Методические рекомендации к проведению урока
Начните урок с организационного момента, приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к урок. Совместно с учащимися определите цели урока, критерии оценивании, обсудите ход урока. Проведите выборочную проверку домашнего задания.
На данном уроке вводятся понятия масштаба, численного масштаба, приводятся примеры применения этих понятий к решению задач практического характера. При изучении данного материала учащиеся должны научиться решать три основные задачи: определять масштаб по заданному расстоянию на местности и расстоянию на карте (плане); при заданном масштабе и расстоянии на местности определять расстояние на карте (плане); при заданном масштабе и расстоянии на карте (плане) определять расстояние на местности. Отметим, что масштаб может быть выражен дробью (численный масштаб) или изображён графически (линейный масштаб).
Для подготовки учащихся к усвоению нового материала предложите учащимся задания на устный счет:
1. Выразите в километрах:
а) 32000000 см,
б) 600000 см,
в) 32000 см,
г) 5000000 см.
Ответ:
a )320 км
б) 6 км
в) 0,32 км
г) 50 км
2. Выразите в метрах:
а) 32000000 см,
б) 600000 см,
в) 32000 см,
г) 5000000 см.
Ответ:
а) 320000 м
б) 6000 м
в) 320 м
г) 50000 м
1) Подготовительная работа.
- Составьте отношения: а) 1 см к 5000 м, б) 1 см к 210 м, в) 1 см к 54 см, г) 1 см к 30000 км.
- Что нужно сначала сделать?
Ответ:
а) 1: 500000, б) 1: 21000, в) 1: 54, г) 1: 3000000000
Устное обсуждение. Поиск решения.
Поставьте перед учащимися проблемную ситуацию: Можно ли начертить план здания (прямоугольной формы в основании) длиной 50 м и шириной 20 м на странице тетради, если использовать масштаб 1: 50? Какой масштаб следует использовать, чтобы план поместился на странице тетради?
Обсудите ответы учащихся. Введите понятие масштаба и для чего он нужен.
Покажите решение данной задачи:
Решение. Если масштаб 1: 50, то размеры изображения здания на плане будут
50 м: 50 = 1 м и 20 м: 50 =5
2 м = 40 см.
Такое изображение не поместится в тетради.
Если масштаб 1: 500, то размеры изображения здания на плане будут
50 м: 500 =10
1 м = 10 см и 20 м: 500 =25
1 м = 4 см.
Такое изображение поместится в тетради. (Учащиеся могут предложить и другой масштаб, например 1: 400, 1: 1000.)
Задача №1. Длина отрезка на карте 2 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 100000.
Решение:
1:100000 - в 1 см 100000 см или 1000м или 1 км
2см100000
=200000см = 2000м = 2км
Задача №2. Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности 72 км. Каково расстояние между городами, на этой карте расстояние между ними 12,6 см?
Решение:
12,6:3,6= в 3,5 раза- разница в расстояниях
723,5=252 км
- расстояние между двумя городами на местности
Задача №3. Отрезок на местности длиной 3 км изображен на карте отрезком 6 см. Какова на карте длина отрезка, изображающего отрезок 10 км? Какой отрезок на местности изображает отрезок на карте длиной 1,8 см?
Решение:
1 км = 100000 см,
300000/6 =50000 см это масштаб карты,
1000000/50000 = 20 см - отрезок 10км,
1,850000 = 90000 см =
900 м - отрезок на карте 1,8см
Дескрипторы:
- переводит величины в одни единицы измерения;
- составляет отношение;
- находит масштаб карты
Предложите учащимся задания для формативного оценивания:
Раздел 6.1А Отношения и пропорции |
|
|
|
Цель обучения |
6.1.1.5 усвоить понятие масштаба
|
Критерий оценивания |
Обучающийся · Решает задачи, используя определение масштаба
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение |
Задание 1 На карте масштаб которой 1: 100000, расстояние между двумя городами равно 12 см. Каким будет расстояние на карте, масштаб которой 1: 300000? Решение: На карте, , масштаб которой 1: 300000
Дескриптор: Обучающийся - переводит величины в одни единицы измерения; - составляет отношение; - находит масштаб карты.
Задание 2 Длина железнодорожной магистрали 3140 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе: a) 1:10 000 000 b) 1: 20 000 Решение: Решение: a)1 : 10 000 000 означает что в 1 см на карте = 100 км на местности, следовательно расстояние 3140 км на карте будет изображено линией, длина которой равна 31,4 см (3140/100=31,4) b)1 : 2 000 000 означает что в 1 см на карте = 20 км на местности, следовательно расстояние 3140 км на карте будет изображено отрезком равным 157 см (3140/20=157)
Дескриптор: Обучающийся - составляет выражение, используя определение масштаба; - выполняет вычисления; - находит ответ. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Сегодня вы познакомились с понятием масштаб (отвечают ученики).
Узнали о практическом применении пропорций (отвечают ученики).
Применили полученные знания на практике.
Задание домашней работы с комментированием.
В качестве домашнего задания, предложите учащимся творческую работу. Она заключается в том, что вы придумываете историю поиска клада, изображаете карту и путь к сокровищам, используя полученные знания.
Ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/586691/
http://school–assistant.ru/?predmet=matematika&theme=mashtab
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.