ТОП-10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.
(в системе И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко, конструктор из букв и другие)
1. Цель: Восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и совершенствование их использования детьми в процессе спонтанной и обусловленной речевой деятельности, в процессе метаязыковой деятельности. Осознание школьниками основных закономерностей протекания фонематических процессов -совершенствование у учащихся следующих операций:
• фонематическое восприятие
• фонематический анализ, синтез и представления
2. Задачи
1. определить стиль-визуальный и кинестетический
2. систематизировать правильность запоминания и правописания слов
3. Проблема
Примерно 25% детей обучающихся начальной школы имеют трудности овладения письмом и чтением. Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается. Это приводит к нежеланию и отказу выполнять письменные задания, посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчётливо.
Нейропсихологическое обследование детей с дислексией и дисграфией выявило:
• Снижение активности мозговой коры
• Дефекты моторики,
• речевого внимания,
• пространственной ориентировки,
• зрительного восприятия,
• логического мышления
4. Содержание, описание
По мнению педагогов, скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников. В арсенале учителей начальных классов немало методик по развитию техники чтения. Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память.
1пособ. Развивать оперативную память можно с помощью зрительных диктантов, методику и тексты которых разработал профессор И.Т. Федоренко. Суть заключается в том, что за отведённое время учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать. Ежедневно наращивается длина предложений.
Описание такой работы можно найти, например, в статье В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62), в статье Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14) и т.д.
Я предлагаю вниманию учителей начальных классов готовые презентации текстов зрительных диктантов, которые можно использовать на уроках чтения или русского языка. (презентация с текстами прилагается отдельно)
Наиболее часто встречающиеся проблемы:
-Несформированность образа буквы и образа слова;
-Пропуск и смешение букв и слогов;
-Нечитаемый почерк;
-Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
-Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;
-Неумение составлять связные, логичные тексты;
-Нелюбовь или даже ненависть к чтению;
-Негативное отношение к предмету.
2 способ. Конструктор «ПРОСЛОВА» помогает решать эти проблемы:
1. определить стиль - визуальный и кинестетический, развить мелкую моторику,
2. систематизировать правильность запоминания и правописания слов,
3. запомнить правописание женских и мужских имен (имена существительные, нарицательные),
4. отработать знание алфавита,
5. составление слов из заданных слогов,
6. работа со словарными словами,
7. работа с загадками, с изображением этих слов или на слух,
8. правописание слогов –чу,-щу, -ча, -ща,
9. правило правописания разделительного мягкого знака,
10. составить цепочку из 5 словарных слов, где последняя буква слова является первой для другого слова, из предложенного слова набрать как можно больше слов и другие.
Задания помогают запомнить правописание словарных слов в любом классе начальной школы.
5. Результативность
В индивидуальной работе и в малых подгруппах оба способа дали хороший положительный результат. Дети с ОВЗ в игровой обстановке учатся читать, запоминать правила русского языка (конструктор). У обучающихся старших классов с ОВЗ после проведения ежедневных зрительных диктантов (в классе) увеличилась орфографическая зоркость, уменьшилось количество ошибок при письме.
Оба способа рекомендованы для использования родителям в дни обучения в дистанционном формате.
6. Перечень оборудования
Конструктор «ПРОСЛОВА»
Презентация зрительных диктантов по методике Федоренко
7. Перечень используемых технологий.
- развитие мелкой моторики (конструктор)
- В процессе работы для развития скорости чтения и письма я применяю предложенные И. Т. Федоренко и И.Г. Пальченко следующие приемы работы:
1. Комплекты зрительных диктантов для развития оперативной памяти, расширения объема зрительных восприятий ребенка. Задача применения зрительных диктантов не в том, чтобы дети орфографически правильно записали предложения, а в том, чтобы они запомнили их.
2. Чтение за диктором. Такой вид работы помогает слабо читающему ученику. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
3.Прием «Буксир» и быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке, способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. И первый, и второй – выполняются коллективно. Для этого готовятся карточки с текстом в 10 – 20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. Подбираем тексты для проверки техники чтения. Для работы на «буксире» класс разбивается на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчетом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается. Детям нравится, причем, стараются сами не оказаться на «буксире» у соседа по парте. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.
4. Пересказ с опорой на текст (подглядывание) приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти. Этот вид работы пока доступен хорошо читающим детям.
5.Прием многократного чтения способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается.
6. Чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации, позволяет не допускать регрессии.
7. Переход на незнакомый текст. Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
8.Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое педагогическое, учительское чтение) — приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание. По сигналу посмотреть на точку или какой-либо предмет, а затем читать далее.
9. Скороговорки. У многих детей не только в младших классах артикуляционный аппарат не развит. Говорят они тихо, невыразительно. В связи с этим, каждый урок литературного чтения следует начинать со скороговорок. Подобранные ученым скороговорки позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе, как заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голос.
В своих статьях И.Т. Федоренко обращает особое внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя, как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.
10. Самозамер скорости чтения.
11.Полезны специальные игры и упражнения, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания:
- Дыхательные упражнения
-«Таблицы Шульте»
- «Решетка»
- Чтение только выделенных букв
- Чтение только верхних (нижних) частей букв
-Чтение вращающихся букв
-Словарный диктант (сначала 3 слова, затем 4 и т.д.)
- Чтение разновеликих букв
- Чтение перемешанных букв
- Найди неправильные буквы
- Предвидение следующего слова
-Чтение с закладкой
-Деление слов на слоги вертикальной и горизонтальной чертой.
Все эти способы доказали на практике свою эффективность в формировании у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.