МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРА
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»)
Методическая разработка
«Уроки хореографии»
Составитель:
Артемьева Людмила Владимировна,
педагог дополнительного образования.
г. Лангепас
Аннотация
Методическая разработка «Уроки хореографии» написана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Инструкторы-хореографы», которая имеет социально-педагогическую направленность.
Представленный материал охватывает общеметодические вопросы ведения учебной документации, организации урока хореографии, раскрывает структуру урока и формы его организации.
Данная разработка рекомендуется для учащихся среднего и старшего школьного возраста для работы в хореографических коллективах инструкторами.
Цель: Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
Задачи:
1. Формирование новых понятий и способов действий у учащихся.
2. Применение полученных знаний на практике.
3. Стимулирование у детей интереса к хореографии.
Введение
Структура урока и формы его организации имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы обучаемого. В своей самостоятельной педагогической работе на базах практики, студенты-хореографы в планировании урока хореографии часто сталкиваются с трудностями формулирования целей уроков, его структурного построения, грамотного оформления поурочного плана в целом. Оказать помощь в составлении поурочного плана урока хореографии призваны данные методические рекомендации.
Любой урок - традиционный или проблемный, развивающий или тормозящий развитие, интересный или скучный – структурно состоит из объективно существующих элементов.
Их разнообразное сочетание и различия по времени, степени взаимодействия между собой и определяют большое многообразие типов уроков. Из всех элементов урока выделим наиболее часто встречающиеся в практике, а именно:
1. Изучение нового материала. Каковы бы ни были организационные формы урока, методы, приемы, этот элемент всегда будет на уроке и при других формах обучения.
2. Закрепление пройденного. Для получения прочных знаний совершенно необходимо их постоянное закрепление.
3. Контроль и оценка знаний учащихся. Без эффективного контроля процессом обучения нельзя правильно управлять. Принципиального значения не имеют ни формы контроля, ни количество выставляемых оценок. Формы контроля определяются тактическими задачами. Важно, что без контроля и оценки знаний нельзя организовать целенаправленный процесс обучения. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития.
4. Домашнее задание. Это необходимый элемент урока. Домашнее задание – естественное продолжение данного урока и начало последующего.
5. Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу отводится все более значительное место на современном уроке.
Таким образом, выделено пять основных элементов урока.
Под структурой урока нужно понимать совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность.
Уровень современности урока, его эффективность в значительной мере определяются характером, способами взаимодействия между отдельными элементами урока. Мастерство учителя и заключается в том, чтобы найти эти оптимальные варианты взаимодействия между элементами урока.
Типы уроков разнообразны, и их трудно представить в какой-либо одной классификации. В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков. На сегодня наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям. В соответствии с этой классификацией выделяются:
1 тип - Урок изучения нового материала. Часто основной дидактической целью урока целесообразно поставить изучение нового материала (изучение любой народности танца). Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция учителя, объяснение с активным привлечением детей, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов. При этом не следует забывать что, какой бы метод обучения ни применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Задавая вспомогательные вопросы учащимся в процессе объяснения, учитель осуществляет контроль знаний и усвоения ранее пройденного (при изучении fondu на 90* учащиеся вспоминают предыдущий вид и его правила исполнения).
2 тип - Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков. Уроки «чистого» повторения менее эффективны. Предпочтительно, чтобы учащиеся одновременно с повторением учились применять знания в несколько измененной ситуации (предлагается студенту непросто назвать правила того или иного движения, а выступить в роли педагога, увидеть ошибку в исполнении движения сокурсником и сделать замечание по правилам исполнения).
Не исключена, разумеется, возможность такого построения урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например перед контрольной работой (творческим показом). Наблюдения показывают, что повторение на четырех уроках по 10 минут дает несравненно больший эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течение 40 минут. Однако здесь нельзя подходить к вопросу механически. Различные учебные ситуации предполагают разные подходы.
3тип – Урок обобщения и систематизации. Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.
4 тип - Комбинированный урок. На этом уроке решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название – комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока. Это наиболее распространенный в практике тип урока. Число элементов урока может быть различным. Еще более многообразны при этом внутренние связи и взаимодействия между элементами урока.
5 тип - Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и т.д.; зачет; зачетная практическая работа ; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.
Виды уроков
Урок – лекция, урок – семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа),
урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
Уроки самостоятельных работ, урок – лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар.
Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т. д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная или творческая) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др.
Как логика учебного процесса, не отменяя логики построения учебного предмета, приобретая свои специфические черты, так и организация урока, не противореча логике усвоения учащимися знаний, умений и навыков, в каждом отдельном случае приобретает свои особенности.
В педагогической науке есть немало классификаций типов уроков, но все варианты классификации имеют то общее, что в их основе лежит различение уроков в зависимости от преобладающей в них основной цели
Структура уроков
Урок изучения нового материала (сообщения новых знаний)
- организация начала урока;
- цель и задачи урока;
- подготовительная работа к объяснению нового материала (проверка домашнего задания, воспроизведение ранее изученного);
- объяснение нового материала;
- итоги урока и задание на дом.
Урок закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.
- организация начала урока;
- постановка цели и задач урока;
- закрепление;
- итоги и задание на дом.
Комбинированный урок.
- организация начала урока;
- проверка домашнего задания;
- постановка целей и задач урока;
- объяснение нового материала;
- закрепление – повторение;
- итоги урока и задание на дом.
Цели и задачи учебного занятия
На учебном занятии преподаватель решает задачи обучения, воспитания и развития.
1.Дидактическая (образовательная, обучающая, познавательная) цель – вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни и профессиональной деятельности, формирование системы знаний. 2. Развивающая цель – развитие творческого мышления, познавательных потребностей и способностей, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, логики мышления, речи и трудолюбия.
3. Воспитательная цель – воспитание гражданских качеств личности (нравственности, социальной активности, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, честности, высоких нравственных чувств).
План учебного занятия
План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписаний относительно его формы и содержания нет. Речь может идти только о рекомендациях, которые обеспечивали бы большую целесообразность разработки и удобство пользования этим планом в практической деятельности.
План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы в совокупности (по всему курсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.
Структура поурочного плана урока хореографии
План урока №1 по предмету « _____________________»__________
_________группы (класса) специализации «Хореографическое творчество»
Цели урока:
· дидактическая ……………………………………………
- ознакомить……
- сформировать знания, понятия…….
- добиться усвоения……….
- обобщить знания………
- научить приемам……….
- сформировать умения……
- закрепить навыки…………
- научить организовать рабочее место…….
- научить самостоятельно оценивать результаты работы, делать выводы и т.д.
· развивающая………………………………………………
- развитие мышления (умений анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать);
- воображения репродуктивного и творческого;
- сенсорных навыков (музыкального слуха, чувства ритма)
- моторных навыков (точность движения, их скорость, сила, темп);
- умений учебного труда ( наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
- волевой и эмоциональной сферы (эмоционального, артистичного исполнения, настойчивости, умение владеть собой, способность преодолевать трудности.
· воспитательная…(предполагает формирование черт характера и свойств личности)
- воспитание интернационализма (интерес к культуре, искусству разных народов),
- воспитание экологическое (чистоты класса, раздевалки, аккуратности и опрятности внешнего вида и т.д.)
- воспитание мотивов учения (познавательной потребности, интерес и активность),
- мотивов труда (потребность в нем, желание добиться высоких результатов труда, желание овладеть профессией);
- воспитание гуманности (внимательное отношение к окружающим, сочувствие, уважение старших);
- воспитание коллективизма (привычки считаться с мнением коллектива, умения работать в ансамбле);
- воспитание дисциплинированности (выполнение установленных норм требований к поведению и труду);
-воспитание эстетических взглядов (стремление к красоте в результатах труда, культуре рабочего места и поведения, формирование эстетического вкуса);
- воспитание экономических качеств (бережного отношения к материалам к культурным источникам, времени, оборудованию, костюмам и т.д.)
Ход урока хореографии
I. Организационный момент: поклон, проверка присутствующих на уроке, соответствующий внешний вид, уровень подготовки танцевального класса, цели и задачи данного урока.
II. Основная часть
1. Экзерсис у палки.
- Закрепление пройденного материала (повторение ранее пройденных движений, перечислить)
- Объяснение правил исполнения, показ нового упражнения и его исполнение учвщимися (одного или нескольких, перечислить)
2. Экзерсис на середине
- повторение упражнений, движений, комбинаций движений пройденных на предыдущем уроке
- объяснение правил, показ новых движений и их исполнение учащимися
- в плане по предмету «Классический танец» раздел «Alleqro»
- разводка этюдов и танцев
III. Подведение итогов урока (анализ работы класса на уроке, оценки)
IV. Домашнее задание (объяснение задания, поклон)
Структура урока (на примере урока классического танца)
Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития. Любой урок классического танца состоит из четырёх частей:
1. экзерсис у палки;
2. экзерсис на середине;
3. allegro;
4. port de bras.
Первая - экзерсис у палки, то есть изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца.
Работая над экзерсисом необходимо:
1. все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной, так и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает двигательный аппарат учащихся;
2. все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала;
3. все учебные задания начинать с preparation;
4.
помимо правильной подготовки и выполнения самого движения вырабатывать
у учащихся умение столь же внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное
задание, то есть вносить в исполнение элемент четкой завершенности.
Последовательность изучения всех движений классического танца предлагает учебная программа предмета. Но по мере их усвоения последовательность эта несколько изменяется. У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой:
1)Grand plie;
2)Различные виды battement tendu,
3)Rond de jambe par terre;
4)Battement fondu et battement soutenus;
5)Различные виды battement frappes;
6)Rond de jambe en l’air,
7)Double frappe et petit battement;
8)Battement releve lent et battement developpes;
9)Grand battement jete.
Сюда же входят различные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постоянно усложняющаяся последовательность исполнения экзерсиса, который может варьироваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя.
Вторая часть - экзерсис на середине. К экзерсису на середине можно приступить после изучения экзерсиса у палки. Все изученные движения в экзерсисе у палки выносятся на середину зала. Эта часть урока необходима для приобретения апломба, свободной ориентации во всех направлениях, для раскрытия творческой индивидуальности.
Последовательность, изучения та же, что и в экзерсисе у палки. Вначале все упражнения выполняются en face, движения не комбинируются. Затем изучается исходное положение - epaulement - для всех упражнений на середине.
Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее и короче. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Но как бы не был построен экзерсис на середине, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её.
Большое значение в экзерсисе на середине придается adagio. Например, А.Я.Ваганова все движения экзерсиса на середине зала задавала в форме 3 adagio, а Пономарев - в форме 5, разделяя движения на меньшие группы.
Adagio - это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.
Построение adagio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. Но в первом классе adaqio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать различные позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса. Начинают изучать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть составлять простейшее adagio.
Постепенно adagio приобретает все более трудный и силовой характер за счет объема и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приемов связи, повторов, малых и больших pirouettes. Таким путем постепенно утверждается учебная форма «большого adagio».
И, наконец, в старших классах вводится так называемое второе adagio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу.
В каждом adagio должна присутствовать
определенная учебная задача - отработка того
или иного исполнительского приема, а не вообще силы, устойчивости и
пластичности
движения.
В третьей части урока - allegro - осваиваются различные прыжки классического танца.
Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменяется. Различают малые, средние и большие прыжки.
Прыжки делятся на следующие группы:
1) С двух ног на две (changement, echappe, assemble, glissade, sissonne, ferme и др.);
2) С двух ног на одну (sissonne simple, sissonne ouvert, pas faille и др.);
3) С одной ноги на другую (pas jete, pas emboite и др.).
Высоту прыжков определяет музыкальный темп, соответствующий классу, заданию. «По мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они приобретают большую «подвижность», в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке».
Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.
Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением без резких спадов и подъёмов. При этом каждая часть урока должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.
Урок должен строиться по методу от простого к сложному. Поэтому в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения.
Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.
Примеры поурочных планов по предмету «Классический танец»
Пример №1
План урока №____ по предмету «Классический танец» 1 год обучения
Тема урока: «Освоение азбуки классического танца (fondu)».
Цели:
· дидактическая – знакомство с движением fondu, с методикой, характером, манерой исполнения.
· развивающая - познания в области хореографии и французского языка.
· воспитательная – воспитание культуры исполнения.
Ход урока
I. Организационный момент (поклон, отметить отсутствующих на уроке, объяснение над чем пойдет работа на уроке и настроить класс на позитивную работу.
II. Основная часть
1. Экзерсис у палки. – Повторение ранее пройденных движений и комбинаций:
· demi и grand plie, battement tendu, jete, rond de jamb и т.д.
- Объяснение нового материала:
правил исполнения и методической раскладки fondu;
· выполнение движения fondu с двух ног.
2. Экзерсис на середине
- марш по кругу
- повторение и закрепление пройденного материала
- исполнение простейших port de bras
Ш. Подведение итогов урока: анализ работы учеников на уроке; указание на ошибки и пути их исправления.
IV. Домашнее задание: повторить урок, знать методику исполнения fondu,
поклон.
Пример № 2
План урока №_____ по предмету «Классический танец» 2 год обучения
Тема урока: «Введение поз классического танца в экзерсис у палки»
Цели:
· дидактическая – знакомство с особенностью применения поз у палки;
· развивающая – умение соединять теорию с практикой, согласовывать движение с музыкой, музыкального слуха, памяти, внимания;
· воспитательная – воспитание грамотности и академичности исполнения, музыкального вкуса учащихся на произведениях классиков музыкального жанра в музыкальном сопровождении урока.
Ход урока
I. Организационный момент (отмечание отсутствующих в журнале и т.д.)
II. Основная часть
1. Экзерсис у палки
- рассказ и показ педагога об особенностях изменения некоторых поз у палки
- исполнение в позах у палки следующих движений:
· Battement tendu
· Battement tendu jete
· Grand battement
Все остальные упражнения исполняются en face.
2.Экзерсис на середине
· Battement tendu, jete, grant battement исполняются те же комбинации, что и у палки, а остальные фас.
· Повторение педагогом разницы в исполнении поз у палки и на середине
· Прыжки (повторение прыжков прошлого урока)
III. Подведение итогов урока (анализ работы класса на уроке, выставление оценок и т. д.)
IV. Домашнее задание:
· учить методику классического танца (раздел «Позы»)
· уметь применять эти знания на практике
· воспитывать в себе аккуратность в исполнении
· повторить урок.
Пример№ 3
План урока №______по предмету «Классический танец» 3 год обучения
Тема урока: «Вращательные упражнения»
Цели:
· дидактическая – знакомство с особенностями вестибулярного аппарата;
· развивающая – развитие навыков и умения балансировать на одной ноге, выработка устойчивости, апломба, скоростно-силовых способностей;
· воспитательная – воспитание грамотной техники корпуса во время вращения.
Ход урока
I. Организационный момент (поклон, отметка о присутствии учащихся на уроке и т.д.)
II. Основная часть
1. Экзерсис у палки
· урок у палки, включая полуповороты на п/п
· поворот носком в пол в rond de jamb par terre
· полуповороты в следующих комбинациях, что подготавливают к вращению на середине
2. Экзерсис на середине
· Исполнение упражнений экзерсиса с включением полуповоротов
· Изучение туров со 2 и 5 позиций
Ш. Подведение итогов урока (анализ работы класса, озвучивание индивидуальных оценок, замечания, закрепление методических знаний)
IV. Домашнее задание
· повторить урок
· Закрепить методику вращений
· Освоить технику исполнения туров со 2 и 5 поз
Примеры планов по предмету «Народный танец»
Пример №1
План урока №______по предмету «Народный танец» 1 год обучения
Тема урока: «Русский танец: дробные движения»
Цели:
· дидактическая – методика освоения русского ключа
· развивающая – развитие музыкальности, чувства ритма, координации
· воспитательная – воспитание интереса, эмоционального исполнения движений, приобщение к танцевальной культуре русского народа.
Тип урока – комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент (поклон, проверка присутствующих)
II. Основная часть
1. Экзерсис на середине
а) повторение и закрепление:
· разминка
· продолжение работы по постановке рук, корпуса и т.д.
· повторение материала предыдущей темы «Ходы в русском танце»
б) изучение нового материала:
- освоить основные удары в русском ключе:
· удар всей стопой в пол с остановкой в 6 поз.
· короткий удар по 6 поз
· скачок на всей стопе одной ноги, другая с сокращенной стопой на середине
- освоить движения русского танца:
· ковырялочка, гармошка
III. Подведение итогов (анализ работы класса, оценки и т.д.)
IV. Домашнее задание: освоить технику исполнения дробей и выученных движений.
Пример №2
План урока №_______ по предмету «Народный танец» 1год обучения
Тема урока: « Экзерсис у палки – составная часть урока по народному
танцу»
Цели:
· дидактическая – освоение методики изучения battement tendu и battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги;
· развивающая – развитие координации, музыкальности исполнения, силы ног, внимательности, умений слушать педагога, видеть главное в движении;
· воспитательная – воспитание дисциплинированности, потребности в высоких результатах, воспитание чувства темпа-ритма урока
Тип урока – комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент (поклон, отследить состояние готовности аудитории к уроку, внешний вид студентов)
II. Основная часть
1. Экзерсис у палки:
· Повторение, закрепление проученных упражнений у палки на предыдущих уроках
· Изучение battement tendu и battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги при муз. размере 2/4на 2 такта
2. Экзерсис на середине:
· Повторение ранее пройденных этюдов
· Изучение port de bras в характере русского танца
III. Подведение итогов (анализ работы класса на уроке, оценки)
IV. Домашнее задание: освоить технику исполнения нового упражнения у палки и на середине зала, поклон.
Пример № 3
План открытого урока по предмету «Народный танец»
Тема урока: «Удмуртский танец»
Цели:
· дидактическая – закрепить грамотное исполнение образцов удмуртского танца из золотого фонда национальной хореографии и других ее видов, освоение лексики, техники удмуртского танца
· развивающая – содействовать развитию координации, музыкальности, танцевальности и т.д., то есть расширению диапазона исполнительских возможностей
· воспитательная – содействовать воспитанию исполнительской культуры, ответственности, коллективизма, любви и бережного отношения к своей национальной культуре
Тип урока – совершенствования знаний, умений и навыков
Ход урока
I. Организационный момент (поклон, тема и цели урока)
II. Основная часть:
1. Экзерсис у палки в характере удмуртского танца для женского и мужского классов:
- demi и grand plie
- battement tendu
- battement tendu jete
- rond de jamb и rond de pied
- flic - flac
- подготовка к веревочке и веревочка
- battement fondu
- выстукивания
- developpe
- qrand battement.
2. Этюды и танцы на середине зала
- «Танец с хлопками». Постановка заслуженного артиста УАССР А,Бондарева, по записи зас. Артиста С.Старикова
- «Танец с колокольчиками» Постановка А.Бондарева, запись С.Старикова
- «Окрашивание шерсти» из репертуара ансамбля «Инву гур», постановка Батуриной Е.
- «Удмуртские игрища», постановка Батуриной Е.
III. Подведение итогов (проанализировать сюжетность, лексику удмуртского танца, оценить активность и качество исполнения, оценки и т.д.)
IV. Домашнее задание: сделать запись урока у палки и танцев. Поклон.
Поурочные планы по предмету «Ритмика»
Пример №1
План урока №_________по предмету «Ритмика» возраст 5-6 лет
Тема урока: «Упражнения и танцы для детей дошкольного возраста»
Цели:
· дидактическая – освоение правил исполнения упражнений разминки и детских танцев для дошкольного возраста
· развивающая – развитие чувства музыкального ритма через движение, навыков и умений эмоционально выразить свои чувства, развитие координации
· воспитательная – воспитание толерантности, пластической культуры тела у детей дошкольного возраста, через танцевальные образы воспитать доброе отношение к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент (поклон, тема и цели)
II. Основная часть:
1. Разминка для детей дошкольного возраста
a) Повторить:
- наклоны головы
- упражнения для плеч, рук, коленей, стоп;
- хлопки, приседания, притопы, бег на месте;
- движения для рук, корпуса;
- прыжки;
- музыкальная пауза для отдыха
б) Выучить:
- упражнение «Цапля», «Лягушки»;
- упражнения, сидя на полу;
- танцевальные композиции
2. Танцы для детей дошкольного возраста
а) повторить:
- «Енотик»
- «Матрешки»
- «Матросы», «Вальс»;
- «Веселые ладошки», «Озорные ножки»;
- «По полю, по полю»;
- «Вальс с цветами»;
б) выучить:
- «Паровозик»
III. Подведение итогов (анализ работы класса, оценки и т.д.)
IV. Домашнее задание: выучить танец «Паровозик», новые упражнения разминки, усвоить специфику работы с дошкольным возрастом.
Пример № 2
План открытого урока по предмету «Ритмика»
Тема урока: «Этюды и танцы, как средство развития эмоциональной выразительности детей»
Цели:
· дидактическая - освоение техники этюдов и танцев, понимание эмоциональной составляющей танцевального образа
· развивающая – развитие музыкальности, артистических способностей: эмоциональной выразительности, умению перевоплощаться из одного образа в другой
· воспитательная – воспитание через хореографические образы танцев таких качеств как, сочувствие, дружелюбие, терпимость, радостное отношение к жизни и т.д.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент (поклон, отсутствующие, тема и т.д.)
II. Основная часть:
1. Разминка (комплекс упражнений)
2. Этюды и танцы (перед каждым этюдом, танцем (с разведенной композицией) перед исполнителями ставится конкретная актерская задача по исполнению того или иного образа):
- «Часики»;
- «Мишка»;
- «Неваляшка»;
- «Самовар»;
- «Цыплята»;
- «Аленький цветочек»;
- «Веселая елка»;
- «Два веселых гуся»;
- «Танцуй и пой»;
- «Подсолнух»;
- «Гномики»;
- «Кузнечики»;
- «Карапузы».
Ш. Подведение итогов (анализ работы, оценки и т.д.)
IV. Домашнее задание: слушать детские песни и воплощать образы песен перед зеркалом
ПРИМЕРЫ УРОКОВ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Пример первого урока подготовительной группы
План урока
1 - Вводная часть урока:
• приглашение учеников в зал;
• расстановка учеников вдоль станков;
• приветствие, знакомство с педагогом и концертмейстером;
• обход детей и знакомство с их осанкой;
• беседа-диалог о танце;
• знакомство с элементами ритмики: слушание музыки и определение ее характера, темпа и размера; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка. ...
2 - Подготовительная часть урока:
• маршировка вдоль станков сначала бытовым и затем танцевальным шагом в различных ритмах (4/ 4, 3/4, 2/4) — в ритме марша, в ритме вальса, в ритме польки, меняя темп и включая паузы (на один такт 4/4, на 2/4, на 3/4);
• вспомогательные упражнения на полу.
3 - Основная часть урока — азбука классического танца:
• расстановка детей у станка;
• объяснение и разучивание правильного положения тела и его частей при сомкнутых ногах и с разворотом на 90-120 градусов;
• знакомство с пятью позициями ног, тремя позициями рук и подготовительным положением рук;
• правильное положение тела в I полувыворотной позиции ног.
4 - Заключительная часть урока — поклон при полувыворотном положении ног (в ритме марша 4/4).
Перед началом занятий педагог проводит беседу с родителями об одежде детей, о гигиене, прическе, о дисциплине и т. п. Дети занимаются в белых купальниках и мягких балетных туфлях (педагог объясняет, как и где пришиваются на туфлях ленточки).
ОПИСАНИЕ УРОКА
Вводная часть урока
На первом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой он говорит о своих требованиях, он предъявляемым к ученикам: форма, культура поведения на занятиях.
На первом уроке педагог знакомит учеников с залом, с правилами расположения учеников в танцевальном зале, говорит о постановке корпуса.
После этого педагог начинает знакомиться с каждым учеником, с его профессиональными данными — проверяет осанку, просит показать подъем ноги на полу в сторону, затем, поднимая ногу своего будущего ученика, определяет высоту шага в сторону, изучает гибкость его тела назад и вперед (назад — у станка, вперед — на середине зала). На этом же уроке дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной грамоты. Им объясняют значение музыки в хореографическом искусстве. Концертмейстер играет, а дети определяют характер музыки и ее темп. Затем их знакомят с музыкальными размерами 4/4, 3/4, 2/4. Хлопая в ладоши и притопывая, они воспроизводят разнообразные ритмические рисунки.
Подготовительная часть урока
Педагог объясняет детям, что такое бытовой шаг и что такое танцевальный. Педагог знакомит учеников с разными музыкально-танцевальными жанрами: классическим, характерным, историко-бытовым, современным. Затем вместе с педагогом дети разучивают несколько вспомогательных физических упражнений на полу, для чего, взяв подстилку, располагаются в шахматном порядке на равных расстояниях друг от друга. Сначала выполняются упражнения на напряжение и расслабление мышц ног, затем — на выворотность ног. Занимаясь партерными упражнениями на подстилках, ученики осваивают технику исполнения тех или других движений.
Основная часть урока — азбука классического танца Педагог объясняет детям правильное положение тела и его частей при сомкнутых ногах.
При этом следует обратить внимание на следующее:
• тело должно находиться на таком расстоянии от станка, чтобы кисти рук свободно, без упора лежали на палке станка и были на уровне талии;
• четыре пальца руки собраны, большой палец не обхватывает палку, а находится рядом с указательным пальцем, не прижимаясь к нему, запястье кисти опущено;
• руки в локтях слегка согнуты, в области подмышек к телу не прижаты;
• локти отведены слегка в стороны от корпуса;
• ноги сомкнуты так, чтобы носок одной ноги был прижат к носку другой, а пятка к пятке, колени и бедра соединены друг с другом;
• стопы должны плотно прилегать к полу (без упора на переднюю часть), чтобы тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги;
• ноги выпрямлены, бедра подтянуты, коленные чашечки также подтянуты вверх, ягодичные мышцы собраны в области копчика;
• живот слегка втянут, а талия как бы стянута поясом («схвачена»);
• плечи свободно опущены, ключицы расправлены, грудная клетка находится в положении выдоха;
• нижние края лопаток оттянуты вниз, к пояснице.
Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног: таз должен быть в центре, позвоночник вытянут, голову следует держать прямо, спокойно и непринужденно, подбородок не должен быть опущен вниз или приподнят вверх, шея не напряжена (педагог проверяет это спереди и сзади), все части тела должны быть симметричны. Педагог проверяет осанку детей, указывает на неправильности постановке тела и отмечает тех, у кого осанка правильная (нормальная). Затем педагог знакомит учеников с существующими в классическом танце позициями рук и ног. Им объясняется, что такое правильное положение тела (корпуса, ног, рук, головы) при полувыворотном положении ног. Проверив правильность положения тела и ног, педагог предлагает детям постоять таким образом в течение двух-четырех тактов музыкального аккомпанемента.
В конце урока следует показать, как делается поклон, когда ноги поставлены в полувыворотное положение (90-120°). Дети отходят от станков и поворачиваются лицом к педагогу, разворот ног 120, за счет «раз-два» голова наклоняется, на счет «три-четыре» — голова поднимается.
Список литературы
1. «Богословский В.В., Ковалев А.Т., Степанова А. М. Общая психология - М.: «Просвещение», 1981.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб, 2001.
3. Красовская В. История русского балета - Л.: «Искусство», 1978.
4. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001
5. Нарская Т.Б. Классический танец. - Челябинск, 2000.
6. Педагогика Педагогические теории, системы, технологии. - Под ред. СА. Смирнова, М.: АСАШМА, 2000.
7. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - Изд-во «Искусство», М.: 1971.
8. Энциклопедия. Русский балет - М.: «Большая российская энциклопедия», «Согласие», 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.