11 класс факультативный курс «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
11 кл
01.03.2018
Рабочая программа разработана для учащихся старшего звена 11 класса. Планируется развить готовность к повышению своего образовательного уровня, интерес к русскому языку и литературе, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной деятельности. Содержит: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание курса и календарно-тематическое планирование.
11 СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по практикуму «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
11 класс
основное общее образование
(БУП 2004) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа практикума «Сочинение разных жанров» составлена в
соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного
общего образования по литературе.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником
занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу
художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности
учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить
формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно
критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретиколитературными
понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами
сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и
вступительному сочинениям.
Программа рассчитана на 34 часа / 1 час в неделю в 11 классах / ; программа курса может
быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны:
Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко
литературного процесса того или иного периода;
Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным
направлениям;
Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни, понимать конкретноисторическое и общечеловеческое
значение художественных произведений;
Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и
литературнокритические оценки;
Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе
конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство,
проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания,
композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа,
художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности
художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола,
аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра; Уметь оперировать при анализе следующими теоретиколитературоведческими
понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры;
литературные направления и течения; стихотворные размеры;
Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в
условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком,
избегая при этом ложнопублицистических штампов и общих мест, выстраивать
свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать
фактический материал в соответствии с темой.
2.Содержание программы.
Тема 1. Итоговое сочинение в 11 классе. Окололитературный и метапредметный
характер экзаменационного сочинения. Сочинение учащихся результат освоения
художественного произведения. Требования, предъявляемые к итоговому сочинению,
Критерии оценки. (2 часа)
Тема 2. Знакомство с направлениями итогового сочинения 2017. (2 часа)
1) Верность и измена
2) равнодушие и отзывчивость
3) Цели и средства
4) Смелость и трусость
5) Человек и общество
Групповая работа по осмыслению каждого направления, составление схем, кластеров,
синонимических и антонимических рядов.
Тема 3.
последовательность речи. (1 час)
План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность,
Типы планов: планнабросок, развёрнутый план, цитатный план и др.
Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и
индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений,
умозаключений.
Тема 4. Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к
написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной
части сочинения. (2 часа)
Тема 5. Литературная аргументация. Составление сводной таблицы литературных
аргументов к каждому направлению итогового сочинения 2017. (2 часа)
Тема 7. Проблемнотематическая типология сочинений. Жанры сочинений. (2 часа)
Порядок работы над сочинением–рассуждением.
Виды формулировок тем сочинений: темапонятие, темавопрос, темасуждение.
Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида
формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с выбором
определённого типа речи. Жанр письма. Жанр дневника. Отзыв, рецензия.
Тема 8. Написание сочинения на темы из направлений итогового сочинения 2017.
Практикум. (4 часа) Тема 9. Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное
произведение как идейнохудожественное целое. Особенности эпических, лирических,
драматических произведений. (2 часа)
Понятие целостности художественного произведения. Единство формы и
содержания. Художественное выражение элементов содержания (тема, идея, проблема,
художественный образ, конфликт) и содержательность элементов формы (жанр,
композиция, сюжет, изобразительновыразительные способы и средства и т.д.).
Литературный образ, персонаж, тип, характер, литературный герой.
Художественная деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали).
Эпическое произведение. Жанры. Пространственновременная организация,
система персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь).
Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического
произведения. Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмико
мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр). Принципы
живописности и музыкальности.
Драматическое произведение. Характер драматического действия, жанры,
конфликт, система действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог.
Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции
(ремарки, поэтика имён и др.).
Тема 10. Сочиненияхарактеристики, сочинения литературнокритические, сочинения
на «свободную» тему. (2 часа)
Сочиненияхарактеристики (характеристика одного литературного героя,
сравнительная характеристика двух литературных героев, характеристика группы
литературных героев, общая характеристика литературного типа).
Сочинения литературнокритические (анализ определённой темы, характеристика
определённого периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам
содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, анализ
определённой проблемы).
Сочинения на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на
художественное произведение).
Тема 11. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. Сочинениеэссе,
особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся. (2 часа)
Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для написания
творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных
особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные
темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием
языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.
Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста,
способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д.
.
Тема 12. Сочинениерецензия. Особенности жанра. Требования к написанию
рецензии. (1 час)
Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые
составляющие сочинениярецензии. Логичность, доказательность (с опорой на яркий литературный материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над
составлением плана сочинениярецензии. Требования к написанию сочинениярецензии.
Тема 13. Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.(1 час)
Общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы –
исходная позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление эволюции
авторской мысли, чувства, переживания и т.д. – цель сравнения. Сравнение произведений
разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества одного автора.
Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства (художественное
произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение). Сравнение вариантов
одного и того же произведения (Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др.).
.
Тема 14. Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого
произведения. (1 час)
Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная
вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейнотематического
содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими.
Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного
своеобразия фрагмента.
Тема 15. ЕГЭ по литературе. Особенности заданий 8, 15. Критерии оценивания,
особенности написания. (2 часа). Практикум (выполнение заданий из КИМов 2017
2018 уч.г.)
Тема 16. ЕГЭ по литературе. Особенности выполнения заданий 9, 16. Критерии
оценивания. Составление базы литературных параллелей. Практикум (выполнение
заданий из КИМов 20172018 уч.г.) (2 часа)
Тема 17. Задание 17 ЕГЭ по литературе. Требования к выполнению работы, критерии
оценивания, особенности формулировки тем. Практикум (выполнение заданий из
КИМов 20172018 уч.г.) (3 часа)
Тема 18. Практикум. Пробный ЕГЭ по литературе (4 часа).
Результативность курса.
По окончании курса учащиеся должны:
знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над
сочинением,
обладать навыками работы со справочным материалом,
обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
владеть коммуникативными навыками,
владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные
средства языка,
уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров,
оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности,
композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой
соотнесённости
№
п/п
1
2
Учебнотематический план курса
Темы
Планируе
мая дата
Фактичес
кая дата
примеч
ание
Итоговое сочинение в 11 классе.
Окололитературный и метапредметный
характер экзаменационного сочинения.
Сочинение учащихся результат освоения
художественного произведения. Требования,
предъявляемые к итоговому сочинению,
Критерии оценки. (2 часа)
Знакомство с направлениями итогового
сочинения 2017
3
4
5 План сочинения. Типы планов. Раскрытия
понятий логичность, последовательность
речи.
6
7
Композиционная организация сочинения.
Виды вступлений. Требования к написанию
основной части сочинения. Трудности при
написании заключительной части сочинения.
8 Литературная аргументация. Составление сводной таблицы литературных аргументов к
каждому направлению итогового сочинения
2017.
Проблемнотематическая
сочинений. Жанры сочинений.
типология
Написание сочинения на темы из направлений
итогового сочинения 2017. Практикум.
9
10
11
12
15
16
17
лирических,
Повторение основных сведений по теории
литературы. Литературное произведение как
идейнохудожественное целое. Особенности
эпических,
драматических
произведений.
Сочиненияхарактеристики,
литературнокритические,
«свободную» тему.
Знакомство с эссе как жанром литературного
произведения.
сочинения
сочинения на
18
19
20
21
22 Сочинениерецензия.
Особенности жанра.
Требования к написанию рецензии.
23 Сочинение – сравнительная характеристика.
Особенности жанра.
21 Сочинение – сравнительная характеристика.
Особенности жанра.
22 Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода
16.
Критерии оценивания,
как части целого произведения.
ЕГЭ по литературе. Особенности заданий 8,
15.
особенности
написания
ЕГЭ по литературе. Особенности выполнения
заданий 9,
Критерии оценивания.
Составление базы литературных параллелей
Задание 17 ЕГЭ по литературе. Требования к
выполнению работы, критерии оценивания,
особенности формулировки тем.
23
24
25
26
27
28
29
33
34 Анализ пробной работы
Пробный ЕГЭ по литературе
11 класс факультативный курс «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
11 класс факультативный курс «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
11 класс факультативный курс «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
11 класс факультативный курс «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
11 класс факультативный курс «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
11 класс факультативный курс «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
11 класс факультативный курс «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.