1-4 класс. Программа "История и современность Кубанского казачества"
Оценка 4.9

1-4 класс. Программа "История и современность Кубанского казачества"

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
история +1
Все классы
29.08.2018
1-4 класс. Программа "История и современность Кубанского казачества"
Настоящая программа призвана обеспечить преподавание курса «История и современность кубанского казачества» в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений. Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков. Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА (3).pdf

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

 

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

 

(1-4 класс)

 

Настоящая программа призвана обеспечить преподавание курса «История и современность кубанского казачества» в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общая характеристика курса

 

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков. 

Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

-           воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;

-           привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;

-           знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами; 

-           приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;

-           знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества; 

-           формирование представлений о Кубанском казачьем войске;

-           развитие творческих способностей детей;

-           формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является выделение  авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся. 

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и, в дальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета. 

Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, жизни в своем городе, станице. Дети получают общие представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой казачества. Актуализация знаний учащегося, обращение к его опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания – принципу природосообразности.

Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре кубанских казаков в своем населенном пункте, районе, на Кубани в целом в различные исторические периоды, значимости  деятельности кубанских казаков.

Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.  С этой же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов  помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию. 

Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «К уб а но в ед ени е », «Осно в ы п ра во с лав ной к ул ь т ур ы », курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности,     залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.

Православная культура как основа духовных ценностей казака. 

 

Место курса в учебном плане или плане внеурочной деятельности

 

На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

 

Планируемые результаты изучения курса 

«История и культура кубанского казачества»

 

В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. 

Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского казачества» должны отражать сформированность:

          осознания себя гражданином России и жителем казачьего края,  чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;  

          уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре,  своей семье;

          социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;

          самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения; 

          чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

          навыков      сотрудничества   со      взрослыми и       сверстниками      в социальных ситуациях;

          мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметными результатами освоения курса «История и культура кубанского казачества» являются:

 

          способность осознавать цель и задачи изучения предмета; освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера; 

          формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; 

          освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

          использование различных способов поиска (интервьюирование,  справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать 

(записывать) в цифровой форме измеряемые величины; 

          умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики;

          овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,          классификации,   установления      аналогий    и       причинно-

следственных связей, построения рассуждений;

          готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 год обучения

1.     Кубанские казаки. 

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества».

Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

2.     Традиции и обычаи кубанских казаков. 

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.  

3.     Труд и быт. 

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

4.     Православие в жизни кубанского казачества.  

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.

5.     Кубанское казачье войско: история и современность. 

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

6.     Традиционная культура кубанского казачества.  

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

 

 

 

2 год обучения

 

1        Кубанские казаки. 

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество.

Казачьи заповеди.  

2        Традиции и обычаи кубанских казаков. 

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества 3 Труд и быт. 

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

4        Православие в жизни кубанского казачества.  

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – блгв князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

5        Кубанское казачье войско: история и современность. 

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

6        Традиционная культура кубанского казачества. 

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.

          

3 год обучения 1 Кубанские казаки. 

Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

2        Традиции и обычаи кубанских казаков. 

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

3        Труд и быт. 

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

4        Православие в жизни кубанского казачества.  

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

5        Кубанское казачье войско: история и современность. 

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска.

Час Славы Кубани.

6        Традиционная культура кубанского казачества. 

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

 

          

4 год обучения 1 Кубанские казаки. 

Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

2        Традиции и обычаи кубанских казаков. 

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

3        Труд и быт. 

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративноприкладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм.

Оружие казака. Награды.

4        Православие в жизни кубанского казачества.  

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

5        Кубанское казачье войско: история и современность. 

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

6        Традиционная культура кубанского казачества. 

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков.

Кубанский казачий хор.

ПРОГРАММА ИСТОРИЯ И

ПРОГРАММА ИСТОРИЯ И

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика курса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика курса

Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся

Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся

Православная культура как основа духовных ценностей казака

Православная культура как основа духовных ценностей казака

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины; • умение составлять тексты в…

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины; • умение составлять тексты в…

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков

Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды

Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018