1_Физика _10 класс_ Электростатика_ Сравнение хар-к ЭП

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1_Физика _10 класс_ Электростатика_ Сравнение хар-к ЭП.docx

Раздел долгосрочного плана: Электростатика

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Связь между напряженностью и разностью потенциалов для однородных электрических полей.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

10.4.1.5 - применять формулу, связывающую силовую и энергетическую характеристики электростатического поля, при решении задач; 10.4.1.6 - сравнивать силовые и энергетические характеристики гравитационного и электростатического полей;

Цели урока

Обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме, понимания сущности  эквипотенциальных поверхностей, силовых и энергетических характеристик электростатического поля.

Критерии успеха

Учащийся достиг успеха, если

Знание: Связь между напряженностью и разностью потенциалов для однородных электрических полей.

 Знает определения таких понятий, как электрический заряд, электрическое поле, напряженность, потенциал, разность потенциалов, напряжение, диэлектрическая проницаемость;

законы: Кулона, сохранения заряда.

Понимание

сравнивает силовые и энергетические характеристики гравитационного и электростатического полей;

Применение

решает задачи на применение формулы, связывающей силовую и энергетическую характеристики электростатического поля

Учащиеся должны уметь решать задачи на: закон сохранения электрического заряда; закон Кулона; движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; расчет напряженности; расчет напряжения; определение работы электрического поля.

Языковые цели

 

Предметная лексика и терминология

Учащиеся могут проводить в классе дискуссии по теме напряженность и потенциал электрического поля, эквипотенциальная поверхность

Предметная лексика и терминология

Напряжение, напряженность, разность потенциалов, потенциал, эквипотенциальная поверхность

Напряжение

Voltage

Напряженность

Electric Field Strength or Electric Field 

 

Разность потенциалов

Potentialdifference

Потенциал

Potential

Эквипотенциальная поверхность

Equipotentialsurface

Привитие ценностей

 

 

·         данный урок направлен на привитие уважение и ответственности посредством парной и групповой работы  при решении задач;

·         умение применять знания теории на практике;

·         наблюдательность, самостоятельность;

·         мышление учеников посредством логических учебных действий;

·         побуждать использовать полученные на уроках знания в повседневной жизни.

Межпредметные связи

математика

Навыки использования ИКТ

Предварительные знания

 

Работа сил электрического поля

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина

урока

1. Организационный момент.

1. Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку,  эмоциональный настрой учащихся.

 

Повторение пройденного материала(индивидуальные ответы учащихся у доски)

1. Что понимают под работой электрического поля? Запишите формулу работы по перемещению заряда в электрическом поле?

2. Зависит ли работа поля от формы траектории? Чему равна работа поля по замкнутому контуру? К какому виду поля относится электростатическое поле?

3. Как связано изменение потенциальной энергии с работой? Чему равна потенциальная энергия заряженной частицы в однородном электрическом поле?

4.Что называют потенциалом электростатического поля? Какая формула выражает смысл этого понятия? Потенциал – величина векторная или скалярная?

5.Что называют разностью потенциалов между двумя точками поля? Какая формула выражает смысл этого понятия?

6. Какова единица измерения потенциала и разности потенциалов? Сформулируйте определение этой единицы.

7. Какова связь между напряженностью поля и напряжением?

8. Какие поля называют эквипотенциальными? Изобразите эквипотенциальные поверхности.

 

 2.  Актуализация знаний

Метод кейс-стадии для формирования коммуникабельности, лидерства, умения анализировать большой объём информации, работая в группе, принимать решения в условиях недостатка информации. Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём-либо, то это и есть его открытие. Для того чтобы человек открыл что-то новое для человечества, да просто для самого себя необходимы знания. Определим багаж ваших знаний, полученных при изучении темы “Электростатика”

Деление учащихся на 2 группы. Составление  сравнительнойхарактеристики электрического и гравитационного поля. Учащиеся самостоятельно заполняют характеристики электрического поля, по гравитационному полю, работают вместе с учителем.

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика электрического и гравитационного поля.

 

 

 

Характеристики

Aspects

Электрическое поле

ElectricField

Гравитационное поле

GravitationalField

1.

Физические величины создающие поле, или взаимодействующие с полем

 

 

2.

Определение напряженности поля

DefinitionofFieldStrength

 

 

3.

Сила взаимодействия между двумя точечными зарядами или массами

Force between two Point Charges or Masses

 

 

4.

Напряженность поля точечного заряда или массы

Field Strength of isolated Point Charge or Mass

 

 

5.

Определение потенциала

DefinitionofPotential

 

 

6.

Потенциалточечногозарядаилимассы

Potential of isolated Point Charge or Mass

 

 

7.

Изменение потенциальной энергии

ChangeinPotentialEnergy

 

 

 

 

 
Эксперимент

Рисунок

Результат эксперимента и его объяснение

 

Две полиэтиленовые полоски взаимодействуют, как показано на рисунке. О чем свидетельствует опыт? Что произойдет, если полоски соприкоснутся?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213627/img2.jpg

 

 

Нейтральную палочку поднесите к заряженному электрометру, как показано на рисунке. Каким знаком зарядилась палочка? Как экспериментально проверить знак палочки?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213627/img1.jpg

 

 

 

4.Закрепление:

Решение задач

1.       Какую разность потенциалов должен пройти электрон, чтобы его скорость увеличилась от 5 до 20 Мм/с?

2.       В однородном поле напряженностью 60 кВ/м переместили заряд      10нКл. Вектор перемещения равен по модулю 50 см и образует угол 60° с направлением силовой линии.

 Найдите:

(а) работу электрического  поля по перемещению этого заряда;

(a)    изменение потенциальной энергии взаимодействия заряда и поля;

(b)    напряжение между начальной и конечной точками перемещения.

(c)    Дайте ответы на эти же вопросы для случая перемещения отрицательного заряда

 

Конец урока

 

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Рефлексия урока учащимися.

Вопросы для обсуждения:

1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы?

2. Что в работе было наиболее интересным?

3. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

4. Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Чередование разных видов деятельности;

Разнообразие заданий;

Наглядность;

Заинтересованность учащихся;

Смена рабочих мест, для выполнения заданий;

Дружеская атмосфера на уроке.

 

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 


Характеристики

Aspects

Электрическое поле

ElectricField

Гравитационное поле

GravitationalField

1.

Физические величины создающие поле, или взаимодействующие с полем

 

 

2.

Определение напряженности поля

DefinitionofFieldStrength

 

 

3.

Сила взаимодействия между двумя точечными зарядами или массами

Force between two Point Charges or Masses

 

 

4.

Напряженность поля точечного заряда или массы

Field Strength of isolated Point Charge or Mass

 

 

5.

Определение потенциала

DefinitionofPotential

 

 

6.

Потенциалточечногозарядаилимассы

Potential of isolated Point Charge or Mass

 

 

7.

Изменение потенциальной энергии

ChangeinPotentialEnergy

 

 

Характеристики

Aspects

Электрическое поле

ElectricField

Гравитационное поле

GravitationalField

1.

Физические величины создающие поле, или взаимодействующие с полем

 Заряд q

Chargeq

Масса m

Massm

2.

Определение напряженности поля

DefinitionofFieldStrength

Сила, действующая на положительный заряд, называется напряженностью электрического поля.

Electric Field Strength -Force per unit positive charge
E = F / q

Ускорение свободного падения (напряженность гравитационного поля)- сила действующая на единицу массы

Force per unit mass
g = F / m

3.

Сила взаимодействия между двумя точечными зарядами или массами

Force between two Point Charges or Masses

ЗаконКулона

Coulomb's Law:
Fe = q 1 q 2 / 4
πεor2=k q 1 q 2/r2

Законвсемирноготяготения

Newton's Law of Gravitation:
Fg = G Mm / r2

4.

Напряженность поля точечного заряда или массы

Field Strength of isolated Point Charge or Mass

Напряженность поля точечного заряда

E = q / 4πεor2 = kq /r2

Ускорение свободного падения (напряженность гравитационного поля)

g =  GM / r2

5.

Определение потенциала

DefinitionofPotential

Работапоперемещениюположительногозаряда

Work done in bringing a unit positive charge from infinity to the point;  = W / q

Работапоперемещениюединичноймассы

Work done in bringing a unit mass from infinity to the point; φ = W / m

6.

Потенциалточечногозарядаилимассы

Potential of isolated Point Charge or Mass

Потенциал точечного заряда

φ = q / 4πεor= kq /r

Потенциалгравитационного поля

φ = -G (M / r)

7.

Изменение потенциальной энергии

ChangeinPotentialEnergy

Изменение потенциальной энергии электрического поля

 

ΔWp= q Δ φ = q U

Изменение потенциальной энергии гравитационного поля

 

ΔWp = m Δφ