12 родительских директив

  • Памятки
  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 14.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родительская директива-это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок будет наказан не явно, а косвенно-собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причём истиной своей вины ребёнок обычно не сможет осознать без посторонней помощи, ведь именно, исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим» .Родительская директива-это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок будет наказан не явно, а косвенно-собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причём истиной своей вины ребёнок обычно не сможет осознать без посторонней помощи, ведь именно, исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим» .
Иконка файла материала №2 През 12 родительских директив.ppt


12 родительских директив

Родительская директива-это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок будет наказан не явно, а косвенно-собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причём истиной своей вины ребёнок обычно не сможет осознать без посторонней помощи, ведь именно, исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим» .

В бытовой речи она выражается словами: «Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Что б ты сквозь землю провалился» и т.д. Расширением такой директивы являются «воспитательные» беседы с ребёнком на тему «Сколько тревог и лишений ты мне принёс, появившись не свет». Скрытый смысл-облегчение управления ребёнком через возбуждение в нём хронического чувства вины, связанного не с какими-то конкретными поступками, а с самим фактом его присутствия в жизни матери.

Первая директива – «не живи»

«Я - источник помех в жизни матери, я - её вечный должник».

такой ребенок Всю жизнь доказывает себе: «Я чего-то значу», никчёмность существования, Тенденции к алкоголю, наркомании, суициду.

Такого рода воспитание содержит в себе возможный психологический обман: взрослый как бы перекладывает на ребёнка ответственность за нерешённость собственных жизненных задач.


Ребенок воспринимает, что было бы лучше, если бы его не было.
частые травмы и другие способы бессознательного саморазрушения.
он учится заботиться о своей физической безопасности в той мере, в которой окружающие воспринимают его жизнь как источник радости для себя.

Такое отношение к миру не даёт ему возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни. Ведь если ребёнок будет часто болеть или получать физические травмы, или он просто окажется неприспособленным к реальности, то родители получают дополнительные поводы для беспокойства и тревог за него - дополнительные возможности для взращивания в себе чувства вины.

Ребёнок как бы специально «нарывается» на наказание. Известно, что наказание снижает чувство вины, и такие дети для разрядки внутреннего напряжения бессознательно ищут ситуации, где они могут быть наказаны. Проще чувствовать себя виноватым за разбитое стекло, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что.

И сверхопекаемые дети, и дети, живущие в атмосфере безнадзорности, оказываются в одинаковой ситуации, если они получили эту директиву. Только для первых она трактуется как «Не живи своей, а живи моей жизнью», а для вторых – «Твоя жизнь мешает моей жизни».

Вторая директива – «не будь ребёнком».

Проявляется в высказываниях типа: «Что ты ведёшь себя как маленький», «Пора стать самостоятельным» и т.д., неявно описывающих состояние «детскости» как плохое, а состояние «взрослости» - как хорошее.
Такая директива чаще достаётся старшим или единственным детям в семье.
Приводит к тому, что ребенок:
1. Берёт ответственность за других, но не решает свои проблемы.
2. Не может «Быть здесь и сейчас». 3. Происходит раннее половое созревание, рано вступает в сексуальные отношения, рано начинает пить алкоголь, курить и т.д. 4. Нет контакта с детьми

Третья директива: «Не расти»

Высказывания типа: «Мама тебя никогда не бросит», что бессознательно расшифровывается как: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки».
Чаще достаётся младшим или единственным опекаемым детям в семье.
Единственные дети оказываются в особенно невыгодном положении – они могут получить сразу несколько противоположных по смыслу директив, что затруднит их развитие и психологическое отделение от родительской семьи.
Такую директиву дают родители, панически боящиеся взросления ребёнка и того момента, когда он покинет родительское гнездо, оставив их, как в начале супружества, лицом к лицу друг с другом.
Создает: Эдипов комплекс, комплекс Электры. Если влюбилась(ся), то это предательство родителей. Инфантильность.

Четвёртая директива«Не думай»

Выражается в требованиях «не рассуждать, а делать, что приказано».
Люди, получившие такую директиву, часто испытывают мучительное чувство «пустоты в голове», когда им нужно самостоятельно решить какую-либо проблему.
Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невыносимым. Если же в голове приходят какие-нибудь необычные мысли, то они стремятся заглушить их алкоголем, спортом или развлечением по принципу «много думать вредно».
Они ощущают глубинное недоверие к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство недоумения («как я мог такое совершить?»). А ответ на этот вопрос прост – мог, поскольку с детства привык «не рассуждать, а делать».
Психосоматика. Рассеянность. Несчастные случаи.

Пятая директива – «Не чувствуй».

выражается в таких бытовых высказываниях, как: «Как тебе не стыдно бояться собаку, она же не кусается», «Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе в матери годится».
Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха, но от этого они не исчезнут, а распространяются на огромное количество «незапрещённых» объектов.

Если запрет касается физических ощущений, то человек утрачивает контакт с собственным телом и не может воспринимать его сигналы для самозащиты и ориентации в реальности.

Мама с ребёнком стоят под дождём. Ребёнок хнычет: «Мне холодно». Мама раздражённо отвечает: «Не сахарный – не растаешь».
Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.
Психосоматика: несчастные случаи.

Шестая директива – «Не достигай успеха»

«Мы сами не могла получить высшее образование , но отказали себе во всем только ради того, чтобы ты закончил институт».
Или : «У тебя все равно ничего не получится».
В основе данной директивы лежит (!) бессознательная зависть родителей к ребёнку.
Следствие: Злой рок.

Седьмая директива – «Не будь лидером»

В быту она передаётся фразами: «Не высовывайся»,
«Будь как все».
Взрослые, получившие такую директиву в детстве, пожизненно ходят в подчинённых, и дома – тоже.

Восьмая директива – «Не принадлежи»

Родители видят в ребёнке «единственного друга».
Смысл : «Не принадлежи никому, кроме меня».
В общении с ребёнком такие родители всячески стараются подчеркнуть его Исключительность, непохожесть на других, причём в положительном смысле: «Ты ведь у меня не такой, как все».

Проблема: в любой компании чувствует себя как бы «отдельно». Ему не знакомо чувство «слияния с группой».

Став взрослыми, такие люди обречены чувствовать себя не такими как все, их всегда будет тянуть в тёплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не найдут.

Завышенная самооценка.

Трудности в сексуальных отношениях, роль жертвы (обман, бросают) вопрос доверия.

Белая ворона.

Девятая директива - «Не будь близким». Или «Не доверяй»

Эта директива похожа по смыслу на предыдущую, но если та проявляется в группе, то данная – в отношениях с близким человеком.
Родители внушают ребёнку, что никому, кроме них, нельзя доверять. Они опасаются близких отношений ребёнка с кем-нибудь, кроме них.

Общий смысл этой директивы – «любая близость опасна, если это не близость со мной».
Проблема: Трудности в сексуальных отношениях, импотенция, роль жертвы. Предательство, обман, бросают.

Десятая директива – «Не делай»

Смысл : «Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я».

Дети испытывают мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого. Откладывают начало своих действий, попадают в «цейтнот».

Во взрослой жизни они часто упрекают себя в слабоволии, но дело здесь не в воле, а в послушании.

Одиннадцатая директива – «Не будь самим собой»

Установка: «Будь похожим на…», «Стремись к идеалу».
Скрытый смысл– вызвать неудовлетворённость своим нынешним состоянием.
Проблема: неудовлетворённость собой, зависть (к кому-то или чему-то).
Бегство от самого себя, убеждённость, что чужое всегда лучше, чем его собственное.
Таким человеком очень легко управлять. Главное – создавать ему новые приманки материальные, интеллектуальные или духовные.
В чужом огороде трава зеленее.

Двенадцатая директива – «Не чувствуй себя хорошо»

Установка: «Не смотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5».
Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получение психологической выгоды.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Родительские директивы – скрытое приказание, не явно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок будет наказан не явно, а косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим данную директиву. Причём, истинной своей вины ребёнок не сможет осознать без посторонней помощи, так как исполняя данную директиву (следуя ей) он чувствует себя «хорошим».

Сензитивный период

Сензитивный период – период от рождения до 7 лет, когда
формируется вся мотивация и весь интеллект будущей личности.

. ИСС – изменённое состояние сознания

ИСС – изменённое состояние сознания, в которое входит:
РСС - расширенное состояние сознания, когда психика человека возбуждается, а зона внимания расширяется – это состояние влюблённости, состояние эйфории, вызванное какими то достижениями или победами;
ССС - суженное состояние сознания, когда психика человека возбуждается, а зона внимания сужается – это состояние стресса, дистресса, подавленности, горя, депрессии, страха, ужаса или сильного сосредоточения при каком либо действии (составлении отчётов, научное исследование и т.д.);

ТПС – трансперсональное состояние сознания

Психика человека затормаживается (почти до нуля – не прощупывается пульс, не возможно зафиксировать дыхание), а зона внимания расширяется до бесконечности – это инсайты, озарения, откровения, открытия.

МЫШЛЕНИЕ

Аналитическое мышление – та часть мышления, которая получает и сохраняет информацию, воспринятую человеком, для постановки и разрешения проблем. Эта часть мыслит категориями различия и сходства. Это опыт, здравомыслие, разумность.

Реактивное мышление

Реактивное мышление – та часть, которая накапливает, сортирует и сохраняет физическую боль и болезненные эмоции и стремиться управлять организмом, исключительно, на раздражительно ответной основе. Эта часть мыслит, исключительно, категориями идентичности. Это не опыт, это навязанные действия.

Постулат

Постулат – вывод, решение, заключение, собственные установки или суждение, сделанное самим индивидуумом, исходя из событий, происходящих в прошлом , настоящем или будущем. Это самосотворённая истина. Это направленное желание, приказ или принуждение со стороны индивидуума в форме идеи.
Постулат известен всегда. Постулат создаёт действие в материальной вселенной и приводит к конечному результату.

Постулат

Это такая самоопределённая мысль, которая начинает, останавливает или изменяет усилия прошлого, настоящего или будущего. Это в действительности – предсказание.
Это создание и модулирование концепта.

АРХЕТИП

Архетип (греч. arche – начало + typos – форма, образец) прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга.
Содержание его составляет общечеловеч. первообразы — архетипы (напр., образ матери-земли, героя, греческих богов и т.д.). Это прежде всего мифологическая фигура, итог огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. Выражается в общей канве жизненных сценариев, основанных на истории того или иного мифического героя.

СТЕРЕОТИП

Стереотип – набор предвзятых, негибких суждений об индивиде или группе, основанных на физическом облике, характере, социальных ролях. Сюда относятся пол, этническая принадлежность, возраст, физическая сила, класс, семейное положение, язык, национальность, религия и сексуальная ориентация. 
Стереотип (от греч. stereos - телесный, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - относительно устойчивая и воспроизводящаяся система образов, представлений, действий, складывающаяся как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых мнений, принятых в обществе. В более широком смысле - традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения.
 

литература

R. Golding, M. Golding «The Twelve Parental Commandments» (Chicago, 1982)
С.В. Ковалёв «Исцеление с помощью НЛП» - М., Издательство КСП+, 2012
Прикладная конфликтология: хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок – Мн.: Хорвест, 2010
Ф.Фанч «Преобразующий процессинг» Издат. компания «Новая планета» М. 2002
Л.Хэй «Исцели свою жизнь, исцели своё тело». Каунас 2011

Спасибо за внимание!