Цели обучения
6.1.1.2 понимать, какие величины являются прямо пропорциональными, приводить примеры, решать задачи;
6.1.1.3 понимать, какие величины являются обратно пропорциональными, приводить примеры, решать задачи;
Критерии оценивания
распознает прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины
- решает задачи на прямую пропорциональность
- решает задачи на обратную пропорциональность
Актуализация знаний
Что такое пропорция?
Сформулируйте основное свойство пропорции.
Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?
Составьте три новые верные пропорции из пропорции:
5:15=4:12
Найдите пропущенные числа
Какое из этих заданий имеет единственное решение, а какое – много решений? Почему?
а) 135 : __ = 90 : 2б) 18 : 3 = __ : __
Устное обсуждение (поиск решения)
1. За 2 кг овощей заплатили 250 тенге.
Сколько стоят 8 кг овощей?
2. Два трактора вспахали поле за 6 дней. За сколько дней вспашут это поле 4 трактора, если будут работать с той же производительностью?
1.Зависимость между количеством товара и стоимостью покупки является прямой пропорциональностью.
2. Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны.
3.При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны.
4. Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.
5. Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны.
6. Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в два раза другая в два раза уменьшается.
7. Грузоподъемность машин и их количество прямо пропорциональны.
8. Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны.
+ - + + - + - +
Тестовая работа – проверь себя
«Да» и «нет» не говорите,
знаком их изобразите.
«да» знаком «+»,
«нет» знаком «-».
Групповая работа. Заполните таблицу
Скорость (км/ч) | 50 | |||
Время (ч) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Путь (км) |
|
|
Количество (штук) | 5 | ||||
Цена (тг) | 20 | 40 | 60 | 80 |
|
Стоимость (тг) |
|
|
Задание для групп:
Предложите 2 задачи на прямо пропорциональную зависимость для решения с помощью пропорции. Запишите условие задачи в краткой схематической форме. Составьте пропорцию и найти неизвестный член пропорции. Сопоставьте ответ с вопросом задачи.
Групповая работа. Заполните таблицу
Путь (км) | 200 | |||
Время (ч) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Скорость (км/ч) |
|
|
Стоимость (тг) | 2000 | ||||
Цена (тг) |
|
| |||
Количество (штук) | 20 | 40 | 50 | 100 |
Задание для групп:
Предложите 2 задачи на обратную пропорциональную зависимость для решения с помощью пропорции. Запишите условие задачи в краткой схематической форме. Составьте пропорцию и найти неизвестный член пропорции. Сопоставьте ответ с вопросом задачи
Из 21 кг хлопкового семени получили 5,1 кг масла. Сколько масла получится из 7 кг хлопкового семени?
Решение.
Масса семени (кг) Масса масла (кг)
21 5,1
7 х
Определим зависимость и составим пропорцию:
21:7=5,1:х
х=7*5,1:21
х=1,7
Ответ: 1,7кг масла
Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 минут. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?
Решение.
К-во бульдозеров Время.(мин)
5 210
7 х
Определим зависимость и составим пропорцию:
7:5=210:х
х=210*5:7
х= 150( мин).
150 мин. = 2,5 часа
Ответ: за 2,5 часа
Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0,5ч со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит то же расстояние стриж, если будет лететь со скоростью 100 км/ч?
Решение.
Скорость (км/час) Время (час)
ласточка 50 0,5
стриж 100 х
Определим зависимость и составим пропорцию:
100:50=0,5:х
х=50*0,5:100
х=0,25
Ответ: 0,25 час.=15 минут
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.