3 класс "Древнейшая песнь материнства" урок музыки по Критской
Оценка 4.8

3 класс "Древнейшая песнь материнства" урок музыки по Критской

Оценка 4.8
doc
23.05.2021
3 класс "Древнейшая песнь материнства" урок музыки по Критской
3 кл Древнейшая песнь материнства.doc

3-2-2 Тема: Древнейшая песнь материнства

 

Цель урока: познакомить учащихся с историей русской земли и церковной музыкой, показать как музыка и живопись создают образ матери.

 

Задачи:

I. Обучающие:

1. Дать первоначальные представления об иконе.

2. Дать первоначальные представления о тропаре.

3. Дать первоначальные представления о песенности как об одном из основных качеств музыки.

4. Закрепление, повторение, систематизация знаний учащихся.

5. Разучивание песни.

II. Воспитывающие: формирование эстетического вкуса учеников; воспитание любви и интереса к прошлому.

III. Развивающие: развитие речи учащихся, их кругозора, наблюдательности.

 

Методы: созерцания,  словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

 

Тип урока: Открытие новых знаний.

 

Вид урока: урок – исследование.

 

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, фортепиано.

 

Музыкальный материал: mp3 «Мама» Музыка Биксио, «Мама» музыка Валерия Гаврилина, слова Альбины Шульгиной, видеоролик Ф.Шуберт «Аве Мария», «Мама - самый лучший друг» Слова А.И. Пилецкой                         музыка Д.А Трубачева и В.Н. Трубачевой

 

Зрительный ряд: картина В.Васнецова «Богоматерь с младенцем», икона Владимирской Божией матери, икона Казанской Божией матери, О.Ренуар. «Мадам Шарпанье с детьми», К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна», карточки эмоций, презентация Тема: «Древнейшая песнь материнства».

 

Ход урока

 

Организационный момент.

 

Здравствуйте, ребята. Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас познавательным и интересным.

Слайд 1

Звучит колокольный звон, видеоролик Аве Мария Шуберта (с этим произведением учащиеся знакомились на прошлом уроке)

1.       Введение в тему урока

Актуализация знаний учащихся

 

УУД:

·       Формируется эстетическое отношения к миру, образу матери, приобщаются к вершинным достижениям мировой музыкальной культуры.

·       Учатся определять цель урока, отталкиваясь от увиденного и услышанного.

 

(вопросы после просмотра и прослушивания)

 

·       Знакома ли вам прозвучавшая музыка?

·       Кто автор данного музыкального произведения? (Ф.Шуберт)

·       Как оно называется? (Молитва Аве Мария)

·       Кому посвящена? (Богородице, Деве Марии)

·       Как переводится Аве Мария? (Радуйся, Мария)

·       Чему она должна радоваться? (рождению Сына Божьего)

 

Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о матери)

 

Слайд № 2

2.Постановка цели урока.

 Тема нашего урока звучит так: «Древнейшая песнь материнства. Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве».

Как вы понимаете, выражение древнейшая песнь материнства?

 

3. Новый материал.

3.1  Организация первичного восприятия.

Образ Божьей Матери в произведениях искусства

УУД:

  • Знакомятся с  произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери.
  • Формируется уважительное отношение к матери в русской семье.
  • Учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

 

Слайд № 3,4,5

Рассмотрим ряд картин, на которых изображена женщина с младенцем:

·        Икона «Казанская Богоматерь»

·        В.Васнецов «Богоматерь с младенцем»

·        Икона «Владимирская Богоматерь»

 

1.                 Как вы думаете, кто изображен на этих картинах?

2.                 Кто такая Богоматерь?

3.                 Как она показана на картинах?

4.                 Она без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Ее Царицей Небесной. Почему?

 

Слайд 6

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая.

Когда художник пишет деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона. На Руси существует различные иконы, но особенно близка икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

 

         Информация для учителя.

 

Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Тамерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В память о чудесном бескровном избавлении столицы от врагов был установлен 8 сентября праздник «Сретение (встреча) Владимирской иконы Божией Матери». Там где встречали Чудотворную икону, встал позже монастырь, а к Кремлю побежала улица Сретенка. Лишь в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. Иконе Владимирской Богоматери в древнерусской литературе посвящено развернутое сказание о ее чудесах. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».

 

Слайд 7

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал молитву «Богородице Дево, радуйся», Франц Шуберт «Аве Мария».

А слова «Богородице Дево, радуйся!» легли в основу молитв, посвященных Божией Матери. И сочиняли их на разных языках, в разных странах, как народ, так и композиторы.   Эти песни – молитвы -  древнейшие песни, потому что им более 2000 лет.

 

3.2 Введение новых понятий «тропарь», «молитва». Прослушивание музыки.

УУД:

  • Учатся определять на слух средства музыкальной выразительности.
  • Учатся проводить интонационно- образный анализ произведений искусства.
  • Знакомятся жанрами церковной музыки(тропарь, молитва.)

 

Слайд 8

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Согласно словарю церковных терминов , тропарь - жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более 100.

Слайд 9

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы.

Слайд 10

 

 Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и  иконы Богоматерь Владимирская. 

            Не на троне – на Её руке, Левой

 Ручкой, обнимая шею, -

 Взор во взор, щекой припав к щеке,

 Неотступно требует…Немею –

 Нет ни сил, ни слов на языке…

 А Она в тревоге и в печали

 Через зыбь грядущего глядит…

 В мире нет слепительнее чуда

 Откровенья вечной Красоты!

                                 Максим Волошин

·       Какие чувства вызывают у вас эти строчки?

·       С чем схожи они?

 

Сейчас вы познакомитесь с авторской мелодией тропаря. Его композитором является московский священнослужитель, протоиерей Борис Писарев. Внимательно вслушайтесь в музыку, определите её характер, средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки.

 

Прослушивание Тропарь к Владимирской иконе Божией Матери

 

1.     Какой характер музыки? (характер спокойны, тихий, красивый, задумчивый, тонкая, нежная, мягкая, радостная, величественная, простая, единство чувств, мыслей)

2.     Кто исполнял? (Хор смешанный (мужские и женские голоса).

Было ли инструментальное сопровождение? (Исполнение без сопровождения, а капелла).

3.     Средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки? (темп медленный, спокойный; регистр мужские голоса- низкий регистр, женские- высокий; мелодия певучая, напевная, как песня, на одном дыхании; динамика ровное звучание: меццо пиано, меццо форте ).

 

Итог прослушивания.

 

 Тропарь поётся на определенный глас, т.е имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Песенная основе тропаря, наличие распевов,  роднят его с народными напевами.

Это пример подлинной церковной музыки в соединении  с церковным текстом.

Богородица – прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращённое к ней несёт характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

 

Звучит стихотворение «Мать святая», которое читает учитель.

 

Физкультминутка

 

3.3  Интонационно - образный анализ произведений искусства.

УУД:

·        Учатся держать цель урока

·        Учатся сравнивать и сопоставлять образы в музыке и живописи.

·        Учатся сравнивать, отстаивать свою точку зрения, работать в группе.

Слайд 11

Найдите  слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

Слайд 12

Беседа.

Давайте рассмотрим картины художников «Петроградская Мадонна» и «Мадам Шарпантье с детьми».

1.     Какие образы передали художники? (образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе.)

2.     Почему Петров-Водкин назвал свою картину Петроградская Мадонна? (Название Мадонны - «Петроградская» ассоциируется с традиционным изображением икон Божьей Матери (Владимирская, Донская, Казанская))

3.     Что роднит Петроградскую Мадонну и иконы Божией Матери, жесты, взгляд? (Жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.)

4.     Схожи  картины Петрова - Водкина и Ренуара по настроению или различны? (различны)

4. Какова атмосфера в картине Ренуара? (Картина Ренуара передает атмосферу уюта, любви, счастья.)

5. Что это подтверждает? (Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.)

 

Образ матери является символом всего самого дорого, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, родина-мать.

Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

 Мы посмотрели, как художники умело передают образ матери при помощи красок. И сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных произведения и определить :

1.     Композиторская или народная это музыка и почему?

2.     Русская или зарубежная?

3.     О чем поется в этих песнях?

4.     Какие чувства выражены? Какая песня соответствует какому живописному полотну и почему?

А сделаете вы это при помощи карточек, которые находятся у вас на столах. (Прослушивание. Работа в группах. Обсуждение. Учащимся выданы картины, рассмотренные ранее и карточки, характеризующие настроение картин. Выданы карточки с названием музыкальных произведений и карточки, характеризующие настроение музыки. Расположив карточки-характеристики к картинам и музыкальным произведениям, учащиеся приходят к выводу, какая музыка соответствует какой картине). Подведение итога. Итог.)

 

Итог  интонационно-образного анализа.

 

Учитель: Мама - это первое слово ребёнка. А сколько тепла, заботы и любви наполняют это слово. Мама дала нам жизнь! Нелёгкий труд ложится на мамины плечи: работа, хлопоты по дому, а главное - воспитание детей. Любая мать хочет, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком. Все препятствия в жизни мы преодолеваем вместе с мамой. Мама о нас заботится всю свою жизнь. В первый класс мы идем за руку вместе с нашими мамами. Вся домашняя работа ложится на маму.

 

4.Развитие вокально-хоровых навыков.

УУД:

·       Учатся проявлять свою эмоциональную отзывчивость, сопереживать герою музыкального произведения.

Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение,  в том,  что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает,  поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло… И я предлагаю вам сыграть в игру. Вы дадите мне ответ «Мамочка» на вопросы в ходе игры.

 

Слайд 15

Игра мама

 

Кто пpишёл ко мне с yтpа?

Мамочка.

Кто сказал: "Вставать поpа"?

Мамочка.

Кашy кто yспел сваpить?

Мамочка.

Чаю - в пиалy налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто цветов в садy наpвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто pебячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лyчше всех?

Мамочка.

 

Совсем скоро праздник мам. Для каждого мама – это что-то особенное. И сейчас я вам предлагаю воссоздать образ мамы при помощи тех рисунков-ассоциаций, которые вы приготовили к уроку. Дети прикрепляют к слову мама свои ассоциации с мамой, делаем вывод, что мама – согреет (солнышко, лучик), красивая (цветочек), добрая (улыбка), сердечная (сердце и т д.)

А сейчас давайте с вами споем песню о маме,  красиво, с чувством,  каждый постарается  петь так, как будто вы дарите песню в подарок   своей МАМЕ. А в день праздника вы сможете подарить эту песню вашим мамам.

 

5.Подведение итогов. Рефлексия.

1. Учащиеся выполняют проверочный тест.

2. Домашнее задание.

Найдите и выучите стихотворение о маме и подарите маме в день праздника.

 

2.    (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и  В.Васнецов  Богоматерь с младенцем)

Поднимите глаза на доску, кто это перед вами? (образы богоматери, о которых говорили на уроке.)

 

 Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку.  Возьмитесь за ниточку и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (Дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов). Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!


Тема: Древнейшая песнь материнства

Тема: Древнейшая песнь материнства

Введение в тему урока Актуализация знаний учащихся

Введение в тему урока Актуализация знаний учащихся

Кто такая Богоматерь? 2.

Кто такая Богоматерь? 2.

Введение новых понятий «тропарь», «молитва»

Введение новых понятий «тропарь», «молитва»

Какой характер музыки? (характер спокойны, тихий, красивый, задумчивый, тонкая, нежная, мягкая, радостная, величественная, простая, единство чувств, мыслей) 2

Какой характер музыки? (характер спокойны, тихий, красивый, задумчивый, тонкая, нежная, мягкая, радостная, величественная, простая, единство чувств, мыслей) 2

Почему Петров-Водкин назвал свою картину

Почему Петров-Водкин назвал свою картину

Развитие вокально-хоровых навыков

Развитие вокально-хоровых навыков

Подведение итогов. Рефлексия . 1

Подведение итогов. Рефлексия . 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2021