Методические указания к уроку
тема "Масштаб"
Цели обучения
6.1.1.5 усвоить понятие масштаба;
6.5.1.3 применять масштаб при работе с картой, планом, чертежом.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Беседа.
Начать с исторической справки о картах, чтобы показать учащимся насколько важны были для развития человечества те знания, которые мы сейчас приобретаем на уроке.
Изображение различных предметов — рисунки появились как средство общения между людьми еще до создания письменности.
С тех пор как научились возводить сначала простейшие, а потом более сложные сооружения, мастера стали использовать при строительстве рисунки, а затем и чертежи.
Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков.
При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения. Для построения таких чертежей были созданы первые чертежные инструменты — деревянный циркуль-измеритель и веревочный прямоугольный треугольник . В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов. Первым ввёл и применил масштаб на карте греческий учёный Анаксимандр, живший в VII–VI вв. до н. э. Им была создана карта мира с использованием масштаба, в центре которой располагалась Греция, а окружали её известные в то время части Европы и Азии.
Карта древнего Вавилона
Люди
всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки
изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи
местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между
берегами реки, чему равна длина реки и т.д. Одной из древнейших карт (за 2500
лет до н.э.) считается так называемый вавилонский чертеж, выполненный на
глиняной табличке.
Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в одно и тоже число раз с сохранением всех пропорций. Примером служат карты.
Предложить ученикам определить тему и цели урока – повторения.
Приложение 1
Теоретическая часть занятия (актуализация знаний)
1. Что такое отношение двух чисел?
_______________________________________________________________
2. Как можно записать отношение чисел?
_______________________________________________________________
3. Что показывает отношение чисел?
_______________________________________________________________
4. Что называется пропорцией?
_______________________________________________________________
5. Какими свойствами обладает пропорция?
_______________________________________________________________
6. Дайте определение масштаба
___________________________________________________________
7. Что показывает масштаб?
___________________________________________________________
Индивидуальная работа. Решение задач.
Для закрепления, предложить ученикам решить несколько задач из учебного пособия, или задания из Приложения 2, по вариантам.
Приложение 2
ВАРИАНТ 1
1. Расстояние между двумя пунктами на карте равно 3,8 см. Определите расстояние между этими пунктами на местности, если масштаб карты 1 : 100 000.
Ответ: 3,8 км
2. Прямоугольный земельный участок изображен на плане в масштабе 1 : 300. Какова площадь земельного участка, если площадь его изображения на плане 18 см2?
Ответ: 162 м2
3. Один отрезок на карте имеет длину 0,8 см, а на местности 1,2 км. Другой отрезок на этой карте имеет длину 4,2 см. Найдите его длину на местности.
Ответ: 6,3 км
ВАРИАНТ 2
1. Расстояние между двумя пунктами на карте равно 8,2 см. Определите расстояние между этими пунктами на местности, если масштаб карты 1 : 10 000.
Ответ:820 м.
2. Прямоугольный земельный участок изображен на плане в масштабе 1 : 400. Какова площадь земельного участка, если площадь его изображения на плане 16 см2?
Ответ: 256 м2
3. Один отрезок на карте имеет длину 5,4 см, а на местности 27 км. Какую длину на этой карте будет иметь отрезок, длина которого на местности 18 км?
Ответ: 3,6 см
ВАРИАНТ 3
1. Расстояние между двумя пунктами на карте равно 1,5 см. Определите расстояние между этими пунктами на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.
Ответ:15 км
2. Прямоугольный земельный участок изображен на плане в масштабе 1 : 200. Какова площадь земельного участка, если площадь его изображения на плане 12 см2?
Ответ:48 м2
3. Один отрезок на карте имеет длину 4,5 см, а другой 6,5 см. Найдите длину первого отрезка на местности, если второй отрезок на местности имеет длину 7,8 км. ?
Ответ: 5,4 км
ВАРИАНТ 4
1. Расстояние между двумя пунктами на карте равно 9,6 см. Определите расстояние между этими пунктами на местности, если масштаб карты 1 : 1000.
Ответ: 96 м
2. Прямоугольный земельный участок изображен на плане в масштабе 1 : 500. Какова площадь земельного участка, если площадь его изображения на плане 25 см2?
Ответ:625 м2
3. Один отрезок на карте имеет длину 3,2 см, а на местности 1,6 км. Второй отрезок на местности имеет длину 2.8 км. Какую длину он будет иметь на этой карте?
Ответ: 5,6 см
Ученики работают индивидуально, задания в Приложении 2 одного уровня. Учитель помогает наиболее нуждающемся. Взаимопроверка по готовым ответам.
Работа в парах. Взаимное обучение.
Предложить ученикам: изучить информацию Приложения 3. Информация для обобщения практического значения изучаемой темы, установления межпредметных связей. При затруднении изучения информации, обсудить с напарником и вместе установить соответствие между способами изображения местности и их признаками. Закрепить информацию, просмотрев слайды или видео и выполнив упражнения из Приложения 3. Данное задание вы можете дать в классе с более высоким уровнем обучаемости.
Приложение_3
Способы изображения
Виды изображения местности |
Уменьшение в масштабе |
Условные знаки |
Обобщение |
Особенности изображения |
Рисунок |
– |
– |
+ |
+ Наглядно + Вид сбоку |
Аэрофотоснимок |
+ |
– |
– |
+ Вид сверху |
План местности |
+ |
+ |
+ |
+ Изображён подробно небольшой участок |
Карта |
+ |
+ |
+ |
+ Изображены большие территории или вся планета. – Искажения: расстояний, углов, площадей |
Глобус |
+ |
+ |
+ |
+ Правильно передаёт форму планеты – Неудобно пользоваться |
Задача. Установите соответствие между способами изображения местности и их признаками.
1. План |
А.Простой вид изображения местности, который использовали древние |
2. Географическая карта |
Б. Миниатюрное изображение небольшого участка земной поверхности с помощью условных знаков |
3. Глобус |
В. Изображение участка земной поверхности сверху |
4. Аэрофотоснимок |
Г. Объёмная модель Земли в уменьшенном виде |
|
Д. Уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков |
Обобщающий тест.
Для закрепления и оценки умений по изучаемой теме, предложить учащимся решить тест из Приложения 4.
Приложение 4
1. На чертеже, масштабом 3:2, длина детали равна 4,5 см. Какой будет длина детали если начертить ее на чертеже масштабом 2:3?
A) 0,5 см
B) 10,125 см
C) 2 см
D) 5,4 см
2. На чертеже, масштабом 1:15, длина детали равна 2,8 см. Какой будет длина детали если начертить ее на чертеже масштабом 1:4?
A) 0,7 см
B) 42 см
C) 11,2 см
D)10,5 см
3. На чертеже, масштабом 1:15, длина детали равна 4,8 см. Какой будет длина детали если начертить ее на чертеже масштабом 3:2 ?
A) 108 см
B) 24 см
C) 48 см
D) 64 см
4. На карте, масштабом 1:6000000, длина железнодорожного пути 18 см. За какое время проедет эту часть пути поезд со скоростью 75 км/ч.
A) 144
B) 14,4
C) 15
D) 21
5. На чертеже, масштабом 1:8, диаметр кольца равен 9 мм. Каков будет диаметр кольца если начертить ее на чертеже масштабом 1:6?
A) 12 см
B) 12 мм
C) 6,75 мм
D) 432 мм
Проверить решение теста с помощью ключей.
Беседа. Рефлексия.
Предложить учащимся отметить восклицательным знаком на термометре: на сколько вы теперь знаете тему Масштаб.
- Что узнал, чему научился?
- Что осталось непонятным?
- Над чем необходимо поработать?
Домашнее задание.
Знать материал темы. Выполнить из уровня В №..., из уровня С №....
На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в однородных группах (одного уровня обучаемости). Во время работы в парах учащимся будет оказана индивидуальная помощь учителя. Подбор заданий будет способствовать более успешному продвижению учащихся к достижению поставленной цели. Предусмотрена самопроверка по ключу, в ходе которой ученики оценивают умение применять свои знания. Каждое задание оценивается согласно критериям оценивания; применяются такие формы оценивания как: самооценивание, взаимооценивание, групповое оценивание. Запланированы виды деятельности на уроке, способствующие передвижению учащихся по классу. Следить за осанкой учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.