1/64 «Реформы Петра I»
Оценка 4.8

1/64 «Реформы Петра I»

Оценка 4.8
docx
06.06.2023
1/64 «Реформы Петра I»
64 Методические.docx

Методические рекомендации дисциплины «История»

Раздел 7. «Россия в конце XVII — XVIII веков: от царства к империи»

 

1/64 «Реформы Петра I»

           

Рекомендуемая литература:                                                                            

№ 1  §43,44,№ 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для                   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

 №3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы.                                                                                                                                                                                          

№4. Интернет-ресурсы: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php § 46. Россия в эпоху петровских преобразований

На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  2015 г. для профессиональных организаций; технический профиль.

 


 


22 .02.2016   № 0951

__.02.2016    № 1415       Рабочий лист         ФИО  _________________________                                            

          сдать  по окончанию пары

 

Опрос Д/З. -10 мин.

Характеристика учебных действий. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие эконо­мики. Политика протекционизма и меркантилизма. Подушная подать. Введение паспортной системы. Социальные движения. Восстания в Астрахани, на Дону. Итоги и цена преобразований Петра Великого.

 

1.1  Исследовать текст и систематизировать в виде таблицы «Реформы Петра I».

1.2 Доказать, что в результате преобразовательной деятельности Петра I в Росси окончательно оформилось самодержавие.

 

 

Государственные и социальные  преобразования Петра.
В 1699 г. на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия, с 1708 г. называвшаяся «консилией министров». Она стала прообразом Правительствующего ceната - высшего правительственного учреждения, созданного в 1711 г. Сенат обладал судебной, административной, а в некоторых случаях и законодательной властью. В состав Сената входили девять сенаторов, назначенных Петром I.
В 1718 - 1720 гг. 40 приказов были заменены 11 коллегиями, чьи обязанности были чётко разделены. Важнейшими из коллегий были Иностранная, Военная и Адмиралтейская. На правах коллегии существовали еще два учреждения: Синод (высший орган по управлению церковными делами) и Преображенский приказ (расследование политических преступлений). 
В 1699 г. для управления городским сословием была создана Бурмистерская палата, в 1700 г. переименованная в ратушу. В 1720 г. ратушу сменил Главный магистрат. Он стоял во главе городовых магистратов, созданных взамен земских изб. 
Указом 1711 г. была введена должность фискалов. Фискалы тайно следили и доносили о всех нарушениях закона, злоупотреблениях, воровстве и т. д. Фискалы принимали доносы. Многие фискалы, пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя ответственности, были не прочь поживиться за государственный счёт. В январе 1722 г. был подписан указ о создании прокуратуры. Прокуратура стояла над Сенатом и всеми другими государственными учреждениями. Система прокуратуры возглавлялась генерал-прокурором. Первым генерал-прокурором стал П. И. Ягужинский. Прокуроры находились при всех коллегиях и надворных судах. Они вели надзор за действиями и решениями Сената, а также других центральных и местных учреждений. 
В 1708-1710 гг. была проведена первая областная реформа. Страну разделили на губернии и провинции. Всего было образовано восемь губерний. Во главе их стояли губернаторы, обладавшие в своих владениях неограниченной властью. Губернии делились на провинции, а провинции - на уезды. В результате проведения областной реформы резко возросло количество чиновников на местах. После второй областной реформы всесильные прежде губернаторы лишились значительной части своей власти. 

Изменения затронули и церковь. После смерти патриарха в 1700 г. царь решил не назначать нового патриарха. В дальнейшем государство постепенно накладывало на церковь разные ограничения. С 1721 г. для управления церковью была учреждена Духовная комиссия вскоре преобразованная в Синод. Президентом Синода стал местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Реальным же руководителем Синода являлся его вице-президент Феофан Прокопович - правая рука царя в церковных делах.

Социальные преобразования.
В 1722 г. Петром была yчереждена Табель о рангах. Все чиновники, офицеры и придворные делились на 14 классов. После производства в 14- й класс лица недворянского происхождения получали личное, а после 8 (для военных - 14) - потомственное дворянство. 

Указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» иначе – указ о единонаследии Петр I подписал 23 марта (3 апреля) 1714 года. Данный указ закрепил дворянскую собственность на землю и уравнял в правах владельцев вотчин и поместий. Это было чрезвычайно важно для установления российского дворянства как цельного полноценного звания .http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/1180-ukaz-petra-i-o-edinonasledii.html

     Согласно указу 1714 года , недвижимое имущество могло передаваться отцом только одному из сыновей или дочерей (дочери - при отсутствии сына); и одному из родственников – при отсутствии детей. Если недвижимое будет принадлежать одному из сыновей, а другим – только движимое, государственные доходы будут больше, потому что из большего, господин имеет больше прибыли. Государству так выгоднее.

         Указ Петра о единонаследии был направлен против дробления имений дворян, которое, по мнению         7            Петра, приводило дворян к разорению. Царь ликвидировал юридически разницу между вотчинами и поместьями, вследствие чего возник единый вид собственности на землю.

       Принудить к службе молодых дворян – в этом была одна из главных целей указа. С принятием указа была создана ситуация, когда они вынуждены зарабатывать на хлеб себе службой, учёбой, торговлей и т.п. Различными способами пытались уклоняться от службы, но государство наказывало всех тех, кто не повиновался призыву. В соответствии с законом 1714 года о единонаследии , того, кто уклонился от службы, лишали имения в пользу осведомителя (и холопа, в том числе)

5 (16) февраля 1722 г. император Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника. http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=428.  Данный указ ломал вековые устои передачи власти от отца к сыну. Теперь государь мог назначить своим наследником кого пожелает, не следуя правилу первородства, если старший сын, по его мнению, оказывался непригодным для исполнения властных функций.

       Российская практика XVIII столетия показала, что в условиях абсолютной монархии, когда личность императора имела огромное значение, такой способ престолонаследия подрывал стабильность государственного управления и служил одной из предпосылок дворцовых переворотов. Поэтому Павел I в день своей коронации 5 (16) апреля 1797 г. подписал указ о престолонаследовании, отменявший Петровский указ. Новый закон положил начало гарантированному переходу императорской власти от отца к старшему сыну. Ставя закон о престолонаследии выше воли монарха, император Павел выражал веру не в человека, свойственную закону Петра I, а в промысел Божий. Таким образом, преемственность монархической власти вновь стала независимой от влияний и желаний правящего класса, хотя и не гарантировала от заговоров.

    Было известно, что помещики укрывают число своих дворов с целью снижения налогов. Пётр по предложениям прибыльщиков (людей, придумывавших способы пополнения казны) перешёл к взиманию налогов не со двора, а с мужской души. В 1718 г. была начата подушная перепись населения. В 1722-1724 гг. провели peвизию (проверку) результатов этой переписи. Ревизия обнаружила утайку целого миллиона мужских душ. Весной 1724 г. стала, наконец, известна более или менее точная цифра ревизских душ - 5,4 млн. Взимаемый с крестьян налог шёл на содержание сухопутной армии, налог с посадских людей - на содержание флота.

В результате проведения ревизии и связанной с ней податной реформы в стране была введена паспортная система в 1724г. Теперь каждый крестьянин, уходя на заработки на расстояние свыше 30 верст от своего дома, был обязан иметь при себе паспорт. В паспорте был указан срок возвращения крестьянина.

Паспортная система облегчала командам сыщиков борьбу с бегством крестьян. Каждый крестьянин, не имевший паспорта и находящийся вдали от своего дома, подлежал задержанию.

Год

преобразования, реформы

До Петра I

При Петре I

Функции         

Государственные реформы                                                                                                                   

1699

Боярская дума

 

 

 

 

 

 

1699

 

Бурмистерская палата

 

 

 

 

 

 

8.

1700

 

Ратуша

 

 

 

 

 

 

 

1708

 

 

 

 

 

 

 

1711

 

 

 

 

Сенат

 

 

 

 

 

1711

 

 

 

 

Фискалы

 

 

 

 

1718-1720

 

 

40 приказов

11 коллегий

 

 

 

 

 

1720

 

Главный магистрат

 

 

 

 

 

 

1721

Синод

 

 

 

 

 

 

1722

 

Прокуратура

 

 

 

 

 

 

Административно-территориальные

1708-1710

 

Областная_____________

губернии и провинции

 

 

Результат:

 

 

 

 

Изменения в сословиях

1714

 

 

 

 

 

 

 

 

Указ о единонаследии

Значение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1718

 

Подушная перепись населения

 

 

 

 

 

 

 

1722-1724

 

 

 

Ревизия

 

1722

 

Табель о рангах

Значение:

 

 

 

1724

 

Паспортная система

 

 

 

 

 

 

9

2.1  Исследовать текст и систематизировать в виде таблицы «Реформы  в экономике»

     

Название

Цель

Значение

Протекционизм

 

 

 

 

 

 

 

Меркантилизм

 

 

 

 

 

 

 

Таможенный тариф 1724 –

 

высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: (вставить необходимые слова)                                                                                                  10

Значение реформ Петра Великого.

Деятельность Петра I оказала ________________________влияние на историю России, которую часто делят на допетровский и послепетровский периоды. Страна совершила огромный __________________ рывок вперёд. Заслуги Петра ____________________. Развитие ________________________промышленности, продолжавшееся и после Петра, сделало Россию одной из крупнейших _____________________ держав своего времени. Было открыто множество новых месторождений полезных ископаемых. Выросла внутренняя и внешняя ______________________. В России появилась мощная ___________________, впервые был создан военно-морской флот. Эффективность управления страной____________________________.  ­­­­­­­­­­­­­­Возник новый __________________ аппарат, эффективность управления повысилась. Было открыто множество учебных заведений. Изменились культура и образ жизни многих слоёв общества. Построили новые города, прежде всего величественный Санкт - Петербург. Россия получила выход к _____________________ морю. Россия стала________________________, а Пётр I____________________.

Однако при Петре резко выросли налоги и повинности, усилилось крепостничество, множество людей погибло на полях сражений, строительстве городов, каналов, заводов, положение значительной части населения ухудшилось. Это была плата за ускоренное развитие страны.

В результате реформаторской деятельности Петра в России окончательно оформилось____________________.

 

Д/З  смотреть в ВК  от 22 .02.2016   № 0951  к следующей паре:

__.02.2016    № 1415      

1. Уметь пересказать  §43 или  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/09.php.

2. Знать причины и итоги Северной войны.

 

3. Заполнить таблицу № 1 «Сухопутные сражения Северной войны»

Дата

Сражение

Результат для русских войск

 

 

 

 

4. Заполнить таблицу № 1 «Морские  сражения Северной войны»

Дата

Сражение

Результат для русских войск

 

 

 

 

5. Выбрать одно из направлений (государственных, административных, социальных, военных) реформ Петра Великого и доказать что, в результате преобразовательной деятельности императора, в России  окончательно оформилось самодержавие.

 

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/voron/04.php

Воронин А. История Российской Государственности

ОГЛАВЛЕНИЕ

V. Россия в эпоху абсолютизма (XVIII - XIX вв.)

1. Реформы Петра Великого.

Петровская эпоха неизменно привлекает к себе внимание как профессиональных исследователей, так и простых любителей истории. Реформы, проведенные Петром, считаются, и вполне правомерно, одним из важнейших периодов в истории России, а самого Петра I даже большинство западных историков характеризует как личность, наиболее поразительную в истории Европы после Наполеона, как "самого значительного монарха раннего европейского Просвещения" (Р. Виттрам). В то же время, оценки значимости того, что произошло в начале XVIII в., весьма разнообразны, нередко прямо противоположны.

Расхождения наблюдаются уже в вопросе об обусловленности петровских преобразований и их взаимосвязи с предшествующей эпохой. Если одни видят в них революционный, по сути, разрыв с прошлым (при этом такой взгляд разделяли как сторонники, скажем С.М. Соловьев, так и противники -"славянофилы" - реформ), то другие - напротив, естественную эволюцию, развитие тех процессов, которые определились уже в XVII в. Надо сказать, что, по мере развития исследования этих периодов, число сторонников закономерности петровских реформ растет.

Чаще всего среди предпосылок петровских преобразований называют усиление центральной власти, консолидацию высших слоев общества на основе слияния поместной и вотчинной форм землевладения, появление мануфактур и развитие торговли, все более активные связи с Западом и т.п. Обращается также внимание на настоятельную необходимость реформ с целью преодоления отсталости России. Впрочем, по мнению "славянофилов", эти реформы были не только не нужны, но, наоборот, крайне вредны для России.

Обусловленность и необходимость петровских преобразований доказывается также на примере событий конца XVII в., когда уже в ходе развернувшейся политической борьбы были предприняты попытки реформ. Собственно, первые действия Петра I после перехода власти в его руки фактически продолжают линию правительства царевны Софьи, как во внутренней, так и во внешней политике. Точно также как и Софья, свои главные усилия Петр сосредоточил на укреплении позиций России на Черноморском побережье. Правда, если Софья пыталась сразу овладеть Крымом, Петр, менее связанный временными ограничениями, мог действовать более основательно. Поэтому главной целью он сделал на первом этапе Азов. Азовские походы, хотя и принесли успех, обнаружили недостаток сил России для дальнейшей борьбы. Возникла необходимость в поисках союзников. Именно с этой целью в Европу отправилось "великое посольство" вместе с самим Петром. Тщетность попыток привлечь европейцев к борьбе с Турцией и настоятельная потребность в укреплении связи с Западом привели Петра к мысли о необходимости переориентации своих внешнеполитических целей с южного на северо-западное направление. В результате Россия присоединилась к Северному союзу, вступившему в борьбу со Швецией, делая ставку на достижение выхода к Балтийскому морю.

Однако уже начало военных действий в 1700 г. обнаружило явную неготовность российской армии к войне с таким сильным противником, как Швеция. Повышение боеспособности могло быть достигнуто лишь при условии ее реорганизации, что, в свою очередь, требовало весьма широких преобразований во многих областях жизни страны: и в управлении, и в экономике, и в культуре. По-видимому, первоначально Петр не имел каких-либо отчетливых планов реформ, скорее, они являлись спонтанной реакцией на требования момента (В.О. Ключевский вообще считал, что главной движущей причиной всех реформ была война.). Однако постепенно они приобретают все более последовательный и планомерный характер.

Обращенность реформ к войне предопределила интерес реформатора к армии. Ненадежность полурегулярного стрелецкого войска, продемонстрированная в стрелецких мятежах 1682, 1698 гг., заставила главные усилия сосредоточить, прежде всего, на создании регулярной армии. С этой целью была введена новая форма комплектования армии - рекрутские наборы, позволившие резко увеличить численность армии и повысить ее боеспособность. Это не могло не сказаться на успешности действий русской армии в Северной войне.

Принципы организации регулярной армии Петр активно использовал при формировании новой системы государственного управления. Здесь основными направлениями перестройки явились бюрократизация и централизация системы, создание регулярной армии, упорядочение финансового дела и включение церкви в структуру государственной администрации.

Во главе государства теперь находился неограниченный в своей власти император, не нуждающийся в разделении власти с теми или иными сословиями или их представителями. Заменив Боярскую думу Сенатом, а патриаршество Синодом, Петр навсегда освободился от последних притязаний на власть аристократического и церковного элементов. Фактически той же цели служило и создание коллегий. При этом в коллегии Петр предпринял попытку соединить два весьма противоречивых принципа: централизм и коллегиальность. Та же противоречивость видна и в подходе к реформированию местного управления: с одной стороны, создается новая административная единица - губерния с жестко централизованной системой управления, а с другой - в учрежденных городских магистратах и ратушах вводится выборный принцип. Естественно, противоречие, как правило, разрешалось в пользу централизующего начала. Идея совмещения инициативы снизу с жестким контролем сверху оказалось нереализуемой, и централизация превратилась в господствующую черту новой системы управления.

Таким образом, к концу правления Петра I произошел окончательный переход к системе так называемого абсолютизма, означавшего неограниченность и неподконтрольность власти монарха.

Абсолютизм как система становится возможен в условиях обретения государством чрезвычайно широкой независимости от всех социальных групп общества. Расширение государственной самостоятельности в социальном отношении наблюдалось еще до Петра, однако решающую роль здесь сыграли петровские социальные реформы. Именно они покончили с давним расколом в среде высшего слоя общества, превратив дворянство в единый класс, имеющий обязательства лишь перед императором. Благодаря петровской Табели о рангах, личные заслуги, а не знатность, выдвигаются в качестве определяющего фактора продвижения по службе, что, с одной стороны, обеспечивает приток свежих сил на верхние ступени социальной лестницы, а с другой, учитывая обязательность службы дворянства, - повышает его зависимость от императора. Этим целям, в частности, служит Закон о единонаследии, отрывающий значительную часть дворянства от земли и потому буквально вынуждающий его к государственной службе. Тем самым, формируется и новая социальная группа - бюрократия - слой, полностью зависящий от государственной власти. Суверенность монарха усиливалась также в связи с укреплением позиций торгово-предпринимательского слоя. Активное поощрение Петром предпринимательской деятельности, проводимое через льготные государственные заказы и предоставление привилегий купечеству и т.п., укрепляло его позиции в отношениях с дворянством (и наоборот).

В то же время, льготы и преимущества постоянно соседствовали с принуждением (вплоть до принудительного применения самих льгот). Но если льготы, хотя бы в какой-то степени возмещали ущерб от использования насилия в отношении высших сословий, то крестьянство такой компенсации не получило. Дополнительное налоговое бремя через введение подушной подати, рост отработочных повинностей, приписка крестьян к заводам - являются несомненным свидетельством усиления крепостнических черт в политике государства по отношению к крестьянству. Особенно отчетливо это сказалось в сфере промышленности, где реформы привели к формированию нового социального слоя - работных людей, обслуживавших петровские мануфактуры.

Не отличаясь в техническом отношении от своих западноевропейских аналогов, российская мануфактура имела заметные особенности с точки зрения социальной. Это отличие заключалось, прежде всего, в использовании на ней принудительного труда. Приписные и посессионные (купленные к заводам) крестьяне составили основную массу ее работников, породив тем самым длительный спор в советской исторической науке относительно социальной характеристики российской мануфактуры. Тогда как одни старались не обращать внимание на эти особые черты и потому отстаивали идею ее капиталистического характера, то другие, напротив, видели в ней исключительно российский феномен - "крепостническое" предприятие, не имеющее ничего общего с капитализмом. Тем более, что и владельцем мануфактур в России нередко выступал не частный предприниматель, а само государство.

Государственные же интересы лежали и в основе активного стимулирования развития торговли, прежде всего, внешней. Поощрительная экспортная политика правительства (Таможенный тариф 1724 г.) обеспечивала положительное торговое сальдо, а следовательно, и весьма значительный приток денег в казну.

Забота о пополнении казны, наряду с другими экономическими мероприятиями Петра I, вполне укладывается в русло широко распространенных в XVIII в. в Европе меркантилистских доктрин. Но если одни историки считают это совпадение чистой случайностью, то другие видят в них вполне сознательное направление деятельности петровского правительства. В то же время, обращается внимание на известную самостоятельность проводимых в этой области мероприятий (акцент в покровительственной политике на развитие промышленности, а не торговли, интерес к сельскому хозяйству, невнимание к денежному обороту и т.д.).

Вообще роль государства в экономике при Петре I оценивается с весьма различных позиций: тогда как одни рассматривают его в качестве удачно использованного средства преодоления экономической отсталости, то другие обращают внимание на преждевременность и искусственность многих мероприятий в этой сфере, доказывая если не полную бессмысленность, то, по крайней мере, низкую эффективность тех чрезмерных усилий, которые были потрачены на осуществление "форсированной индустриализации".

Правда, никто не сомневается в полезности проведенных экономических реформ для решения внешнеполитических задач, поставленных Петром перед Россией. В ходе Северной войны удалось не только приобрести новые территории, но и осуществить давнюю мечту русских царей - получить выход к Балтийскому морю. Но было бы неправильно свести дело лишь к обычному укреплению торговых связей с зарубежными государствами, значение этого факта намного больше - Россия вышла из изоляции по отношению к Западу и начала активную переориентацию на него в своей внешней и внутренней политике, в укладе жизни, в культуре. Не ставя здесь вопроса об оценке этой новой ориентации, следует подчеркнуть что она определила дальнейшее развитие России почти на два века.

Громадная заслуга во всем этом российского императора. Не удивительно поэтому, что личность Петра I и его роль в реформаторской деятельности и сегодня вызывает живейший интерес не только ученых, но и прочей "читающей публики". Споры о Петре I идут в исторической науке довольно давно. Еще западники и славянофилы в середине XIX в. пытались дать оценку его личности и реформам. Диапазон мнений был при этом весьма широк: от западнического доказательства громадной позитивности созданного Петром до славянофильских утверждений о столь же громадном ущербе, нанесенном им России. Впрочем, скептики были и среди западников. Так, П.Н. Милюков обратил внимание на несопоставимость результатов преобразований и затраченных на их осуществление ресурсов. Хотя советская историческая наука вернулась к идее позитивности петровских реформ, сегодня все более распространенным становится критическое отношение к результатам деятельности Петра I.

 


 

 

 

Начало царствования Петра I. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации дисциплины «История»

Методические рекомендации дисциплины «История»

Духовная комиссия вскоре преобразованная в

Духовная комиссия вскоре преобразованная в

Год преобразования, реформы

Год преобразования, реформы

Изменения в сословиях 1714

Изменения в сословиях 1714

Меркантилизм

Меркантилизм

Заполнить таблицу № 1 «Морские сражения

Заполнить таблицу № 1 «Морские сражения

Однако уже начало военных действий в 1700 г

Однако уже начало военных действий в 1700 г

Особенно отчетливо это сказалось в сфере промышленности, где реформы привели к формированию нового социального слоя - работных людей, обслуживавших петровские мануфактуры

Особенно отчетливо это сказалось в сфере промышленности, где реформы привели к формированию нового социального слоя - работных людей, обслуживавших петровские мануфактуры

1/64 «Реформы Петра I»

1/64 «Реформы Петра I»

Начало царствования Петра I. Начало самостоятельного правления

Начало царствования Петра I. Начало самостоятельного правления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023