18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только.docx

18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только. Как научить детей понимать прочитанный текст?

Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста.

Как стать родителем читающего ребенка

Технология продуктивного чтения

Как научить детей понимать текст?

 

 

Обсудить статью (уже 1 коммент.)

Опубликовать свой материал

Чтение без понимания

Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.

Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.

Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.

Традиционные упражнения на понимание текста

Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:

найти в незнакомые слова и узнать их значение;

озаглавить текст, разделить его на абзацы;

составить план;

выделить основную мысль и тему текста;

найти в тексте описание природы или героя;

ответить на вопросы по тексту.

Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но  при этом имеют хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.

 

Упражнения для работы со словом и предложением

На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды.

Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться  такими способами:

Чтение текста с пропущенными в словах слогами.

Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).

Восстановление текста, который был написан крупными буквами и разрезан на кусочки.

Соединение начала и конца предложения.

Распространение предложений.

Исправление языковых или содержательных нарушений в тексте, текстовых "несуразиц".

Составление рассказа или предложения по ключевым словам.

Упражнения на понимание и осмысление всего текста

Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком, осмысление главной идеи, смысла произведения:

Восстановление логической последовательности текста  (ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу или следуя плану).

Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам).

Определение содержания текста по иллюстрациям.

Подбор иллюстрации к тексту.

Творческое преобразование текста (ученики должны придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие, например, место действия, характер героя, и попытаться представить, как развивались бы события  в этом случае).

Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает суждения, ученики определяют, верные они или нет).

Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев произведения.

Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").

 Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе текстов.

Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то, что непонятно, что хочется обсудить).

Что дают ученикам такие упражнения?

В результате систематического использования подобных упражнений на уроках  ученики могут научиться:

воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;

находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;

с помощью воображения воссоздавать авторские образы;

видеть текстовые "сигналы" —  ключевые слова, образы;

читать "активно", соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;

осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;

размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;

при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т.д.

Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.