3-2-2 Тема: Древнейшая песнь материнства
Цель урока: познакомить учащихся с историей русской земли и церковной музыкой, показать как музыка и живопись создают образ матери.
Задачи:
I. Обучающие:
1. Дать первоначальные представления об иконе.
2. Дать первоначальные представления о тропаре.
3. Дать первоначальные представления о песенности как об одном из основных качеств музыки.
4. Закрепление, повторение, систематизация знаний учащихся.
5. Разучивание песни.
II. Воспитывающие: формирование эстетического вкуса учеников; воспитание любви и интереса к прошлому.
III. Развивающие: развитие речи учащихся, их кругозора, наблюдательности.
Методы: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Вид урока: урок – исследование.
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, фортепиано.
Музыкальный материал: mp3 «Мама» Музыка Биксио, «Мама» музыка Валерия Гаврилина, слова Альбины Шульгиной, видеоролик Ф.Шуберт «Аве Мария», «Мама - самый лучший друг» Слова А.И. Пилецкой музыка Д.А Трубачева и В.Н. Трубачевой
Зрительный ряд: картина В.Васнецова «Богоматерь с младенцем», икона Владимирской Божией матери, икона Казанской Божией матери, О.Ренуар. «Мадам Шарпанье с детьми», К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна», карточки эмоций, презентация Тема: «Древнейшая песнь материнства».
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас познавательным и интересным.
Слайд 1
Звучит колокольный звон, видеоролик Аве Мария Шуберта (с этим произведением учащиеся знакомились на прошлом уроке)
1. Введение в тему урока
Актуализация знаний учащихся
УУД:
· Формируется эстетическое отношения к миру, образу матери, приобщаются к вершинным достижениям мировой музыкальной культуры.
· Учатся определять цель урока, отталкиваясь от увиденного и услышанного.
(вопросы после просмотра и прослушивания)
· Знакома ли вам прозвучавшая музыка?
· Кто автор данного музыкального произведения? (Ф.Шуберт)
· Как оно называется? (Молитва Аве Мария)
· Кому посвящена? (Богородице, Деве Марии)
· Как переводится Аве Мария? (Радуйся, Мария)
· Чему она должна радоваться? (рождению Сына Божьего)
Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о матери)
Слайд № 2
2.Постановка цели урока.
Тема нашего урока звучит так: «Древнейшая песнь материнства. Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве».
Как вы понимаете, выражение древнейшая песнь материнства?
3. Новый материал.
3.1 Организация первичного восприятия.
Образ Божьей Матери в произведениях искусства
УУД:
Слайд № 3,4,5
Рассмотрим ряд картин, на которых изображена женщина с младенцем:
· Икона «Казанская Богоматерь»
· В.Васнецов «Богоматерь с младенцем»
· Икона «Владимирская Богоматерь»
1. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах?
2. Кто такая Богоматерь?
3. Как она показана на картинах?
4. Она без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Ее Царицей Небесной. Почему?
Слайд 6
Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая.
Когда художник пишет деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона. На Руси существует различные иконы, но особенно близка икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.
Информация для учителя.
Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Тамерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В память о чудесном бескровном избавлении столицы от врагов был установлен 8 сентября праздник «Сретение (встреча) Владимирской иконы Божией Матери». Там где встречали Чудотворную икону, встал позже монастырь, а к Кремлю побежала улица Сретенка. Лишь в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. Иконе Владимирской Богоматери в древнерусской литературе посвящено развернутое сказание о ее чудесах. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».
Слайд 7
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал молитву «Богородице Дево, радуйся», Франц Шуберт «Аве Мария».
А слова «Богородице Дево, радуйся!» легли в основу молитв, посвященных Божией Матери. И сочиняли их на разных языках, в разных странах, как народ, так и композиторы. Эти песни – молитвы - древнейшие песни, потому что им более 2000 лет.
3.2 Введение новых понятий «тропарь», «молитва». Прослушивание музыки.
УУД:
Слайд 8
По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Согласно словарю церковных терминов , тропарь - жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более 100.
Слайд 9
Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы.
Слайд 10
Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская.
Не на троне – на Её руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит…
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максим Волошин
· Какие чувства вызывают у вас эти строчки?
· С чем схожи они?
Сейчас вы познакомитесь с авторской мелодией тропаря. Его композитором является московский священнослужитель, протоиерей Борис Писарев. Внимательно вслушайтесь в музыку, определите её характер, средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки.
Прослушивание Тропарь к Владимирской иконе Божией Матери
1. Какой характер музыки? (характер спокойны, тихий, красивый, задумчивый, тонкая, нежная, мягкая, радостная, величественная, простая, единство чувств, мыслей)
2. Кто исполнял? (Хор смешанный (мужские и женские голоса).
Было ли инструментальное сопровождение? (Исполнение без сопровождения, а капелла).
3. Средства музыкальной выразительности, которые помогли передать характер музыки? (темп медленный, спокойный; регистр мужские голоса- низкий регистр, женские- высокий; мелодия певучая, напевная, как песня, на одном дыхании; динамика ровное звучание: меццо пиано, меццо форте ).
Итог прослушивания.
Тропарь поётся на определенный глас, т.е имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Песенная основе тропаря, наличие распевов, роднят его с народными напевами.
Это пример подлинной церковной музыки в соединении с церковным текстом.
Богородица – прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращённое к ней несёт характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.
Звучит стихотворение «Мать святая», которое читает учитель.
Физкультминутка
3.3 Интонационно - образный анализ произведений искусства.
УУД:
· Учатся держать цель урока
· Учатся сравнивать и сопоставлять образы в музыке и живописи.
· Учатся сравнивать, отстаивать свою точку зрения, работать в группе.
Слайд 11
Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.
Слайд 12
Беседа.
Давайте рассмотрим картины художников «Петроградская Мадонна» и «Мадам Шарпантье с детьми».
1. Какие образы передали художники? (образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе.)
2. Почему Петров-Водкин назвал свою картину Петроградская Мадонна? (Название Мадонны - «Петроградская» ассоциируется с традиционным изображением икон Божьей Матери (Владимирская, Донская, Казанская))
3. Что роднит Петроградскую Мадонну и иконы Божией Матери, жесты, взгляд? (Жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.)
4. Схожи картины Петрова - Водкина и Ренуара по настроению или различны? (различны)
4. Какова атмосфера в картине Ренуара? (Картина Ренуара передает атмосферу уюта, любви, счастья.)
5. Что это подтверждает? (Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.)
Образ матери является символом всего самого дорого, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, родина-мать.
Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.
Мы посмотрели, как художники умело передают образ матери при помощи красок. И сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных произведения и определить :
1. Композиторская или народная это музыка и почему?
2. Русская или зарубежная?
3. О чем поется в этих песнях?
4. Какие чувства выражены? Какая песня соответствует какому живописному полотну и почему?
А сделаете вы это при помощи карточек, которые находятся у вас на столах. (Прослушивание. Работа в группах. Обсуждение. Учащимся выданы картины, рассмотренные ранее и карточки, характеризующие настроение картин. Выданы карточки с названием музыкальных произведений и карточки, характеризующие настроение музыки. Расположив карточки-характеристики к картинам и музыкальным произведениям, учащиеся приходят к выводу, какая музыка соответствует какой картине). Подведение итога. Итог.)
Итог интонационно-образного анализа.
Учитель: Мама - это первое слово ребёнка. А сколько тепла, заботы и любви наполняют это слово. Мама дала нам жизнь! Нелёгкий труд ложится на мамины плечи: работа, хлопоты по дому, а главное - воспитание детей. Любая мать хочет, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком. Все препятствия в жизни мы преодолеваем вместе с мамой. Мама о нас заботится всю свою жизнь. В первый класс мы идем за руку вместе с нашими мамами. Вся домашняя работа ложится на маму.
4.Развитие вокально-хоровых навыков.
УУД:
· Учатся проявлять свою эмоциональную отзывчивость, сопереживать герою музыкального произведения.
Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло… И я предлагаю вам сыграть в игру. Вы дадите мне ответ «Мамочка» на вопросы в ходе игры.
Слайд 15
Игра мама
Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать поpа"?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю - в пиалy налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.
Совсем скоро праздник мам. Для каждого мама – это что-то особенное. И сейчас я вам предлагаю воссоздать образ мамы при помощи тех рисунков-ассоциаций, которые вы приготовили к уроку. Дети прикрепляют к слову мама свои ассоциации с мамой, делаем вывод, что мама – согреет (солнышко, лучик), красивая (цветочек), добрая (улыбка), сердечная (сердце и т д.)
А сейчас давайте с вами споем песню о маме, красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто вы дарите песню в подарок своей МАМЕ. А в день праздника вы сможете подарить эту песню вашим мамам.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
1. Учащиеся выполняют проверочный тест.
2. Домашнее задание.
Найдите и выучите стихотворение о маме и подарите маме в день праздника.
2. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и В.Васнецов Богоматерь с младенцем)
Поднимите глаза на доску, кто это перед вами? (образы богоматери, о которых говорили на уроке.)
Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку. Возьмитесь за ниточку и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (Дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов). Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.