Методические рекомендации к проведению урока.
Тема урока: Целые числа. Рациональные числа.
Цели обучения: 6.1.1.6 усвоить понятие целого числа;
6.5.2.3 использовать целые числа при описании величин.
Организационный момент. Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу. Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. Рекомендуется с улыбкой и хорошим, позитивным настроением поприветствовать учащихся и проверить их готовность к уроку. Затем можно провести игру «Мое настроение» с целью выражения настроения «здесь и сейчас» с помощью рисунков. Учащиеся могут на листах А4 изобразить свое настроение «здесь и сейчас», также хорошее настроение ученики могут подарить друг другу.
Актуализация знаний. Для включения учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности у каждого учащихся к активному включению в учебный процесс рекомендуется начать этап актуализации знаний с фронтального опроса (слайд 1):
1. Скажите пожалуйста какое перед нами число? {Число – 32}
2. Как называется это число? {Это число отрицательное}
3. А где расположено это число на координатной прямой? {Это число на координатной прямой расположено слева от нуля}
4. А какие числа называются отрицательными? {Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля}
5. Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной? {Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление}
6. Назовите два целых, соседних с данным, числа. {– 31 и – 33}
7. А какое число будет противоположно данному? {Число 32}
8. А какие числа называются противоположными? {Противоположными называются числа, которые отличаются друг от друга только знаками}
9. Чему равен модуль данного числа? {Модуль данного числа равен 32}
10. А что называется модулем числа? {Модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой}
После успешного завершения устного опроса для продолжения восстанавления потерянных сведений попросить учащихся привести примеры использования отрицательных чисел в жизни. Показывая своим примером, что числа окружают нас повсюду, попросить учащихся привести пример из жизни, когда встречаются положительные и отрицательные числа? (температура воздуха, баланс на телефоне, в квитанциях, прибыль или долг, выше или ниже уровня моря, прыжки в воду и т.д).
Целеполагание. Важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке. С помощью аудиального подхода «Подводящий диалог» совместно с учащимися формулируется тема урока и определяются цели урока, критерии оценивания (слайды 2-4). Именно на этапе целеполагания возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Далее для утверждения и визуализации понятий положительных и отрицательных чисел и демонстрации яркого примера из жизни предложить учащимся устное задание по слайду 5, т.е. найти по шкале высоты гор и глубины морей и океанов.
Работа с терминами. Парная работа. Игра «Собери пазлы» (приложение 1).
Учащимся предлагается таблица терминов с некоторыми пустыми ячейками и пазлы, на которых записаны термины на казахском, русском и английском языках. Ребята в паре должны находить нужные термины и заполнять пустые ячейки.
қазақша |
русский |
english |
Сан |
|
Number |
|
Целое значение |
Whole value |
Оң сан |
Положительное число |
|
|
Отрицательное число |
Negative number |
Нөл |
Ноль |
|
Қосу |
|
|
|
Минус |
Minus |
Координаталар (нүктелер) |
|
Coordinates of a point |
Координаталық ось |
|
Coordinate axis |
Ответ:
қазақша |
русский |
english |
Сан |
Число |
Number |
Бүтін мән |
Целое значение |
Whole value |
Оң сан |
Положительное число |
Positive number |
Теріс сан |
Отрицательное число |
Negative number |
Нөл |
Ноль |
Zero |
Қосу |
Плюс |
a plus |
Азайту |
Минус |
Minus |
Координаталар (нүктелер) |
Координаты (точки) |
Coordinates of a point |
Координаталық ось |
Координатная ось |
Coordinate axis |
Рекомендуется изучение нового материала разделить на 2 части. В 1-ой части поработать над формированием представления о множестве целых чисел и умением находить противоположные числа и использовать это умение для нахождения значений выражений и при решении задач. А во второй части уделить внимание истории возникновения целых чисел и формировать практические умения и навыки использования целых чисел при описании величин.
Первая часть: Деление на группу методом «Атомы и молекулы».
Работа в группах. По ходу изучения нового материала учащиеся могут пользоватся интернет ресурсами, учебником, дополнительной литературой. Результатом работы может быть кластер или презентация.
Группа №1.Сравнение целых чисел.
Группа №2. Сложение целых чисел.
Группа №3. Вычитание целых чисел.
Группа №4. Правило знаков при умножении и делении.
Критерии оценивания выступления от группы.
-Регламент
-Информативность
-Доступность изложения
-Логика изложения
-Культура речи
Для проверки усвоения нового материала после выступления групп рекомендуется провести парную работу (приложение 2). Предложить выполнение несколько упражнений, например:
Самопроверка на сайте или с помощью презентации:
https://bilimland.kz/ru/content/structure/876-math#lesson=11193
Дескрипторы
- находит значение выражений;
- изображает целые числа на координатной прямой .
Ответ:
Для закрепления рекомендуется проведение индивидуальной работы. Решение задачи (приложение 3): Здание имеет 6 этажей выше цокольного этажа и 4 этажа под ним. Если на цокольном этаже находится уровень 0, то, использовав целые числа, отметьте каждый этаж в специально отведенных местах
Ответ:
Самооценивание на сайте https://bilimland.kz/ru/content/structure/876-math#lesson=11193
Дескрипторы.
-изображает целые числа на координатной прямой.
Для восстановления и активизации организма учащихся и учителя рекомендуется проведения физкультминутки, т.е. 2 минутной паузы с упражнениями, которые дадут возможность восстановить деятельность тех областей, на которые приходится основная нагрузка – глаза, руки и психологическая разгрузка мозга. На этом уроке для групповой работы использовали интернет, поэтому лучше провести гимнастику для глаз:
2-ая часть. Фронтальная работа с классом.
Где впервые возникли отрицательные числа?
В Европе об отрицательных числах первым написал Леонард Пизанский в 1202 году, который тоже ввёл их для решения финансовых задач с долгами. История возникновения отрицательных чисел начинается в VII веке в Китае и Индии. Только тогда они назывались не отрицательными числами, а были «долгами», «убытком» или «недостачей», а положительные числа представляли как «имущество», «прибыль». Понимание того, что отрицательные числа нужны и полезны приходило постепенно.
Создание проблемной ситуации.
Вопросы:
· Для чего вообще нужны целые числа?
· Какими целыми числами можно описать изменение количества деталей?
Основное предназначение целых чисел заключается в том, что с их помощью удобно описывать изменение количества каких-либо предметов.
Примеры:
· Пусть на складе находится некоторое количество деталей. Если на склад привезут еще 400 деталей, то количество деталей на складе увеличится, а число 400 выражает это изменение количества в положительную сторону
· Если со склада заберут 100 деталей, то количество деталей на складе уменьшится, а число 100 выражает это изменение количества в отрицательную сторону
· Если на склад не будут привозить детали и не будут увозить детали со склада, то можно говорить о неизменности количества деталей
Вопрос:
Какими целыми числами можно описать изменение количества деталей?
· Изменение количества деталей можно описать при помощи целых чисел 400, -100 и 0 соответственно. Положительное число 400 показывает изменение количества в положительную сторону.
· Отрицательное число (-100) выражает это изменение количества в отрицательную сторону.
· Целое число 0 показывает, что количество осталось без изменения
Показ видеоматериала " Целые числа"
Цель: Формирование представлений о том, для чего нужны целые числа.
Парная работа. Закрепление нового материала. Задание (приложение 4):
Предприниматель из Оренбурга купил четыре шубы и затем продал их. Определите, какой доход или убыток получил он от продажи каждой шубы, и внесите данные в левую таблицу. Заполните правую таблицу, используя если нужно, знаки (+) и (-).
Оценивание
Наблюдения учителя.
Учитель наблюдает за работой учащихся;
Взаимооценивание по образцу.
Дескрипторы:
1. Учащиеся соблюдают правила работы в парах;
2. Учащиеся верно определяют, какой доход получил предприниматель от продажи каждой шубы;
3. Учащиеся верно определяют, какой убыток получил предприниматель от продажи каждой шубы;
4. Учащиеся верно вносят данные в левую таблицу;
5. Учащиеся верно вносят данные в правую таблицу.
Закрепление. Групповая работа.
Класс делится на 4 группы: "Термометры", "Водолазы", "Бизнесмены", "Спортсмены". Каждая группа получает по 2 задания (приложение 5).
Решения можно оформить на постерах и прикрепить к стене или к доске.
Задания для группы "Термометры":
1. Температура воздуха в 8 часов утра
составляла . К 9 часам она
изменилась на
, к 10 часам - на
, к 11 часам- на
. Найдите температуру воздуха в 11
часов
2. Аскар простудился, и вечером его
температура с повысилась на
. Но утром ему стало легче, и
температура снизилась на
. Какой
была температура у Аскара: 1) вечером; 2) утром?
Задания для группы "Водолазы":
1. Водолаз начал работу на глубине м. В ходе работы он изменял глубину
погружения на
м,
м и
м.
На какой глубине водолаз закончил работу?
2. В течение шести дней уровень воды в
водохранилище изменялся соответственно на дм.,
дм.,
дм.,
дм.,
дм.
и
дм. На сколько дециметров изменился
уровень воды за шесть дней?
Задания для группы "Бизнесмены":
1. Начинающий бизнесмен положил на свой счет в банке 500 000 тенге. Через некоторое время он снял со счета эти деньги и взял в кредит 200 000 тенге. Каким числом теперь оценить остаток на его счете в этом банке?
2. В кассе было
25 000 тенге. В течение дня кассир несколько раз выдавал и принимал деньги,
делая записи: тг.,
тг.,
тг,
тг,
тг.,
тг. Сколько тенге осталось в кассе
в конце дня?
Задания для группы "Спортсмены":
Объясните, что означают следующие данные:
1. На соревнованиях по футболу результаты команд иногда сравнивают по разнице забитых и пропущенных мячей.
2. Запишите с помощью знака (+) или (-) разницу забитых и пропущенных мячей:
Оценивание. Наблюдения учителя.
Учитель наблюдает за работой учащихся;
Взаимооценивание. Группы оценивают работу 3-х других групп.
Дескрипторы:
1. Учащиеся соблюдают правила групповой работы;
2. Учащиеся верно определяют изменение количества в положительную сторону;
3. Учащиеся верно определяют изменение количества в отрицательную сторону;
4. Учащиеся верно обосновывают ответ.
Работа над ошибками, коррекция знаний: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, консультируют по вопросам, вызвавшим затруднения (лидерство, уважение, сотрудничество).
В конце урока учащиеся проводят рефлексию:
- что узнал, чему научился
- что осталось непонятным
- над чем необходимо работать
Домашнее задание (приложение 6).
Навыки поиска дополнительной информации из Интернета Использование Интернет-ресурсов: https://www.youtube.com/watch?v=V_3t1YtU2Pc
В процессе изучения и закрепления нового материала будет использованы материалы из Интернет-ресурса https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/12/08/obobshchayushchiy-urok-po-teme-deystviya-s-polozhitelnymi-i и презентация " Использование целых чисел при описании величин" автора и составителя КСП .
Использованные ресурсы
• Алдамуратова Т.А., Байшоланов Т.С., Байшоланов Е.С. Математика.6 класс. В двух частях. Часть1.
• Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. , Якир М.С. . Математика. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций.
• Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в Ч.2
• http://www.cleverstudents.ru/numbers/integers.htm
• https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/12/08/obobshchayushchiy-urok-po-teme-deystviya-s-polozhitelnymi-i l
• https://www.youtube.com/watch?v=V_3t1YtU2Pc
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.