Методические указания к уроку
Тема урока "Решение текстовых задач с помощью пропорции"
Цели обучения:
6.1.2.6
делить величины в заданном отношении;
6.1.2.7
делить величины на части, обратно пропорциональные данным числам.
Критерии оценивания
Учащийся:
· применяет пропорциональные зависимости величин при решении задач;
· делит величины в заданном отношении;
· умеет решать текстовые задач на деление величины на части, обратно пропорциональные данным числам.
Теоретический материал:
Алгоритм деления числа в данном отношении
Чтобы разделить
число в отношении
, нужно:
Сложить и
. (Получим общее
количество частей.)
Разделить данное
число на сумму , т.е.
(Получим, сколько
приходится на каждую часть.)
Умножить результат
деления на , т.е.
(Получим число,
которое содержит
частей данного
числа.)
Умножить результат
деления на , т.е.
(Получим число,
которое содержит
частей данного
числа.)
Правило деления числа на части обратно пропорционально данным числам:
Чтобы разделить число на части обратно пропорционально данным числам, нужно это число разделить прямо пропорционально обратным числам.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Беседа.
Повторить алгоритм решения задач деления величины в заданном отношении. Приложение 1.
Приложение 1
1. В сплаве золото и серебро находятся в отношении 2:3. Найдите массу серебра, если его в сплаве на 6 г больше чем золота.
А) 16 г В) 18 г С) 20 г D) 12 г
2. Дана купила в магазине 18 яблок. Эти яблоки были поделены между матерью, отцом и Даной в отношении 2:1:3. Сколько яблок получил каждый из них?
А) 5; 4; 8. В) 7; 5; 7. С)6; 4; 8. D) 6; 3; 9.
3. Скорости двух всадников относятся как 2/5:7/20. Скорость первого всадника больше скорости второго на 1,5 км/ч. Найти скорость первого всадника.
А)17 км/ч В)21 км/ч С) 23 км/ч D) 12 км/ч
4. Угол величиной в 600 разделен на две части в отношении 2:3. Чему равна величина большей части?
A) 200; B) 240; C) 300; D) 360.
5. В группе всего 30 спортсменов: 12 футболистов, 6 волейболистов, остальные фигуристы. В каком соотношении находится их число?
A) 1:3:2 B) 1:2:3 C) 2:1:2 D) 2:1:3
Взаимопроверка заданий по ключу.
Совместно с учащимися определить тему и цели урока .
Коллективная работа. Работа с классом.
Разберите следующие 2 типа задач, с помощью презентации или заранее заготовленных записей на доске.
1) Решение задач где необходимо объединение двух отношений в одно, выразив общее число отношений одинаковым числом частей и деления числа на части;
2) Решение задач где необходимо деление числа на части обратно пропорционально данным числам. Предварительно разобрать с учащимися, что: чтобы разделить число на части обратно пропорционально данным числам, нужно это число разделить прямо пропорционально обратным числам.
1) Решение задач где необходимо объединение двух отношений в одно, выразив общее число отношений одинаковым числом частей и деления числа на части:
Задача. Разделить число 148 на три части так, чтобы первая относилась ко второй как 2 к 3, а вторая — к третьей как 5 к 4.
Решение: Второе число в первом отношении содержит три части, а во втором – пять частей. Нужно выразить второе число одинаковым числом частей. Для этого надо:
1) найти наименьшее общее кратное чисел 3 и 5, НОК(3;5)=15;
2) 15:3=5, поэтому все члены первого отношения умножаем на 5:
2:3 = (2 ∙ 5): (3 ∙ 5) = 10 : 15;
3) 15:5=3, поэтому все члены второго отношения умножаем на 3:
5 : 4 = (5 ∙ 3) : (4 ∙ 3) = 15 : 12.
Данные отношения 2:3 и 5:4 заменяем равными отношениями 10 : 15 и 15:12. Объединим 2 отношения, тогда числа относятся как 10 : 15 : 12. Далее решаем полученное отношение, используя алгоритм деления числа в данном отношении.
4) 148 : (10+15+12) = 4 в одной части.
5) 4 ∙ 10 = 40 – 1 число,
6) 4 ∙ 15 = 60 – 2 число,
7) 4 ∙ 12 = 48 – 3 число.
Ответ: 40 – 1 число, 60 – 2 число, 48 – 3 число.
Деление числа на части обратно пропорционально данным числам.
Задача 1. Мама хочет разделить 24 конфеты между двумя детьми в отношении, обратном отношению их возрастов. Определите, сколько конфет достанется брату, если ему 7 лет, а его сестре 5 лет.
Решение. 1) Способ по алгоритму деления числа в данном отношении
24:( +
) =24:
=24 ∙
=70
Пусть x1-число, соответствующее первой части, x2-число соответствующее второй части.
;
;
Ответ: брату 10 конфет, сестре 14 конфет.
2) Способ по правилу замены частей на обратные числа: Число 24 разделим на две части прямо пропорционально числам.
Правило: Чтобы разделить число на части обратно пропорционально данным числам, нужно это число разделить прямо пропорционально обратным числам.
Тогда число 24 разделим на две части прямо
пропорционально числам и
, то есть числам,
обратным этим числам 7 и 5, применяя алгоритм деления числа в данном
отношении или пропорции.
1) 24:( +5) = 24:
= 2 (конфет) - в
одной части.
2) 2 ∙ 7 = 14(конфет) сестре;
3) 2 ∙ 5 = 10 (конфет) брату
Ответ: брату 10 конфет, сестре 14 конфет.
Задача 2. Разделить число 434 обратно пропорционально числам 2;3;5.
Решение: Числа, обратные данным, относятся как:
Значит, число 434 можно разделить на три части пропорционально числам 15 : 10 : 6. Тогда:
434 : (15+10+6)∙15=210 - первое число (обратно пропорциональное 2)
434:(15+10+6)∙10=140 - второе число (обратно пропорциональное 3)
434:(15+10+6) ∙ 6=84 - третье число (обратно пропорциональное 5)
Ответ: 210, 140, 84.
Предложить ученикам выполнить аналогичные задания из учебного пособия "Математика 6", для закрепления и оценки уровня умения применять деления числа на пропорциональные части при решении задач деления величины в данном отношении, деление величины на части, обратно пропорциональные данным числам.
Групповая работа. Решение практических задач.
Объединить учащихся в однородные группы по 4 - 6 учеников, согласно выбранному уровню. Ученики в группе выполняют задания индивидуально, поделив задачи между собой, но имеют возможность обсудить непонятные вопросы в группе.
Приложение 2.
Группа I
1. Разделите число 120 на три части так, чтобы первая относилась ко второй как 1 : 2, а вторая — к третьей как 2 : 3.
2. Мама хочет разделить 22 конфеты между двумя детьми в отношении, обратном отношению их возрастов. Определите, сколько конфет достанется брату, если ему 6 лет, а его сестре 5 лет.
Группа II
1. Разделите число 160 на три части так, чтобы первая относилась ко второй как 1 : 3, а вторая — к третьей как 3 : 4.
2. Мама хочет разделить 18 конфет между двумя детьми в отношении, обратном отношению их возрастов. Определите, сколько конфет достанется сестре, если ей 5 лет, а её брату 4 года.
Группа III
1. Разделите число 170 на три части так, чтобы первая относилась ко второй как 1 : 2, а вторая — к третьей как 3 : 4.
2. Мама хочет разделить 12 конфет между двумя детьми в отношении, обратном отношению их возрастов. Определите, сколько конфет достанется брату, если ему 6 лет, а его сестре 3 года.
Группа IV
1. Разделите число 260 на три части так, чтобы первая относилась ко второй как 2 : 1, а вторая — к третьей как 3 : 4.
2. Мама хочет разделить 12 конфет между двумя детьми в отношении, обратном отношению их возрастов. Определите, сколько конфет достанется сестре, если ей 6 лет, а её брату 2 года.
Ответы: |
|
Группа I |
Группа II |
Группа III |
Группа IVI |
1 задание |
20, 40, 60 |
20, 60, 80 |
30, 60, 80 |
120, 60, 80 |
|
2 задание |
10, 12 |
8, 10 |
4, 8 |
3,9 |
Предоставить учащимся достаточно времени для выполнения заданий. Учитель проходит по рядам, слушает, при необходимости корректирует решения учащихся, оказывает помощь слабоуспевающим. . Каждая группа выбирает представителей для презентации своих решений классу. Озвучить решения задач. Сначала презентуют первую задачу все группы, затем - вторую. Предоставить учащимся достаточно времени для выполнения заданий. Проверка заданий по ключу
Беседа. Рефлексия. «Рефлексивный ринг»
Сегодня я узнал… Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось… Было трудно…
Я смог … Я понял, что…
Я теперь могу…
Меня удивило… Мне захотелось…
Домашнее задание.
решить из уровня В учебного пособия №...№.
На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в разнородных группах (разного уровня обучаемости). Ученики, распределяя в группе задания, самостоятельно выбирают уровень сложности.
Предусмотрена самопроверка по ключу, в ходе которой ученики оценивают умение применять умения делить число на обратно пропорциональные части. В ходе коллективной деятельности при решении задач оценивается умение применять способ решения.
Запланированые виды деятельности на уроке, способствующие передвижению учащихся по классу, необходимо обеспечить безопасность.
Следить за осанкой учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.