ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ № 3
Расчет суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека. (использование хронометражно-табличного метода) Цели работы:
- образовательные: приобрести навыки по расчету собственного суточного расхода энергии;
- развивающие: развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;
- воспитательные: воспитание ответственности, трудолюбия, аккуратности. Перечень средств, используемых при выполнении работы: таблица «Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен)», калькулятор.
Общие теоретические сведения:
Хронометражно - табличный метод является простым и быстрым методом определения суточных энергозатрат человека. Метод включает хронометраж отдельных видов деятельности человека за сутки и расчет энергозатрат с помощью специальных таблиц, как по отдельным видам деятельности, так и за сутки в целом. Указанный метод включает данные основного обмена.
Каждое состояние организма, каждый вид деятельности (сон, работа, отдых и т.д.) сопровождается определенными по величине затратами энергии, которые образуют суммарную величину затрат энергии за сутки. Поэтому первым этапом определения этой величины является учет продолжительности отдельных состояний организма и видов деятельности на протяжении суток, т.е. определение бюджета времени.
Бюджет времени определяется: путем опроса, личных записей и хронометража.
В практической деятельности обычно используется сочетание метода хронометража и личных записей. Необходимо, чтобы день, выбранный для хронометража, был типичным и выполняемые виды работ характеризовали среднюю физическую нагрузку. Если общая сумма времени, затраченного на все виды деятельности, будет равной 24 часам (1440 мин.), следовательно, хронометраж проведен правильно.
Обработка данных хронометража заключается в суммировании времени, затраченного на однотипные виды работ, выполняемые в различные промежутки дня (например, ходьбу, прием пищи, отдых, сидя и т.д.). Данные хронометража заносят в рабочую таблицу 1.
Таблица 1 Определение суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом.
№ |
Вид деятельности |
Продолжите льность в мин. |
Расход энергии |
|
ккал/кг/мин |
вычисление расхода энергии (ккал/кг/мин) × масса тела × время) |
|||
1. 2. 3. и т.д. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
Итого + 5% |
Для определения расхода энергии пользуются данными таблицы 2, в которой указаны энергозатраты в ккал на 1 кг массы тела в минуту (ккал/кг/мин) для отдельных видов состояния организма, деятельности и работы. Приведенные данные включают энергозатраты на основной обмен. Если тот или иной вид выполненной работы в табл. 2 не указан, берут вид деятельности близкий к ней по характеру.
Затем время, затраченное на каждый вид деятельности, указанный в хронограмме, умножают на соответствующие табличные величины энергозатрат, расходуемых в 1 минуту на 1 кг массы тела и умножают на свой вес. После чего суммируют энергозатраты по разным видам деятельности и находят свой суточный расход энергии в килокалориях. Полученную величину округляют до целого числа.
В целях покрытия расхода энергии на непроизвольные и неучтенные движения и компенсации других неточностей метода, найденный суточный расход энергии следует увеличить на 5%.
Таблица 2
Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен)
№ п/п |
Вид деятельности |
Энергозатраты ккал/кг/мин. |
1 |
2 |
3 |
1. |
Сон |
0,0155 |
II. Учебное время |
|
|
2. |
Слушание лекций |
0,0243 |
3. |
Практические занятия лабораторные |
0,0360 |
4. |
Практические занятия семинарские |
0,0250 |
5. |
Практические занятия семинарско-лабораторные |
0,0300 |
6. |
Перерывы |
0,0258 |
2. Внеурочное время |
|
|
7. |
Подготовка к занятиям |
0,0250 |
8. |
Сбор на занятия |
0,0455 |
9. |
Дорога: ходьба по асфальтовой дороге (4-5 км/час) ходьба по полевой дороге (4-5 км/час) ходьба по снежной дороге ходьба со скоростью 6 км/час ходьба со скоростью 8 км/час езда в транспорте |
0,0597 0,0626 0,0914 0,0714 0,1371 0,0267 |
3. Домашняя работа |
|
|
10. |
Мытье пола |
0,0548 |
11. |
Мытье посуды |
0,0343 |
12 |
Вытирание пыли |
0.0411 |
13. |
Подметание пола |
0,0402 |
14. |
Глажение белья |
0,0323 |
15. |
Стирка белья вручную |
0,0511 |
16. |
Шитье, ручное вязание |
0,0265 |
17. |
Покупка товаров, продуктов |
0,0450 |
18. |
Уход за детьми |
0,0360 |
19. |
Работа в личном подсобном хозяйстве |
0,0757 |
21. |
Хозяйственная работа |
0,0573 |
22. |
Приготовление пищи |
0,0330 |
1 |
2 |
3 |
23. |
Уход за помещением, мебелью, бытовыми приборами |
0,0402 |
4. Самообслуживание |
||
24. |
Уборка постели |
0,0329 |
25. |
Прием пищи сидя |
0,0236 |
26. |
Умывание (по пояс) |
0,0504 |
27. |
Душ |
0,0570 |
28. |
Личная гигиена |
0,0329 |
29. |
Чистка одежды и обуви |
0,0493 |
30. |
Одевание и раздевание одежды и обуви |
0,0264 |
5. Свободное время |
||
31. |
Отдых стоя |
0,0264 |
32. |
Отдых сидя |
0,0229 |
33. |
Отдых лежа (без сна) |
0,0183 |
34. |
Чтение молча |
0,0230 |
35. |
Чтение вслух |
0,0250 |
36. |
Писание писем |
0,0240 |
37. |
Танцы легкие |
0,0596 |
38. |
Танцы энергичные |
0,1614 |
39. |
Пение |
0,0290 |
40. |
Игра в шахматы |
0,0242 |
41. |
Общественная работа |
0,0490 |
42. |
Воскресники (уборка территории) |
0,0690 |
43.
|
Занятия физкультурой и спортом: |
|
утренняя гимнастика (физические упражнения) |
0,0648 |
|
бадминтон |
0,0833 |
|
бильярд |
0,0416 |
|
бейсбол |
0,0657 |
|
баскетбол |
0,2042 |
|
1 |
2 |
3 |
|
бокс |
0,2142 |
верховая езда |
0,0914 |
|
волейбол |
0,0773 |
|
бег со скоростью 8 км/час |
0,1357 |
|
|
бег со скоростью 180 м/мин |
0,1780 |
бег со скоростью 320 м/мин |
0,3200 |
|
гимнастика (вольные упражнения) |
0,0845 |
|
гимнастика (занятия на снарядах) |
0,1280 |
|
гольф |
0,0742 |
|
гребля |
0,1100 |
|
дзюдо |
0,3252 |
|
езда на велосипеде (13-21 км/час) |
0,1285 |
|
катание на коньках |
0,1017 |
|
лыжный спорт (подготовка лыж) |
0,0546 |
|
лыжный спорт (передвижение по пересеченной местности) |
0,2086 |
|
лыжный спорт (учебные занятия) |
0,1707 |
|
мотобол |
0,1485 |
|
плавание |
0,1190 |
|
регби |
0,1957 |
|
ручной мяч |
0,1957 |
|
стрелковые занятия с ружьем |
0,0893 |
|
теннис |
0,1095 |
|
теннис настольный |
0,0666 |
|
футбол |
0,1190 |
|
хоккей на льду |
0,4000 |
Практическая часть.
Часть задания обучающиеся выполняют перед практической работой: записывают в течение 1 дня все выполненные ими действия. На основании этих данных выполняется практическая работа.
1.Оформите все данные в таблицу по образцу с таблицей №1
2. Сделайте все необходимые расчеты
3. Сравните полученные данные с рекомендуемыми нормами 4. Оформите отчет по практической работе и ответьте на вопросы. - Что такое обмен веществ и основной обмен?
- От чего зависит величина основного обмена?
- К какой трудовой группе относится повар? Какой у него суточный расход энергии?
- Какими способами можно определить величину основного обмена?
- Как протекает обмен веществ у людей разного возраста?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.