1_Физика _10 класс_ Электростатика_ Электризация тел

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1_Физика _10 класс_ Электростатика_ Электризация тел.docx

Раздел долгосрочного плана: Электростатика

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

10.4.1.1 - применять закон сохранения электрического заряда  при решении задач;

Цели урока

Обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме, понимания сущности  процесса электризация тел, физической сущности закона сохранения заряда

Критерии успеха

Учащийся достиг успеха, если

Знание

знает закон сохранения заряда, умеет объяснять его физический смысл

Понимание

понимает, как происходит электризация тел

понимает то, что закон сохранения заряда соответствует закону сохранения энергии.

Применение

решает задачи на применение формулы закона сохранения заряда

Языковые цели

 

Учащиеся могут говорить о

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Электризация, электрический заряд, закон сохранения заряда, положительные и отрицательные ионы

Полезные выражения для диалогов и письма:

Сила взаимодействия двух точечных неподвижных зарядов прямо пропорциональна…

Привитие ценностей

 

 

Способность анализировать и давать оценку проблеме с различных точек зрения; уметь анализировать процессы, делать выводы, выражать эти выводы с математической точки зрения

Привитие ценностей осуществляется посредством/через… развитие навыков и исполнение различных ролей при работе в команде

Межпредметные связи

Химия – Строение атома, ионы. Математика - вывод  и анализ формулы

Навыки использования ИКТ

Калькуляторы - для сбора, обработки и презентации данных

Фрагмент кинофильма из серии Ералаш «Электризация. Короткое замыкание». https://www.youtube.com/watch?v=ocjfQNbT2Qo

Презентация

Предварительные знания

 

Электростатика -8 класс

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

Организационный момент                         

Постановка цели урока. Мотивация.

Слово «Электричество» довольно прочно вошло в нашу жизнь.

 Что же оно означает? Наше занятие мы начнем с путешествия в

Древнюю Грецию. В саду философ Фалес ведет разговор со своей

 дочерью:

Дочь Фалеса Милетского,

    Философа известного

    На берегу у озера

    Пряла однажды шерсть.

 

И тут она заметила,

    Случайно заприметила,

    Что вдруг пристало несколько

    Шерстиночек к нему.

Веретено янтарное,

    Как солнце лучезарное,

    Вращаясь, дело спорило,

    Хвала б ему да честь.

 

Списав на влажность оное

    Явленье незнакомое

    Прижала сильней прежнего

    Хитон к веретену.

Да что-то сердце ёкнуло,

    Рука внезапно дрогнула,

    И чудо – веретёнышко

    Вдруг сорвалось к воде.

 

И тёрла, что есть силочек,

    Да вот число шерстиночек

    Никак не убавлялось,

    А только лишь росло.

 

Вода его приметила

    И ласково так встретила

    Волной, обдав как пёрышко,

    Отдав его земле.

 

Немного утомлённая,

    Сим чудом удивлённая

    С желаньем не рассталась

    Отца спросить про то.

Дочь Фалеса Милетского,

    Философа известного

    Приняв его у берега,

    Спешила обтереть.

 

Отец дал разъяснения:

    “Секрет сего явления

    Сокрыт в веретене самом,

    Как корешок в земле”.

 

И о хитон свой новенький,

    О шерстяной о тоненький

    Стала тихонько, бережно

    Веретено тереть.

 

Дочь Фалеса Милетского,

    Философа известного,

    Уверилась, что дело в нём,

    В прекрасном янтаре

 

 

Обучающиеся  приветствуют учителя. Подготовка к работе.

1

 

Середина урока

 

1.       Актуализация знаний. Вопросы учащимся.

Вспомним изученный в 8 классе материал:

1. Что изучает электродинамика?

2.Что такое электрический заряд?

3.Каково строение атома?

4.Какой заряд называют элементарным? Каково его значение?

5.Можно ли делить электрический заряд бесконечно?

6.Как найти заряд тела? Какое тело является электрически нейтральным?

7.Что называют положительным и отрицательным ионом?

8. Какие 2 рода зарядов существуют в природе. Как взаимодействуют эти заряды?

  2.  Экспериментальные задания. Организация работы в группах. (Продолжительность работы в группах 10 минут)

Оборудование: линейка, лампа, вкрученная в патрон на подставке, эбонитовая палочка.

Опыт 1. Натирание (электризация) воздушных шаров.

 

Опыт 2: Наэлектризованная эбонитовая палочка подносится к деревянной линейке. Линейку уравновешиваем на лампе. Натираем эбонитовую палочку о мех и подносим к линейке. Результат: Линейка начинает вращаться.

 

Опыт 3: Наэлектризованная стеклянная палочка подносится к живому цветку. Листочки отклоняются к палочке.

Опыт 4: Наэлектризованная эбонитовая палочка подносится к струйке воды. Струйка отклоняется к эбонитовой палочке.

 

Опыт 5:  Мелкие частицы бумаги притягиваются к наэлектризованной эбонитовой палочке, авторучке.

 Обсуждение опытов, выводы:

ü  Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией.

ü  Электризация это процесс сообщения телу электрического заряда.

Опыт 6: Демонстрационные эксперименты с электрофорной машиной и султанчиками. султанчики подсоединены к разным полюсам машины: султанчики подсоединены к одному полюсу электрофорной машины.

Демонстрация с помощью электрофорной машины искрового разряда (молния).

Вывод: в природе существуют два вида электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака отталкиваются, а тела имеющие заряды противоположного знака притягиваются.

Опыт 7: Фронтальный эксперимент.

a.       Наэлектризуйте шарики трением о газету (поочередно).

b.       Подвесьте их на длинных нитях рядом.

c.       Что вы наблюдайте? Объясните наблюдаемые явления.

d.        Как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани (бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение. Объясните результаты опыта.

4.  Объяснение   нового материала

1. Виды электризации.

2. Польза и вред электризации:

Польза электризации

вред электризации

Корпус автомобиля заряжают положительно, а частички краски отрицательно. Происходит взаимодействие и равномерная окраска.

При трении о воздух электризуется самолёт. Если сразу подвести трап, может произойти сильный разряд. Возможен пожар. Вначале с самолёта спускают металлический трос, для снятия излишнего заряда. Происходит разрядка самолёта при взаимодействии троса с землёй.

Сильные электрические поля используют в медицине «аэрозоль». Более мелкие частицы глубже проникают в лёгкие

Б) В кабине бензовоза есть надпись «При наливании и сливании горючего включить заземление». Почему к корпусу бензовоза присоединена массивная цепь, которая волочится по земле

Электрокопчение. Рыбу зарядили положительно, дым отрицательно. Копчение происходит за несколько минут

Статическое электричество

Все машины из-за пыли быстрее изнашиваются. Газ в трубе электризуется, заряжает частички пыли, пыль оседает на стенках трубы. Периодически трубу встряхивают, и зола падает в специальный бункер. Происходит очищение промышленного дыма.

 

 

Просмотр фрагмента кинофильма из серии Ералаш «Электризация. Короткое замыкание». https://www.youtube.com/watch?v=ocjfQNbT2Qo

 

2.       Закон сохранения заряда.

 

q1 + q2 +…+ qn = const

Вывод:

  1. Существуют два вида электрических зарядов.
  2. Все электрические заряды кратны элементарному заряду е.
  3. Алгебраическая сумма зарядов в изолированной системе постоянна. Сумма всех отрицательных зарядов в теле равна по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов, а тело в целом не имеет заряда
  4. Тело электризуется, когда оно приобретает или теряет электроны.
  5. При электризации заряды не создаются, а только разделяются.
  6. Тело заряжено отрицательно – тело имеет избыточное число электронов, по сравнению с нормальным состоянием.
  7. Тело заряжено положительно – тело имеет недостаточное число электронов, по сравнению с нормальным состоянием.
  8. Чем больше тело, которому передают заряд, тем большая часть зарядов на него передается.

5.       Закрепление материала. «Проверь себя» (лист самоконтроля с вопросами)

1) В каком случае взаимодействие зарядов указано правильно?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507947/Image1333.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507947/Image1333.gif

2) Определите знак заряда палочки

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507947/Image1334.gif

 

3)

4)      В чем состоит явление электризации? Объясните это явление с точки зрения электронной теории.

5)      Сформулируйте закон сохранения заряда?

 

http://www.youtube.com/watch?v=bO91e0AaGGg&feature=related

 

http://www.youtube.com/watch?v=A_NcMQA5RQc

 

http://www.youtube.com/watch?v=F1z5UaX96j8&feature=related

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент кинофильма из серии Ералаш «Электризация. Короткое замыкание». https://www.youtube.com/watch?v=ocjfQNbT2Qo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

 

V.            Итог урока. Рефлексия.

Продолжи фразу:

- Сегодня на уроке я…..

- Самым сложным для меня было….

- Теперь я знаю….

- Над этим мне нужно поработать дома…

Домашнее задание. Теоретический материал. Задачи Рымкевич.

Задачи №688-690 Рымкевич

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье сберегающие технологии.

Используемые физ.минутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru