3 класс. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

  • docx
  • 30.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Единообразное написание корня в однокоренных словах..docx

3 класс. Русский язык. Тема: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить с правилом написания корня в однокоренных словах.

Задачи:

1. Образовательная: формировать навыки правописания слов, умение находить родственные (однокоренные слова), выделять корень в слове.

2. Коррекционно-развивающая: развивать речь, логическое мышление, способствовать развитию умения делать выводы на основе сравнения, обобщения, использования личного опыта. Обогащение словаря.

3. Воспитательная: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Планируемые результаты:

 Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные:

- познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

- регулятивные: постановка темы и учебных задач, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке.  

- прогнозирование результата деятельности;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

- коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе.

Предметные: научатся находить родственные (однокоренные слова), выделять в слове корень, узнают, что общая часть родственных слов пишется одинаково.

Методическое обеспечение урока, оборудование, ТСО: учебник, индивидуальные карточки, смайлики, музыка, платочки для физкультминутки.

Формируемые понятия: корень, родственные слова, однокоренные слова.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 этап. 

Организационный.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы начинаем наш урок.

-Оцените свое настроение показом смайлика.

Я рада, что у вас отличное и хорошее настроение и значит, на уроке вы будете хорошо работать.

Фонетическая разминка. (За экраном).  Какой у нас дежурный звук? Назовите слова с этим звуком. На уроке будем следить за правильным произношением звука «ш».

 

Приветствуют учителя.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Повторяют элементы фонетической разминки.

 

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве.

Регулятивные: корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

2 этап.  Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. 

Каллиграфическая минутка.

Аа Оо Яя Ее Ии Ы

Составьте слово.

https://urok.1sept.ru/articles/532912/img2.gifУберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, прочитайте слово. Берёза. Составление цепочки слов. Как называется лист березы? Берёзовый. Как ласково мы называем это дерево? Берёзонька. Гриб, который растёт под берёзой. Подберёзовик. Выделите корень. Как пишется корень? Одинаково в однокоренных словах. Сформулируйте тему урока. Чему мы научимся?

 

Прописывают буквы в тетради.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Личностные: мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя,

3 этап.

Актуализация знаний.

Какое слово составили? (корень). Что обозначает это слово? (часть слова). Какое значение имеет корень для слова?

 

Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

По очереди комментируют полученный ответ.

 

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале.

 

Познавательные: уметь выполнять логические действия.

Физкультминутка с платочками

 

Лес –лесник

 

 

сад – садовый

Река – плот

 

 

дом – дым

Стена – гвоздь

 

 

поле –полюшко

Кот – котик

 

 

обед – стол

Звучат пары слов. Услышав пары родственных слов –платочки -вниз . Если пары нет – платочки над головой.

Выполняют упражнения

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику.

Прочитайте вопрос Почемучки с. 145 учебника.

Правило с. 145

Упр. 303, с. 145

 

Слушают объяснение учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение.

Взаимопроверка.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя.

5 этап.

Первичная проверка понимания.

Свет

 

 

светлый

 

 

светать

Ночь

 

 

ночной

 

 

ночевать

Корм

 

 

кормовой

 

 

Кормить.

 

 

 

 

 

 

 

Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Как написан корень во всех словах? Какой вывод можно сделать?

 

Выполняют упражнение.

Формулируют вывод.

Познавательные: производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений

Регулятивные: Прогнозирование. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6 этап.

Первичное закрепление.

Задание на карточке. Упражнения в написании родственных слов.

Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:

А) Поле, полочка, полевой, полюшко.

Б) Печурка, печь, печка, печать.

В) Соринка, сорняк, сорвал, насорил.

Г) Вода, водичка, водянка, водить.

Самостоятельно выполняют упражнение.

Объясняют свой выбор.

Сравнивают с образцом.

Познавательные: производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Упр. 304, с. 145, правило.

 

Слушают объяснение учителя.

Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

8. этап

Рефлексия

урока.

Что такое родственные слова?

Как называется общая часть родственных слов?

Как по – другому называются родственные слова?

Каким значком выделяется корень в слове?

Как пишется корень в однокоренных словах?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Что еще у вас вызывает затруднение?

 Как вы работали?

Какое у вас настроение к концу урока? (Смайлик)

Выставление оценок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание.