА»

Презентация зрительных диктантов по методике Федоренко

7.     Перечень используемых технологий.

- развитие мелкой моторики (конструктор)

- В процессе работы для развития скорости чтения и письма я применяю предложенные И. Т. Федоренко и И.Г. Пальченко следующие приемы работы:

1. Комплекты зрительных диктантов для развития оперативной памяти, расширения объема зрительных восприятий ребенка. Задача применения зрительных диктантов не в том, чтобы дети орфографически правильно записали предложения, а в том, чтобы они запомнили их.

 2. Чтение за диктором. Такой вид работы помогает слабо читающему ученику. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

3.Прием «Буксир» и быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке, способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. И первый, и второй – выполняются коллективно. Для этого готовятся карточки с текстом в 10 – 20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. Подбираем тексты для проверки техники чтения. Для работы на «буксире» класс разбивается на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчетом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается. Детям нравится, причем, стараются сами не оказаться на «буксире» у соседа по парте. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

4. Пересказ с опорой на текст (подглядывание) приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти. Этот вид работы пока доступен хорошо читающим детям.

5.Прием многократного чтения способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается.

6. Чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации, позволяет не допускать регрессии.

7. Переход на незнакомый текст. Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста.  Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

8.Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое педагогическое, учительское чтение) — приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание. По сигналу посмотреть на точку или какой-либо предмет, а затем читать далее.

9. Скороговорки. У многих детей не только в младших классах артикуляционный аппарат не развит. Говорят они тихо, невыразительно. В связи с этим, каждый урок литературного чтения следует начинать со скороговорок. Подобранные ученым скороговорки позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе, как заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голос.

   В своих статьях И.Т. Федоренко обращает особое внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя, как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.

10. Самозамер скорости чтения.

 11.Полезны специальные игры и упражнения, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания:

- Дыхательные упражнения

-«Таблицы Шульте»

- «Решетка»

- Чтение только выделенных букв

- Чтение только верхних (нижних) частей букв  

-Чтение вращающихся букв

-Словарный диктант (сначала 3 слова, затем 4 и т.д.)

- Чтение разновеликих букв

- Чтение перемешанных букв

- Найди неправильные буквы

- Предвидение следующего слова

-Чтение с закладкой

-Деление слов на слоги вертикальной и горизонтальной чертой.      

 

Все эти способы доказали на практике свою эффективность в  формировании у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.

 

 

 


 

ТОП-10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии

ТОП-10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии

Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (газета «Начальная школа», №8/1997, с

Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (газета «Начальная школа», №8/1997, с

Перечень оборудования Конструктор «ПРОСЛОВА»

Перечень оборудования Конструктор «ПРОСЛОВА»

Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится

Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021