Рабочая программа по информатики 10 класс. (базовый уровень к учебному комплексу Семакина И.Г 34 часа в год 1 часа в неделю. ) Содержит: пояснительную записку , требования к уровню подготовки учащихся , содержание учебного процесса и календарно - тематическое планирование.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИЦЕЙИНТЕРНАТ "ПОДМОСКОВНЫЙ»
Рабочая программа
по предмету «ИНФОРМАТИКА»
(Федеральный компонент государственного стандарта общего
10 класс
основное общее образование
образования)
БУП2004
Составитель:
Бузов П.ГПояснительная записка
Данная программа является рабочей программой по предмету
«Информатика» в 10 классе базового уровня к учебному комплексу Семакина
И.Г. Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 10 классов
разработана на основе авторской программы Семакина И.Г.
Рабочая программа реализуется через учебнометодический комплект:
Информатика: учебник для 10 класс/ Семакина И.Г.. – М.: БИНОМ,
Лаборатория знаний, 2014.
Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы
отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирование современной научной картины мира,
роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических
системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в
том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и
правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной деятельности.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне
ученик должен
знать/понимать
основные технологии создания,
оформления,
сохранения, передачи информационных объектов различного типа с
помощью современных программных средств информационных и
коммуникационных технологий;
редактирования,
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные
объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блоксхемы, учебный алгоритмический
язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения
сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и
сборочный (библиотечный) метод;
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования и систем программирования; что
такое трансляция;
правила оформления программы и представления данных и операторов
на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе
программирования
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том
числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с
реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных,
биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их
соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации,
источники;
сопоставляя различные
иллюстрировать учебные работы с использованием средств
информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах
данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с
помощью программ деловой графики;
пользоваться языком блоксхем, понимать описания алгоритмов на
учебном алгоритмическом языке;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления
одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные
алгоритмы;
работать с готовой программой на одном из языков программирования
высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
составлять несложные программы обработки двумерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования;
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с
этическими и правовыми нормами общества.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной
сфере деятельности
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в
учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве,
распространенными
системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
работы с
информационными
автоматизированными
эффективной организации индивидуального информационного
пространства.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение. Структура информатики. ( 1 час)
Учащиеся должны знать:
в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе
из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
три философские концепции информации
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике,
кибернетике, теории информации
что такое язык представления информации; какие бывают языки
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе,
телеграфный код Бодо
понятия «шифрование», «дешифрование».
Учащиеся должны уметь:
применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования
текстовой информации.
П.р. № 1 «Шифрование данных»
Тема 3. Измерение информации. – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
определение бита с алфавитной т.з.
связь между размером алфавита и информационным весом символа (в
приближении равновероятности символов)
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению
информации
определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с
алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов) решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в
сообщении,
используя содержательный подход (в равновероятном
приближении)
выполнять пересчет количества информации в разные единицы
П.р. № 2 «Измерение информации»
Тема 4. Представление чисел в компьютере – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
основные принципы представления данных в памяти компьютера
представление целых чисел
диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
принципы представления вещественных чисел
Учащиеся должны уметь:
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
определять по внутреннему коду значение числа
П.р. № 3 «Представление чисел»
Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере – 3
часа (1,5+1,5)
Учащиеся должны знать:
способы кодирования текста в компьютере
способы представление изображения; цветовые модели
в чем различие растровой и векторной графики
способы дискретного (цифрового) представление звука
Учащиеся должны уметь:
вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине
кодирования и времени записи
П.р. № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов»
П.р. № 5 «Представление изображения и звука»
Тема 6. Хранения и передачи информации – 1 час (1+0)
Учащиеся должны знать:
историю развития носителей информации
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их
основные характеристики
модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная
способность
понятие «шум» и способы защиты от шумаУчащиеся должны уметь:
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при
известной скорости передачи
Тема 7. Обработка информации и алгоритмы 1 час(0,5+0,5)
Учащиеся должны знать:
основные типы задач обработки информации
понятие исполнителя обработки информации
понятие алгоритма обработки информации
Учащиеся должны уметь:
по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы
управления его работой
П.р. № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем»
Тема 8. Автоматическая обработка информации – 1 час (0,5+0,5)
Учащиеся должны знать:
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной
Поста
П.р. № 7 «Автоматическая обработка данных»
Тема 9. Информационные процессы в компьютере – 1 час
Учащиеся должны знать:
этапы истории развития ЭВМ
что такое неймановская архитектура ЭВМ
для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
архитектуру персонального компьютера
основные принципы архитектуры суперкомпьютеров
Проект № 1 для самостоятельного выполнения «Выбор конфигурации
компьютера»
Проект № 2 для самостоятельного выполнения «Настройка BIOS»
Контрольная работа № 1 – 1 час
Алгоритмы,
Тема 10.
программирование – 1 час
Учащиеся должны знать
этапы решения задачи на компьютере:
структуры алгоритмов,
структурное что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
система команд компьютера
классификация структур алгоритмов
основные принципы структурного программирования
Учащиеся должны уметь:
описывать алгоритмы на языке блоксхем и на учебном алгоритмическом
языке
выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
Тема 11. Программирование линейных алгоритмов 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать
систему типов данных в Паскале
операторы ввода и вывода
правила записи арифметических выражений на Паскале
оператор присваивания
структуру программы на Паскале
Учащиеся должны уметь:
составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале
П.р. № 8 «Программирование линейных алгоритмов»
Тема 12. Логические величины и выражения, программирование
ветвлений 3 часа (1+2)
Учащиеся должны знать
логический тип данных, логические величины, логические операции
правила записи и вычисления логических выражений
условный оператор IF
оператор выбора select case
Учащиеся должны уметь:
программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного
оператора и оператора ветвления
П.р. № 9 «Программирование логических выражений»
П.р. № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов»
Тема 13. Программирование циклов – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать
различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием
различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным
циклом
операторы цикла while и repeat – until
оператор цикла с параметром for порядок выполнения вложенных циклов
Учащиеся должны уметь:
программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с
постусловием, с параметром
программировать итерационные циклы
программировать вложенные циклы
П.р. № 11 «Программирование циклических алгоритмов»
Тема 14. Подпрограммы 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать
понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы
правила описания и использования подпрограммфункций
правила описания и использования подпрограммпроцедур
Учащиеся должны уметь:
выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы
описывать функции и процедуры на Паскале
записывать в программах обращения к функциям и процедурам
П.р. № 12 «Программирование с использованием подпрограмм»
Тема 15. Работа с массивами – 4 часа (2+2)
Учащиеся должны знать
правила описания массивов на Паскале
правила организации ввода и вывода значений массива
правила программной обработки массивов
Учащиеся должны уметь:
составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива,
поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального
значений, сортировки массива и др.
П. р. № 13 «Программирование обработки одномерных массивов»
П. р. № 14 «Программирование обработки двумерных массивов»
Тема 16. Работа с символьной информацией – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
правила описания символьных величин и символьных строк
основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной
информацией
Учащиеся должны уметь:
решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов
П.р. № 15 «Программирование обработки строк символов»Тема 17. Комбинированный тип данных 1 час(0,5+0,5)
Учащиеся должны знать:
правила описания комбинированного типа данных, понятие записи
основные функции и процедуры Паскаля для работы с файлами
Учащиеся должны уметь:
решать типовые задачи на работу с комбинированным типом данных
П.р. № 16 «Программирование обработки записей»
Тематическое планирование
по дисциплине «Информатика», 10А класс.
Общее число часов — 34 ч. Уровень обучения — базовый.
Дата
По плану Факти
чески
Примечание
Всего
часов
1 ч.
Тема урока
1. Введение. Структура
информатики.ИНФОРМАЦИЯ
2. Информация. Представление
информации
3. Измерение информации
4. Представление чисел в
компьютере
5. Представление текста,
изображения и звука в
компьютере
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
6. Хранение и передача
информации
7. Обработка информации и
алгоритмы
8. Автоматическая обработка
информации
9. Информационные процессы в
компьютере
Контрольная работа № 1
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
10. Алгоритмы, структуры
алгоритмов, структурное
программирование
11. Программирование
линейных алгоритмов
12. Логические величины и
выражения, программирование
ветвлений
13. Программирование циклов
14. Подпрограммы
15. Работа с массивами
16. Работа с символьной
информацией
9 ч.
2
2
2
3
4 ч.
1
1
1
1
1
17 ч.
1
2
3
2
2
4
217. Комбинированный тип
данных
Контрольная работа № 2
Решение задач
Подведение итогов
Всего:
1
1
1
1
34
часа
Тематическое планирование
по дисциплине «Информатика», 10Б класс.
Общее число часов — 34 ч. Уровень обучения — базовый.
Дата
По плану Факти
чески
Примечание
Тема урока
1. Введение. Структура
информатики.
ИНФОРМАЦИЯ
2. Информация. Представление
информации
3. Измерение информации
4. Представление чисел в
компьютере
5. Представление текста,
Всего
часов
1 ч.
9 ч.
2
2
2
3изображения и звука в
компьютере
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
6. Хранение и передача
информации
7. Обработка информации и
алгоритмы
8. Автоматическая обработка
информации
9. Информационные процессы в
компьютере
Контрольная работа № 1
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
10. Алгоритмы, структуры
алгоритмов, структурное
программирование
11. Программирование
линейных алгоритмов
12. Логические величины и
выражения, программирование
ветвлений
13. Программирование циклов
14. Подпрограммы
15. Работа с массивами
16. Работа с символьной
информацией
17. Комбинированный тип
данных
Контрольная работа № 2
Решение задач
Подведение итогов
Всего:
4 ч.
1
1
1
1
1
17 ч.
1
2
3
2
2
4
2
1
1
1
1
34
часа